Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, действий, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание

Введение 3
Политическая система общества 4
1. Понятие и структура политической системы общества 4
2. Типология политических систем 6
3. Политическая система Республики Беларусь 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Континентально-европейская  система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в  целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых  культур, общество разделено на множество  субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате - под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (на пример, политические системы стран Центральной Европы).

Доиндустриальные  и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. Различают демократические и авторитарные политические системы.

 Демократической  политической системе свойственно:

    • наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;
    • признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;
    • построение и функционирование государственного аппарата по принципу “разделения властей”, причем единственным законодательным органом считается парламент;
    • признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

 

3. Политическая  система Республики Беларусь

 

Политическая  система Республики Беларусь сформировалась на постсоветском политическом пространстве под воздействием масштабных преобразований, вызванных перестройкой и распадом СССР. За два последних десятилетия сфера организации верховной власти в постсоветских государствах претерпела радикальные изменения. Политический кризис начала 1990-х гг. сменили процессы институционализации и стабилизации власти, ориентированные на эффективное управление, создание механизмов поддержки и легитимации политической системы. Изучение трансформации политических систем постсоветских стран представляет особый интерес в силу уникальности происходящих процессов. Выступая на Первом съезде ученых, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что следует «больше внимания уделять объективному исследованию отечественной истории, выработке философских оснований белорусской модели социально-экономического развития, которая признана во всем мире, изучению ее политической составляющей…» 1.

Получение внутренне  непротиворечивых, достоверных знаний о политике невозможно без определения исходного методологического инструментария, с помощью которого осуществляется исследование объекта научного поиска. Современное научное знание предлагает большой выбор теоретико-методологических подходов к анализу политической системы. От того, на каком базовом методологическом подходе строятся определение и понимание политической системы, зависит не только выделение ее элементов и определение границ, но и оценка эффективности ее функционирования. Это влечет за собой необходимость систематизации накопленного наукой потенциала изучения политики, определение его познавательных возможностей в исследовании политической системы Республики Беларусь.

Развитие любой  науки напрямую связано с совершенствованием ее понятийного аппарата. Понятие «политическая система» является основополагающим понятием не только для политической науки, но и других дисциплин социально-гуманитарного цикла. Широкое и порой разноплановое применение данного термина требует строгого научного определения возможностей его использования в отношении политической составляющей Республики Беларусь.

Общепризнано, что исследовательский результат  обладает большей научной ценностью, если отражает не одну, а несколько  граней объекта научного поиска. Не случайно категория «политическая  система» была введена в научный оборот в середине ХХ века в рамках системного подхода, смысл которого – вычленить максимальное количество элементов, имеющих значение для анализа политической жизни. На рубеже второго и третьего тысячелетий политическая жизнь усложнилась настолько, что для адекватной оценки происходящего в Республике Беларусь стало недостаточно объяснительных моделей, разработанных в середине ХХ века. Реалии последних двух десятилетий требуют дальнейшей разработки теоретико-методологического инструментария анализа, способного отразить специфику становления и функционирования политической системы Республики Беларусь.

Республика  Беларусь является унитарным демократическим  социальным правовым государством.

Беларусь –  президентская республика. Президент  Республики Беларусь избирается народом и наделен широкими полномочиями во всех сферах государственного управления (издает декреты, имеющие силу закона; определяет структуру Правительства; подписывает законы, принятые Парламентом; является Главнокомандующим Вооруженными силами и др.).

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент  — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

       Национальное  собрание было создано  в 1996 году в связи с изменением  Конституции, когда прекратились  полномочия Верховного Совета  Республики Беларусь, бывшего парламентом  до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

       Состав  Палаты представителей  — 110 депутатов. Избрание депутатов  осуществляется на основе всеобщего,  свободного, равного, прямого избирательного  права при тайном голосовании.  Выборы происходят по одномандатным  округам. Исполнительную власть осуществляет Правительство (Совет Министров Республики Беларусь), возглавляемое Премьер-министром. Премьер-министр назначается Президентом с согласия нижней палаты Парламента. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

Судебная власть принадлежит Конституционному Суду, судам общей юрисдикции (Верховный  Суд, областные суды и Минский городской суд, районные, городские и военные суды) и хозяйственным судам (Высший Хозяйственный суд, областные хозяйственные суды и хозяйственный суд г. Минска) и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Избирательное право в Республике Беларусь построено  на демократических принципах, предусматривающих  всеобщее, равное, прямое избирательное  право при тайном голосовании  и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства.

