Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:59, контрольная работа
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, действий, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Введение 3
Политическая система общества 4
1. Понятие и структура политической системы общества 4
2. Типология политических систем 6
3. Политическая система Республики Беларусь 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате - под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (на пример, политические системы стран Центральной Европы).
Доиндустриальные
и частично-индустриальные политические
системы имеют смешанную
Демократической
политической системе
3. Политическая система Республики Беларусь
Политическая система Республики Беларусь сформировалась на постсоветском политическом пространстве под воздействием масштабных преобразований, вызванных перестройкой и распадом СССР. За два последних десятилетия сфера организации верховной власти в постсоветских государствах претерпела радикальные изменения. Политический кризис начала 1990-х гг. сменили процессы институционализации и стабилизации власти, ориентированные на эффективное управление, создание механизмов поддержки и легитимации политической системы. Изучение трансформации политических систем постсоветских стран представляет особый интерес в силу уникальности происходящих процессов. Выступая на Первом съезде ученых, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что следует «больше внимания уделять объективному исследованию отечественной истории, выработке философских оснований белорусской модели социально-экономического развития, которая признана во всем мире, изучению ее политической составляющей…» 1.
Получение внутренне непротиворечивых, достоверных знаний о политике невозможно без определения исходного методологического инструментария, с помощью которого осуществляется исследование объекта научного поиска. Современное научное знание предлагает большой выбор теоретико-методологических подходов к анализу политической системы. От того, на каком базовом методологическом подходе строятся определение и понимание политической системы, зависит не только выделение ее элементов и определение границ, но и оценка эффективности ее функционирования. Это влечет за собой необходимость систематизации накопленного наукой потенциала изучения политики, определение его познавательных возможностей в исследовании политической системы Республики Беларусь.
Развитие любой науки напрямую связано с совершенствованием ее понятийного аппарата. Понятие «политическая система» является основополагающим понятием не только для политической науки, но и других дисциплин социально-гуманитарного цикла. Широкое и порой разноплановое применение данного термина требует строгого научного определения возможностей его использования в отношении политической составляющей Республики Беларусь.
Общепризнано,
что исследовательский
Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством.
Беларусь – президентская республика. Президент Республики Беларусь избирается народом и наделен широкими полномочиями во всех сферах государственного управления (издает декреты, имеющие силу закона; определяет структуру Правительства; подписывает законы, принятые Парламентом; является Главнокомандующим Вооруженными силами и др.).
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.
Национальное собрание было создано
в 1996 году в связи с изменением
Конституции, когда
Состав Палаты представителей
— 110 депутатов. Избрание депутатов
осуществляется на основе
Судебная власть принадлежит Конституционному Суду, судам общей юрисдикции (Верховный Суд, областные суды и Минский городской суд, районные, городские и военные суды) и хозяйственным судам (Высший Хозяйственный суд, областные хозяйственные суды и хозяйственный суд г. Минска) и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.
Избирательное право в Республике Беларусь построено на демократических принципах, предусматривающих всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства.
В Республике
Беларусь на основе прямых
выборов избираются Президент
Республики Беларусь, депутаты Палаты
представителей, депутаты местных
Советов депутатов. Путем
Одной из процедур, позволяющих
избирателям осуществить
Конституция страны принята в 1994. Действует с изменениями и дополнениями, принятыми на общенациональных референдумах 1995.05.14 (русскому языку придан равный статус с белорусским языком, Президент наделен правом распускать Парламент и назначать новые выборы), 1996.11.24 (принята новая редакция конституции, закрепившая переход к президентской форме правления: расширены полномочия президента и реформирована система органов власти) и 2004.10.17 (исключено ограничение на количество избраний одного и того же лица Президентом).
Характерными признаками административно-
• единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь;
• сочетание
общегосударственных интересов
и интересов населения,
• гласность
и учет общественного мнения при решении
вопросов административно-
• максимальное
приближение государственного
• равномерность,
сбалансированность и
• четко
определенные границы,
• осуществление
местными Советами депутатов,
исполнительными органами
Территория Республики Беларусь
делится на территорию столицы
Республики Беларусь и территории областей
как административно-
Основные политические партии Беларуси, учитывая их примерную расстановку в политическом спектре от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Белорусская политическая партия "Зеленых", Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия женщин "Надежда", Партия "Беларуская сацыял-дэмак-ратычная Грамада", Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ.
Заключение
Итак, политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она обхватывает сферу политических отношений и действий и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно найти как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое роль населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.
В науке существует
множество разных понятий политической
системы. Это разъясняется тем, что
отдельные исследователи
С учетом названных
признаков политическую систему
определяют как совокупность государственных
и негосударственных
Список использованной литературы
1 Лукашенко, А.Г. Стратегия будущего / А.Г. Лукашенко // Первый съезд ученых Республики Беларусь : сб. материалов, Минск, 1–2 нояб. 2007 г. / редкол.: А.Н. Косинец (председатель) [и др.]. – Минск, 2007. – С. 35.