Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 09:20, доклад
Швейцария - страна в самом сердце Европы и Альп, занимает площадь немногим более 40 тыс. кв. м. В республике проживает при-мерно 0,03% населения земного шара - около 7 млн. человек. Однако, непропорционально к величине страны и числу ее жителей, Швейца-рия является одним из самых передовых в экономическом отношении государств планеты.
1. Введение
2. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире
3. Конституция государства
4. Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура
5. Форма государства
5.1. Форма государственно-территориального устройства
5.2 Форма правления
5.3 Тип политического режима
6. Форма избирательной системы
7. Основные политические партии (правящая, оппозиция)
8. Тип партийной системы
9. Правовое положение личности
10. Тип государства
11. Тип политической системы и его характеристика
12. Заключение
13. Список используемой литературы
Провозглашенные во время Французской революции 1789 г. права человека преследовали цель обеспечить свободу каждого отдельного человека и его личную независимость от сверхмогущества государства. Ту же цель преследуют и права человека, закреплённые в Конституции Швейцарской Конфедерации. В отличие от прав политических права человека принадлежат каждому человеку как личности. Они не обуславливаются государственным гражданством человека. К этим правам относятся:
Свобода вероисповедания и свобода совести. Каждый человек свободен в выборе своей веры, как религиозной, так и политической. Но то или иное вероисповедание не освобождает от выполнения гражданских обязанностей.
Свобода выбора религии и религиозного культа. Разрешаются все богослужебные действия, не попирающие мораль и общественный порядок.
Право на заключение брака. Ничто не может юридически препятствовать заключению брака, за исключением несовершеннолетия, близкого родства или психического заболевания. Ни отсутствие средств, ни различие вероисповеданий и гражданства не считаются препятствиями к браку.
Право на свободное выражение мнений. Это право относится к основным свободам демократии. Если отличающиеся друг от друга точки зрения не могут быть свободно представлены в прессе или публично, то это означает, что отсутствует база для независимого формирования мнений.
Свобода торговли и свобода предпринимательства. Конкуренция в рыночной экономике защищена этой охраняемой правом свободой.
В некоторых сферах Швейцарская Конфедерация обладает исключительными правами (“монополией”). Это таможенная монополия, монополия на выпуск монет и банкнот, на производство пороха и алкоголя.
Кроме Конфедерации исключительные права (“прерогативы”) имеют также кантоны в основном в рыболовстве и охоте.
Для некоторых сфер хозяйственной деятельности, влекущих за собой пользование общим достоянием, государство выдает “концессии” (например, для транспортных предприятий, водопроводных станций, добычи полезных ископаемых и т.д.).
Социальные права человека. Так называемые социальные права человека в Конституции Швейцарской Конфедерации не содержатся.
Гражданские права, обладателями которых являются только граждане Швейцарии:
Равенство перед законом (в узком смысле). Нарушение этого равенства может быть обжаловано через суд. Неимущие граждане могут воспользоваться финансовой помощью государства (бесплатный процесс и/или бесплатное предоставление адвоката).
Право свободного выбора места жительства. Закрепляется право каждого швейцарца поселиться в любом месте Швейцарии. Это право не исключает правил, связанных с регистрацией места жительства.
Право на создание объединений и свободу собраний находится на грани между гражданскими и политическими правами. Граждане имеют право собираться вместе с единомышленниками и создавать объединения всех видов. Это право разрешает образование политических партий, равно как и религиозных и экономических объединений.
Политические права
Осуществление политических прав принципиально предполагает швейцарское гражданство. Кроме того, тут должны соблюдаться и прочие условия (например, минимальный возраст и место жительства при праве голосовать, избирать и быть избранным). К политическим правам относятся пассивное и активное избирательное право, а также право на инициативу и участие в референдуме.
Об обязанностях гражданина Швейцарии
Обязательное обучение. Посещение школы в течение восьми или девяти лет является обязательным, а государственной школы — бесплатным.
Налоговая повинность. Граждане уплачивают в Конфедерации и в кантонах подоходный налог, а в некоторых кантонах ещё и налог на имущество. Большинство налоговых систем нацелены сегодня на прогрессивное налогообложение, т.е. большие доходы облагаются большими в процентном отношении налогами, чем более низкие доходы.
Воинская повинность. Каждый гражданин Швейцарии мужского пола является военнообязанным и должен проходить в возрасте от 20 до 50 лет — в качестве офицера до 55 лет — специальную подготовку, а в случае войны — действительную военную службу. Граждане, непригодные к прохождению военной службы, выплачивают определенную сумму в качестве компенсации. Военное устройство Швейцарии претерпевает в настоящее время изменения, а именно возрастной ценз военнообязанных планируется снизить до 40 лет.
Обязанность голосовать. За исключением немногих кантонов, где неисполнение обязанности голосовать наказывается незначительным денежным штрафом (принуждение к голосованию), гражданин Швейцарии абсолютно свободен в использовании или неиспользовании своих политических прав.
Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственного механизма.
Западноевропейская
С точки зрения уровня социально-экономического развития Швейцария – высокоразвитое государство.
С точки зрения способа организации – республика.
С точки зрения государственного устройства – федеративное.
С точки зрения способов и методов осуществления государственной власти – демократическое.
Политическая система – универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны с политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.
Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти.
Политическая система выступает как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной. Границы политических систем подвижны. Они изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев.
В зарубежной политической мысли типы политических систем классифицируются по разным основаниям и критериям, что позволяет более конкретно анализировать, отличать достоинства одних типов политических систем и видеть недостатки других, как при одинаковых экономических структурах, так и их различных.
Политолог Ж. Блондель делит политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
Встречается и упрощённая классификация политических систем. Например, системы, ориентированные на традицию или статус-кво. Их главная цель – сохранить и поддержать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической и духовной сферах. Это также системы, ориентированные на перемены. Их цель структурные преобразования всех сфер жизнедеятельности общества.
Достаточно распространено деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические (Швейцария).
Швейцарскую Конфедерацию можно отнести к западной политической системе, так как в ней парламентская форма демократии.
Западные политологи выделяют три типа политических систем:
Существуют и другие
критерии классификации политических
систем. Это свидетельствует о
многомерности современных
В заключение я хотела бы сказать, что, когда чуть более ста пятидесяти лет назад было основано Швейцарское Федеративное государство, в сердце Европы возникло новое политическое и культурное образование, созданное на принципах свободы и равенства и отражавшее в себе плюралистические особенности страны. В то время Швейцария предвосхитила процесс европейского развития, поскольку на континенте еще господствовали старые режимы и монархии. Возникла особая политическая культура: внутри страны - демократические порядки и смена правительств, во внешней политике - самоизоляция и нейтралитет. Не случайно швейцарская республика избежала катастроф Первой и Второй мировых войн. После 1945 года началась эпоха удивительного экономического успеха.
Модель швейцарской государственности - высокая политическая культура, подлинная демократия, защита интересов национальных меньшинств, экономическое благополучие и экологическая безопасность.
1. Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996. – 286с.
2. Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. – М.: Республика, 1999. – 512с.
3. Обзор, составленный
Швейцарским Хельсинкским
Швейцарским Восточным
институтом и Фондом демократии - http://www.hrights.ru/text/b3/
4. Онлайн Энциклопедия
«Кругосвет» - http://www.krugosvet.ru/
5. Правовые системы стран мира: Энциклопедический
справочник - http://kommentarii.org/strani_