Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:57, контрольная работа

Описание

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию.

Содержание

1. Понятие политической системы, ее функции
2. Типология и закономерности политических систем

Работа состоит из  1 файл

к р по политологии.docx

— 35.69 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 

Высшего профессионального  образования

 

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по (дисциплине):     Политология   

 

на тему:      Политическая система общества   

 

 

 

 

Преподаватель: Коноплева Л.А.

 

Студент: Чистяков Александр Николаевич

 

Направление: Управление качеством в производственно-технологических системах

Группа УК-12 СР

 

Екатеринбург

2012 г.

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие политической системы, ее функции
  2. Типология и закономерности политических систем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Политическая система - это  основополагающая форма организации  политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные  общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются  прежде всего по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Основание теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем  реформирования российского общества.

 

  1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ

Политическая система  как одно из основополагающих понятий  социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин «политическая система» встречается еще в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни. В «Политике» Аристотеля мы читаем: « форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве».

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного  общества политической деятельности и  политических отношений.

Индийский политолог П. Шаран, анализируя современные учения о  политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия «политическая система», которое охватывает сферу политической деятельности «всех лиц и все институты, участвующие в политическом процессе». Имеющиеся в литературе определения подтверждают его мнение.

Понятие «политическая система» - это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.

Политическая система  существует в реальной стране или  группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или  интернациональное). Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность  подходов в его анализе.

Политической системе  свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют  специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта  система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным  образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание  института лидерства достаточно точно характеризует специфику  политической системы, целенаправленно  формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.

Органы власти - органическая часть политических институтов, в  чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации - это совокупность разрабатываемых  норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве  политической деятельности и отношений.

Политическая система, поскольку  она является орудием осуществления  власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для  большинства граждан, интересов, выступает  по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы  и другие - все они опираются  на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о  первенстве политики по отношению к  другим системам общественного организма.

Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической  структурой общества, остается надстройкой  по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы  социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие  социальные группы, классы, слои. Политическая система - это организация больших  социальных групп в сфере власти и управления.

Являясь самостоятельным  организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно  говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные  способности:

1) регулирующая, касающаяся  управления поведением групп  и индивидов (введение норм, действие  администрации и т.д.);

2) экстракционная, связанная  с добыванием необходимых для  своего функционирования экономических  и других ресурсов;

3) дистрибутивная - способность  распределять и перераспределять  ресурсы, блага, услуги, знаки  отличия и прочее;

4) реагирующая, связанная  с необходимостью постоянно отвечать  на требования социальной среды,  адаптироваться к ее изменениям.

П. Шарон вполне обоснованно  добавляет еще пятую, не менее  существенную, а возможно, самую  важную способность: саморегуляции, характеризующую  внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Функциональный подход в  анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом, в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации. Разумеется, они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.

Функции политической системы, обращенные в большей степени  к другим подсистемам общества:

Первое. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного  общества, страны. Политическая система  есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия  власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется  монополия на издание законов, имеющих  общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда - это легитимная, поддерживающая порядок  или трансформирующая система в  обществе.

Политической системой устанавливаются  и осуществляются определенные формы  и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические  и авторитарные. Применяется та или  иная субординация и координация  политических институтов.

Институционализация политической системы осуществляется через конституцию - свод утвержденных в правовом порядке  образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

Второе. Политическая система - управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства  населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику  значительно уже, чем в странах  социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется  двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает сознательное творчество масс.

Политика как форма  организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим  фактором исторического прогресса. В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как  его социальные организации не были развиты в достаточной степени  и уступили свои роли государственным  структурам.

Действие политической системы  как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей  страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской  истории лишь как практического  воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

Третье. Политическая система  выполняет интегративную функцию  в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и  слоев населения, поскольку это  необходимо для сохранения статус-кво  общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность  реализовать как интересы системы  в целом, так и интересы отдельных  групп.

Четвертое. Одна из важнейших  функций политической системы - создание необходимых политических условий  для функционирования и прогресса  экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой  политики, регулирование финансовой системы и т.п.).

Пятое. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экокатастрофы.

Словом, политическая система  реализует функцию целеполагания  и целедостижения, обеспечивает порядок  в обществе, держит под контролем  процессы социальной напряженности  в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия  для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо  или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

Что касается функционального  уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельность: а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные  политические роли; б) по осуществлению  политической социализации, т.е. процесса внедрения политической культуры в  сознание и поведение индивидов  и масс.

 

2.ТИПОЛОГИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Характер, качественные признаки политических систем определяются типом  общественных организмов. Каково в  целом данное общество, такова и  политическая система, поскольку она  его часть. Типологию политических систем изучает сравнительная политология, являющаяся самостоятельным разделом теории политики.

В рамках темы надлежит рассмотреть вопросы о критериях классификации политических систем и описать основные, чаще всего встречающиеся в литературе, типы систем. Эти вопросы имеют концептуальный характер. Прежде всего в смысле определения подхода к проблеме типологии. Известны формационный и цивилизационный подходы в анализе исторического процесса. Суть первого, обоснованного К. Марксом, заключается в расчленении мировой истории на качественно определенные этапы развития человеческого общества, которые именуются общественно-экономическими формациями. С позиции такого подхода вполне оправданно говорить о формационных, внутриформационных и переходных типах политических систем. Они определяются характером способа производства материальных благ и социально-классовой структуры, присущих соответствующим типам обществ.

Информация о работе Политическая система общества