Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:43, контрольная работа
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия,
Введение.
Политическая
система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу
В современной политологии существуют два подхода к пониманию сущности политической системы:
1) теоретический – это искусственно созданная теоретическая модель, позволяющая выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (политики в целом, политической жизни, государства, партий и т.д.);
2) эмпирический – это реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, который обеспечивается взаимодействием государства, партий, средств массовой информации, политических ассоциаций и объединений граждан, их взаимоотношениями, политическим сознанием и культурой.
Системный подход в политологии впервые был разработан Д.Истоном в 50-60-е гг. ХХ в. По его мнению, политическая система – это целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (всем остальным обществом) посредством "входа" (влияния среды на политическую систему) и "выхода" (воздействия политической системы на среду). Г.Алмонд, опираясь на идеи Д.Истона, разработал представление о механизме функционирования политической системы.
Функции "входа" (по Г.Алмонду):
1) политическая социализация ;
2) привлечение граждан к участию ;
3) артикуляция (формулирование, выражение) интересов граждан;
4) агрегация (согласование) интересов граждан, общества и государства.
Функции "выхода":
1) разработка норм (законов) общественной жизни;
2) применение законов в политической практике;
3) контроль за соблюдением законов.
"Вход"
в политическую систему
Виды требований:
1) распределительные (о зарплате, услугах, получении образования и т.п.);
2) регулировочные (о контроле над производством и рынком, обеспечении безопасности);
3) коммуникативные (о предоставлении информации о действиях властей и др.).
Формы поддержки:
1) уплата налогов;
2) выполнение воинского долга;
3) уважение властных институтов;
4) преданность руководству;
5) патриотизм и т.д.
Типы поддержки:
1) поддержка политического режима ;
2) поддержка власти ;
3) поддержка политического
Следует иметь в виду, что требования в целом ослабляют политическую систему, а поддержка ведет к ее усилению.
"Выход"
из политической системы
1) политических решений – законов, указов, регламентов, субсидий и т.п.;
2)
политических действий – мер по реализации
решений и решению актуальных проблем.
2.
Функции политической
системы
Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);
2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;
3) дистрибутивная – способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;
4) реагирующая, связанная с
Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.
Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации2. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.
Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:
Первое. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
Политической
системой устанавливаются и
Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
Второе.
Политическая система – управляющая
система. Она регулирует общественные
отношения, управляет различными сферами
жизнедеятельности людей в
Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
Третье. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения3.
Четвертое. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).
Пятое – защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
Словом,
политическая система реализует
функцию целеполагания и