Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:45, реферат
Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств.
Введение 3
1. Понятие и классификация политических систем.
2. Структура политической системы общества.
3. Функции политической системы
4. Типология политических систем.
4.1. Типология политических систем Г.Алмонда.
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Политология»
на тему: «Политическая система общества»
подготовила:
студентка 3 курса 32 группы
Костылева М.Ю
проверил:
преподаватель
Шпека И.И.
Набережные Челны 2006 год
Содержание
Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.
Способность общества
Понятие «политическая система»
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определённую целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Появление этой категории
непосредственно связано с
Понятие «политическая
система» является одним из основных в политологии
и позволяет представить политическую
жизнь, политический процесс в определённой
целостности и устойчивости, акцентируя
внимание на структурной, организационно-
Его использование позволяет выдели
В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идёт о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определённую целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в неё элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единство целого.
Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей её средой, на взаимозависимость между ними. В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается её целостность.
Каждый структурный компонент системы, можно рассматривать с двух сторон: с одной – в качестве подсистемы в рамках данного целого, с другой – в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования так далее. Система, взятая в качестве исходной, в свою очередь может являться одним из составных элементов системы более широкого масштаба.
Слово «политическая» в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, её отличие от других общественных систем. Назначение рассматриваемого слова состоит, следовательно, в том, чтобы с самого начала было ясно, в каком конкретном виде систем человеческого общества идёт речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.
Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В её основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем её структурным элементам. Политика - непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.
Наконец, понятие «общество» даёт ответ на вопрос об уровне политической системы.
Политическая система
– это универсальная
В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относя к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения и движения, в другом случае – комплекс основополагающих идей политики, в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем в ряде других стран приобрёл широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривали как политическое поведение, политический процесс в рамках определённых организаций, объединений, общностей людей, даже при том, что эти институты могут быть и не политическими по своему характеру.
Эти представления о политической системе общества, естественно получили соответствующее отражение в предложенных их сторонниками определениях.
Д. Истон политическую систему общества рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»
Истон рассматривал систему как некий «чёрный ящик», мало интересуясь при этом происходящим внутри него. Он анализировал главным образом отношения системы со своей средой, которая в свою очередь состоит из комплекса других систем, входящих в глобальную социальную систему: экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и так далее. Отношения между политической системой и её средой определяются двоякого рода элементами: интересами, требованиями и поддержкой граждан, дающими системе импульс для действия и называемыми входом, и решениями, которые принимает система в качестве реакции на эти интересы, требования и поддержку, которые называются выходом. Или иначе говоря вход идёт со стороны среды и даёт импульс системе, а выход является реакцией системы на импульс среды. Таким образом осуществляется обратная связь между входом и выходом. Выход вызывает обратную реакцию среды, который порождает новый вход, на который система реагирует новым выходом, и так далее до бесконечности. (Рис.1)
Рис.1.
требования решение
поддержка действия
окружающая среда
И. Хус политическую систему общества определяет как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин, формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определённой философии, религии, формы правления».
Ст. Колман пишет: «Система может быть определена как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями».
Согласно определению Т. Мадрона политическая система общества представляет собой «совокупность объектов и их признаков, скреплённых сетью отношений».
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Это универсальная управляющая
система общества, компоненты которой
связаны политическими
Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политической сферой жизни общества следующих признаков:
во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности – распад, дезинтеграция общества;
во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значения упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь – очень динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушение сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей;
в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определённой духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга;
в-четвёртых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов а внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы.
Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:
Институциональный компонент, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и другие). Ведущим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.
Функциональный компонент, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства, воздействия на общественную жизнь и другое).
Регулятивный компонент, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и другое). Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы – основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствую внимание со стороны власти.
Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. В Советском Союзе после смерти Сталина, когда преемственность новых лидеров устанавливалась без физического уничтожения должностных лиц, стало очевидным, что фундаментальная форма системы изменилась.