Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Описание

Специфика политической сферы общественной жизни состоит в том, что в этой сфере концентрируются проблемы власти и управления, проблемы руководства и исполнения, господства и подчинения. Власть - необходимый атрибут любого общества, так как она обеспечивает его единство. Она есть выражение воли общества, класса, группы людей или личности, которая в данном обществе выступает как воля господствующая. Властные отношения - это всегда отношения между людьми, а виды и формы их могут быть самыми разнообразными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2
Сущность и структура политической системы общества……………… 4
Функции и типология политических систем общества………………… 9
Заключение………………………………………………………………. 17
Список литературы……………………………………………………… 18

Работа состоит из  1 файл

3.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

        Из сказанного следует, что  политическая система общества - это не соединение классов, наций, других социальных групп и личностей, как иногда утверждают. Её элементами, прежде всего, выступают определенные институты (организации, объединения, учреждения), отражающие интересы определенных социальных сил. Специфическое сочетание элементов политической системы (государство, политические партии,  общественные организации) дает новое качество,  а не просто механическую сумму. Это новое качество определяется предназначением системы, то есть обеспечением функционирования политической власти. Вместе с тем политическая система имеет свои подсистемы. Так,  государство - это подсистема политической системы, но в то же время оно само является системой, представленной государственными учреждениями: парламент, правительство, суд, вооруженные силы, региональные и местные органы управления. Политическая партия - это элемент политической системы, но в то же время она сама является системой,  состоящей из своих специфических структурных элементов, а именно: партийные органы, печатные издания, партийные организации на местах.

      В связи с тем, что в политической  системе общества функционируют государство, политические партии, общественные организации, а также активную роль в ней играют люди, то принципиальное значение имеют определенные правовые нормы, выполняющие регулятивную функцию. Политика и право неразрывно связаны друг с другом. Но право не только является выражением политики и её закреплением. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на всю политическую деятельность, регулирует отношения между властью и населением, между классами, социальными группами, между политическими партиями, общественными организациями, а также их отношения с государством. Необходимо отметить, что роль права, как регулятора политической деятельности постоянно возрастает.

       Вместе с тем правовому регулированию  не подлежат внутрипартийные  отношения, отношения между партиями  и другими организациями, хотя  в их деятельности, правовые нормы играют также большую роль. 

              3. Функции и типология политических систем общества

         Жизнедеятельность политической  системы общества проявляется в процессе выполнения её функций, которые определяют её структуру, институты и прочие действия. В научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу о функциях политической системы общества. Например, функциональная теория Т.Парсонса и Р.Мертона делает акцент на тех сторонах политической системы, которые способствуют её упрочению: согласование ценностей и нош, высокой степени интеграции её составных частей, раскрываются также те механизмы, которые поддерживают её статус кво. В отечественной литературе наиболее широкое распространение получила точка зрения профессора Ф.Бурлацкого, который считает, что основными функциями политической системы являются:

           1) определение целей и задач  общества;

           2) мобилизация ресурсов;

           3) интеграция всех элементов общества;

           4) легитимизация, под которой  понимается достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

           Кратко остановимся на каждой  из них.

          Функция определения целей и задач общества - это выработка политических целей, касающихся изменения или укрепления власти, государственных институтов, развития демократии, классовых, национальных отношений, а также целей развития других сфер общественной лизни: экономической, социальной, духовной. Эти цели закрепляются в Конституции страны, её законах, в программных документах политических партий. Например, в «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки» (1776 год) говорится, что для обеспечения неотъемлемых прав (права на жизнь, на свободу, на стремление к счастью), люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых. Если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организации управления, в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечивать безопасность и благоденствие народа. В конституциях многих современных государств такие провозглашается принцип демократии, справедливости, благополучия, Не составляет исключения в этом плане и Конституция Российской Федерации.

           Функция мобилизации ресурсов - для осуществления выработанной цели и конкретных задач необходимо мобилизовать все ресурсы, имеющиеся в данное время в обществе, а именно: производственные, трудовые, научные, природные, сырьевые, финансовые, духовные, нравственные. Поэтому эта функция политической системы реализуется через социальное управление, то есть регулирование всех сторон жизни общества в направлении избранной цели. При этом важную роль играет распределение полномочий между органами государственной власти всех уровней, четкая ответственность и законность действий, объективная информация общества о ходе выполнения и результатах выполнения принятых политических решений. Естественно, что эта функция выполнима только в стабильной политической обстановке в обществе. А в кризисных ситуациях она проявляется в форме борьбы консервативных и демократических сил за обладание этими ресурсами.

            Функция интеграции всех элементов общества состоит в том, что общество представляет собой сложную систему, охватывающую как все сферы его жизнедеятельности, так и интересы его граждан и различных социальных групп. Интегрирующим, системообразующим фактором является политическая власть, реализация которой возможна при условии защиты этой властью интересов большинства общества и поддержке её политического курса со стороны большинства, её избравшего. Эта функция имеет властно-политический характер, что означает следующее: во-первых, государственные решения являются обязательными на территории данной страны; во-вторых, государство использует закон и право для регулирования общественных отношений; в-третьих, политика властей должна иметь общественный авторитет; в-четвертых, в политической системе имеет место определенная субординация между всеми политическими институтами, а также внутри каждого из них (государство, партии, общественные организации). Эта функция реализуется по-разному в зависимости от типа политического режима (демократического или тоталитарного), а также от уровня социально-экономического развития общества, расстановки политических сил в нем, от исторических, национальных и других традиций. Чем полнее реализуется эта функция, тем устойчивее и стабильнее протекает процесс общественного развития и менее вероятно социальное противостояние, и социальные конфликты.