 В Республике  Беларусь на основе  прямых  выборов избираются Президент   Республики Беларусь, депутаты Палаты  представителей, депутаты местных  Советов депутатов. Путем косвенных  выборов на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов избираются члены Совета Республики.

       Одной из процедур, позволяющих  избирателям  осуществить свободное  волеизъявление, является тайное голосование. В Республике Беларусь принцип тайного голосования  закреплен в статье 68 Конституции, в статье 9 Избирательного кодекса, запрещающей контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования.

Конституция страны принята в 1994. Действует с изменениями и дополнениями, принятыми на общенациональных референдумах 1995.05.14 (русскому языку придан равный статус с белорусским языком, Президент наделен правом распускать Парламент и назначать новые выборы), 1996.11.24 (принята новая редакция конституции, закрепившая переход к президентской форме правления: расширены полномочия президента и реформирована система органов власти) и 2004.10.17 (исключено ограничение на количество избраний одного и того же лица Президентом).

Характерными признаками административно-территориальных единиц являются:

 • единство  и неотчуждаемость территории  Республики Беларусь;

 • сочетание  общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего  на соответствующей территории;

 • гласность  и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства;

 • максимальное  приближение государственного аппарата  к населению; 

 • равномерность,  сбалансированность и комплексность  развития административно-территориальных  единиц;

 • четко  определенные границы, наименование  административно-территориальной единицы,  административный центр, в котором  располагаются органы власти; примерное  равенство размеров территории  и численности населения административно-территориальных  единиц одного вида;

 • осуществление  местными Советами депутатов,  исполнительными органами своих  полномочий в пределах границ  соответствующих административно-территориальных  единиц и др.

       Территория  Республики Беларусь  делится на территорию столицы  Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов (всего 118) и городов областного подчинения (37) как административно-территориальных единиц. Территория района делится на сельские советы, сельские населенные пункты и поселки, являющиеся территориальными единицами.

Основные  политические партии Беларуси, учитывая их примерную  расстановку в политическом спектре  от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Белорусская политическая партия "Зеленых", Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия женщин "Надежда", Партия "Беларуская сацыял-дэмак-ратычная Грамада", Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ.

 

Заключение

 

Итак, политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она обхватывает  сферу политических отношений и действий и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно найти как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое роль населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество разных понятий политической системы. Это разъясняется тем, что  отдельные исследователи избирают различные критерии для свойства политической системы либо преследуют различные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие главные признаки политической системы:

      • во-первых, тесная связь её с государственной властью, с борьбой за государственную власть и её воплощение;
      • во-вторых, выражение политических интересов разных классов, социальных слоев и групп;
      • в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;
      • в-четвертых, урегулированность отношений меж институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных  признаков политическую систему  определяют как совокупность государственных  и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы разных социальных групп и обеспечивающих их роль в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей её функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Республики Беларусь1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). - 2-е изд. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2007. -64 с.
  2. Мельник, В.А. Политология : учебник / В.А. Мельник. – Минск : Высш. Школа, 2008. – 543 с.
  3. Зеркин, Д.П. Основы политологии : курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1996. – 544с.
  4. Хилюта, В. Государство и общественные объединения В. Хилюта // Беларус. Думка. – 2004. - № 10. – С. 136-139.
  5. Политология : учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2008. -543 с.

1 Лукашенко, А.Г. Стратегия будущего / А.Г. Лукашенко // Первый съезд ученых Республики Беларусь : сб. материалов, Минск, 1–2 нояб. 2007 г. / редкол.: А.Н. Косинец (председатель) [и др.]. – Минск, 2007. – С. 35.


Информация о работе Политическая система общества