Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 02:25, контрольная работа
В последние десятилетия мир стал свидетелем впечатляющих изменений. Многое, из того, что устоялось в жизни целых поколений, пришло в движение - экономический уклад, идеология, политические отношения, государство, право. Задаются новые параметры мирового общественного устройства, и новой России предстоит найти в нем свое место.
В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые следует рассматривать в контексте общемировых тенденций. Страна находится в кардинально новой политической, социально-экономической и духовно-нравственной ситуации.
Введение
1. Политическая система общества. Понятие. Структура.
2. Функции политической системы.
3. Политический режим современной России.
4. Политическая система Российского общества.
Заключение.
Список литературы
- урегулирование конфликтов.
Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий.
В связи с этим оценка политической системы должна проводиться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценностей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.
Ведя речь о возможностях политической системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политическая система может обеспечить свое выживание тем, что способствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации (семья, школа, вуз, церковь, армия).
Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.
Политическая система общества состоит из взаимосвязанных подсистем:
Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.
Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
3. Политический режим современной России
С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.
О демократизме современной России неоднократно высказывался бывший президент страны В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов». А на российско-американском саммите в Братиславе в марте этого года, он подчеркнул, что возврата к тоталитаризму быть не может, однако демократия должна быть «адекватна нашей истории и традициям», а ее внедрение «не должно сопровождаться развалом государства и обнищанием народа».
Вместе с тем, ряд оппозиционно настроенных политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в стране уже пятый год идет реставрация разрушенного политического режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.
В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством.
Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности.
О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.
Российская действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.
Сегодня в государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. Поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувствует себя во многом защищенной правом и законом от произвола государственной власти. При всей неоднозначности положения в области прав человека, основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. В России права человека приобретают характер массовой ценности, что служит наиболее надежной гарантией против произвола.
У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.
Вместе с тем, в условиях нынешней социально-экономической и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации.
Так в президентской республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов все еще не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.
К примеру, законодательная власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной власть многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнения любых законов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план, что проявляется в зарезервированной за президентом возможности действовать через голову парламента при принятии законов или оказывать давление на представительные органы (право роспуска парламента, процедура подписания законов перед их вступлением в силу).
Трудный, сложный и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.
Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.
Во-вторых, переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.
В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства - расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.
Наконец, в менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.
В настоящее время политическая система переживает переходное состояние, определяемое следующими процессами:
- изменяется соотношение элементов в политической системе;
- формируется развивается и совершенствуется гражданское общество России;
- изменяется социальная роль государства, партий, групп давления;
-.'отыскиваются новые и реформируются старые регуляторы общественных отношении;
До сих пор не смолкают споры по какому пути идти России по "западному" - либерально-демократическому или открывать свой отечественный, индивидуальный путь с опорой на православие. Современная политическая мысль России дошла до осознания того, что демократия имеет разнообразные формы и виды. Во многих государствах идея демократии приняла ярко выраженные национальные особенности, где в воспринятые внешние формы демократии вкладываются свои исторически сложившиеся представления о взаимоотношении между народом и властью, принципы справедливости, понимание добра и зла.
4. Политическая система Российского общества
Политическая система современного российского общества - упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Основные принципы организации современной политической системы современного общества определены в Конституции РФ. Основными институтами Политической системой современного российского общества являются: институт президентства; институт парламентаризма, представленный в России Федеральным Собранием; институт исполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институт гражданства; институт всеобщего избирательного права; институт политических партий и общественных организаций; институт местного самоуправления. Политические институты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Напр., институт всеобщего избирательного права предполагает создание избирательных комиссий, отвечающих за организацию выборов; институт политических партий реально представлен в виде множества партийных организаций, обладающих своими особенностями. Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе РФ.
Например формы взаимной зависимости института президентства и института законодательной власти заключаются в том, что президент обладает правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы, он подписывает и обнародует принятый Государственной Думой закон, может воспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить Государственную Думу в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства; во-вторых, если Государственная Дума по прошествии года с момента её избрания в течение трёх месяцев повторно выражает недоверие правительству, а президент не согласен с таким решением. Вместе с тем Государственная Дума может инициировать процедуру отрешения президента от должности (импичмента), выдвинув ему обвинение в государственной измене или совершении др.тяжкого преступления. Российская политическая система ещё молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся м. ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.
Заключение
Ключевое слово в сегодняшней политологии -- «демократия». Оно воспринимается массами позитивно, хотя разочарование в «демократах» первой волны неизбежно сопровождается настороженностью и недоверием к любому политику, называющему себя демократом. Унаследовав от прошлого повышенную идеологизированность, массовое сознание снова воспроизводит запрос на универсальные ценности и идеологии. Разочарование в коммунизме сопровождалось увлечением демократией, затем снова наступило разочарование, обернувшееся не столько деидеологизацией, сколько появлением спроса на новые, консолидирующие идеологии. Их российские политики пока предложить не могут.
Итак, говоря о политической системе современной России нужно отметить переходность ее состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.
В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.
Кроме того, гарантией роста демократизма политической системы являются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян.
Список литературы
Конституция Российской Федерации, 1993 год.
Из Послания Президента России Федеральному Собранию РФ// Российская Федерация сегодня. - 2004. - №11.
Акопов П. Точка возврата// Политический журнал. - 2004. - №7(10).
Белов Г.А. Политология. - М., 2004
Борисов В.К. Теория политических систем. - М.: Знание, 2001
Бодио Т. Сознание и политическое поведение: ограничения рациональности политических действии. Элементы теории политики. С. 170.
Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.,2003.
Краснов Б.И. Политическая система.// Социально - политический журнал. - 2005 - № 5
Лафонтен О. Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире. М., 2007. С. 58, 59.
Предвечный Е.Л. Основы политической социологии. Вып. 2. Ростов н/Д, 2008. С. 12.
Информация о работе Политическая система современного российского общества