Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание

Для тоталитарной политической системы характерны по мнению С.В. Решетникова «полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером».

Содержание

Типология политических систем общества……………………………..2
Структура политической системы общества……………………………5
Государство - основной структурный элемент политической
системы общества…………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………….10
Список использованной литературы……………………………………12

Работа состоит из  1 файл

политическая система общества.docx

— 36.42 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

  1. Типология политических систем общества……………………………..2
  2. Структура политической системы общества……………………………5
  3. Государство - основной структурный элемент политической

системы общества…………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………….10

Список  использованной литературы……………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типология политических систем общества. 

       В современном мире существует  многообразные политические системы.  В зависимости от различных  критериев предлагаются разные  классификации.

       В соответствии с цивилизационным  подходом политические системы  подразделяются на традиционные, модернизированные демократии и  тоталитарные.

       Для тоталитарной политической  системы характерны по мнению С.В. Решетникова «полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером». [14, с.234]

     Демократическая политическая система  общества предполагает «приоритет  прав личности, контроль общества  над властью. Ее характеризует  подлинный политический плюрализм». [14, с.235]

     По характеру взаимодействия  с внешней средой выделяют  открытые и закрытые политические  системы. Открытые системы активно  обмениваются ресурсами с внешним  миром, способны воспринимать  ценности других стран. Закрытые  политические системы характеризуются  ограниченными контактами с внешней  средой, не воспринимают иные  системы ценностей. Примерами  закрытых систем могут служить  бывшие страны социализма: СССР, ГДР, КНР. Развитые демократические  государства Запада представляют  собой пример открытых политических  систем общества.

      Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы общества. Например, политическая система англо-американского типа существует в США, Канаде, Великобритании, Австралии. Она характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов. Власть и ее влияние распределены между различными звеньями. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей. А.Ф. Вишневский пишет о следующих типах политических систем:

  1. «Континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия). Характеризуется расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа - либеральные ценности.
  2. Доиндустриальная или частично индустриальная политическая система (многочисленные страны Азии, Африки, Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру. В основе местных политических субкультур лежат ценности клана, рода, общины, племени. Найти согласия в данной политической системе общества, не прибегая к насилию, практически невозможно. Для этого типа политических систем свойственен авторитаризм, концентрация власти и влияния узкого круга лиц.
  3. Политическая система тоталитарного типа - это фашистская Италия, нацистская Германия, страны "мировой системы социализма, функционирует на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, степень насилия высока». [3, с.137-138]

     

  
 

Структура политической системы общества. 

       Политическая система чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Структурирование политической системы зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы - либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

      Системному подходу положил начало Д.Истон, четко написав границы политической системы и применивший понятие «входа» и «выхода» в политическую систему. «На «входе» он определяет два элемента – требования и поддержку, на «выходе» - решение и действия». [14, с.79]

      Структурно-функциональный подход дает видимо, больший простор для структуры политической системы общества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почти одни и охватывают одни и те же элементы. Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем или элементов. Итак, по мнению П. Шаран «политическая система общества состоит из следующих основных подсистем:

  1. институциональной – государство, политические партии, социально-экономические и другие организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупности политическую организацию общества и связанные с функционированием политической власти. Центральное место в ней принадлежит государству.
  2. регулятивной или нормативной – право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д., определяющие и регулирующие политическую жизнь общества;
  3. функциональной – методы и способы политической деятельности, составляющие основу политического режима, т.е. совокупность методов и способов осуществления власти.
  4. идеологической – политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология, т.е. совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества». [15, с.125]

     Р.Ж. Шварценберг и С.В. Решетников выделяют также культурную и коммуникативную подсистемы. Культурная подсистема включает «комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности и является интегрирующим фактором политической системы. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия и является совокупностью отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики». [17, с.87 и 14, с.68]

     В структуру политической системы включают и «политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей». [11, 257]

     В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся «профсоюзы, кооперативные и иные организации». [2, с.129] Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

      Имеются некоторые спорные моменты в вопросе отнесения некоторых общественных образований в структуру политической системы. Так, спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что «в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей». [5, с.389]

     Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

     В.Г. Графский выделяет следующие элементы политической системы:

  1. «Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.
  2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
  3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
  4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
  5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации)». [6, с.398]

    Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государство - основной структурный элемент политической системы общества. 

      Особое место и роль государства  в политической системе общества обусловлены следующими факторами:

    1. Выделившись из общества, государство становится его единственной властвующей политической организацией. Государственная власть - главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием государственная власть охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а «объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности». [5, с. 307] С деятельностью государства связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.      Например, Конституция Российской Федерации закрепляет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». [10, п.1, 2 ст.3]
    2. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Разветвленная система юридических средств воздействия позволяет государству использовать различные методы убеждения и принуждения.
    3. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы.

Государство имеет право на сбор денежных средств  с населения и организаций (налоги, займы) и их распределение.

4) Государство обладает суверенитетом. Государство является представителем всего народа внутри страны и на международной арене. Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.

Информация о работе Политическая система общества