           Функция легитимизации имеет принципиальное значение, так как законность, правопорядок и правосознание граждан являются основой стабильности общества, эффективного функционирования всех элементов политической системы. Эта функция означает степень соответствия политической жизни, в какой степени законы защищают интересы, прежде всего человека от произвола властей, интересы всего общества и обеспечивают - тем самым стабильную обстановку. В демократическом обществе существует механизм обеспечения законности и правопорядка, в тоталитарном же обществе такой механизм отсутствует, поэтому объявленные там законы имеют формальный, декларативный характер, они призваны маскировать деспотичный характер власти.

       Функция урегулирования конфликтов. Любая политическая инстанция, обладающая монополией на законное принуждение, вынуждена неизбежно решать задачи, связанные с возникновением и урегулированием социальных конфликтов, возникающих в том или ином обществе. Если конфликт порожден притязаниями извне, тогда необходимо организовать быстрый и надлежащий отпор. Если же конфликт - раздирает общество по причине нищеты, недостатка материальных благ и нарушения соответствующих пропорций в их распределении, территориальных притязаний одной этнической группы к другой, недовольством политикой правительства и т.д.,   то его   следует урегулировать,  чтобы междоусобные распри не погубили саму политическую систему. В распоряжении институтов и органов,  обладающих властью, есть три типа стратегии урегулирования конфликтов.

           Первый.  Стратегия отрицания  или подмены, Это такой способ  отношения к конфликту,  когда его отрицают, дают ему тлеть или перемещают в другую плоскость,  в другую область. Такая стратегия была характерна для руководства нашей страны на протяжении всех послевоенных лет.  В обществе создавалась видимость отсутствия каких-либо конфликтов, отрицалась даже сама возможность их возникновения, хотя на деле конфликтные ситуации назревали, особенно на национально-этнической почве   и, при стечении определенных обстоятельств, прорывались наружу (Нагорный Карабах, Прибалтика, Приднестровье и др.).    Сама же необходимость избегать решения реальных конфликтов формирует политиканскую риторику власть предержащих,  отрыв от суровой действительности, что в свою очередь подрывает доверие граждан к власти.

          Второй. Стратегия переговоров. Применение  этой стратегии необходимо,  чтобы избежать применения насилия и,    возможно,  когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Переговоры на международном уровне, разумеется,  подчиняются особым законам, потому что на них сходятся такие субъекты права,  которые не имеют между собой обязательных отношений и друг другу не подчиняются: суверенные    государства или международные организация. И,  наоборот, «внутренние» переговоры отражают как бы добрую волю правительства,  за которой всегда стоит возможность прервать их посредством одностороннего акта.

           Третий. Стратегия конфронтации. Эта  стратегия, независимо от того, избрана она добровольно или  навязана властным структурам  их противниками, демонстрирует нарушение консенсуса. Конфронтация обязательно выдвигает на авансцену политики во всей грубой неприкрытости явно неразрешимый антагонизм. И в этом качестве она вводит в оборот весьма важное понятие «кризис». При углублении конфронтации кризис, как правило, перерастает в вооруженные столкновения и даже в широкомасштабные военные действия.

          Необходимо отметить еще одно  важное обстоятельство. Все функции  политической системы взаимосвязаны  и взаимообусловлены, что также  является системообразующим фактором, придающим политической системе новое качество, не сводимое к сумме её отдельных элементов.

          Функции политической системы  осуществляются практически во всех сферах жизнедеятельности общества и реализуются в основных направлениях этой деятельности, как то:  

        1) определение внутренней и внешней политики государства;

        2) выработка конкретных программ деятельности в интересах всех классов, социальных групп, наций и народностей;

         3) управление социально-экономическими, политическими и культурными процессами;

         4) дальнейшее совершенствование  самоуправления народа и

демократии;

         5) укрепление социально-политического  единства общества. Преодоление конфликтных ситуаций;

         6) взаимоотношения с политическими  системами других

стран.

          Все эти основные направления  в деятельности политической системы реализуются посредством структурных элементов её составляющих. О них мы говорили выше.

          В реальной жизни функционирование  политической- системы, осуществление её деятельности происходит в рамках определенных политических режимов, то есть   посредством конкретных приемов, методов, способов реализации власти, осуществления политики. Существует два типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Учитывая, что политический режим есть способ существования и функционирования политической системы,    коротко дадим характеристику каждому из вышеназванных.

          Характерными чертами демократического  режима являются:

         - разделение властей: законодательной,  исполнительной, судебной;

         - наличие правового государства;

         - наличие сдержек и противовесов,  исключающих возможность возникновения диктаторского режима;

         - двухпартийная или многопартийная  система;

         - наличие легальной политической  оппозиции, как в парламенте,  так и в обществе;

         -  наличие  гражданского общества.

         Тоталитарный режим основан на  произволе властей, репрессиях, терроре, отсутствии прав и свобод граждан, В основе тоталитарного режима лежит также абсолютная власть одного лица или группы лиц (клики), опирающаяся на насилие. Говоря словами Ш.Монтескье,  можно отметить, что  «абсолютная власть ограничивает свободу абсолютно».

Информация о работе Политическая система общества