Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:08, контрольная работа
Темой контрольной работы выступает сущность политической социализации личности. Актуальность темы определяется процессом приобщения человека к общностям. Этот процесс сопровождает человека на всем его пути, оказывает на него большое влияние, зависит от культуры человека, сопровождается как взаимным притяжением, так и отторжением личности и общности. В политической социализации человек имеет дело по существу с обществом в целом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………4
1.1. Типы……………………………………………………………………….5
1.2. Этапы……………………………………………………………………...8
1.3. Факторы………………………………………………………………….10
1.4. Функции………………………………………………………................11
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ………………….............12
3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
1.3. Факторы
Политическая социализация – это процесс усвоения человеком опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.
На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных среди них, можно выделить следующие:
- усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь – это социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;
- стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;
- влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;
- личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.
1.4. Функции
Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;
2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;
4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;
5) формирует способности к познанию окружающего мира;
6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ
В СССР термин «политическая социализация» стал применяться одновременно с институционализацией политологии и развитием политической социологии (с 1989г.). В 70-80-е годы исследователи использовали понятия «коммунистическое воспитание», «политическая культура», «политическое формирование личности», «классовое воспитание», в рамках которых разрабатывались как микро - так и макроусловия процесса социализации молодежи в политике.
Социализация же других социально-демографических категорий населения рассматривалась фрагментарно.
Говоря об исследованиях политической социализации молодежи в 70-80-х годах в СССР, нельзя, разумеется, недооценивать издержки сугубо апологетической трактовки проблемы. В исследованиях гипертрофировалась общественная функция многих идеологических догм и псевдотеорий, в том числе схоластические характеристики и пропагандистские эталоны советской молодежи, ее идеалов и жизненных целей, надуманные критерии ее воспитания.
В 90-е годы уже постсоветской России термин «политическая социализация» вошел, прежде всего, в учебники и учебные пособия по политологии.
Процесс политической социализации молодежи, правда, фрагментарно, в общем контексте социализации стал предметом рассмотрения в ряде философских, политологических и педагогических работ.
Некоторые аспекты вхождения молодежи в мир политики обсуждались на международных научно-практических конференциях.
Анализ имеющейся литературы показывает, что, во-первых, проблема политической социализации молодежи в изменяющейся России не разработана ни теоретически, ни в смысле практических рекомендаций. Фундаментальные работы в этом направлении пока отсутствуют.
Во-вторых, все работы в теоретическом аспекте представляют собой интерпретацию западной политической социологии, что приводит к расхождению во мнениях относительно сущности процесса политической социализации, факторов, оказывающих на него определяющее воздействие.
В-третьих, отсутствие общепризнанных методологических подходов к исследованию процесса вхождения молодежи в политику на данном этапе развития российского общества приводит к разнобою в методиках конкретных социологических исследований и к трудностям в сравнении результатов. Тем более что ученым приходится довольствоваться, как правило, данными региональных и местных исследований.
Таким образом, в теоретическом осмыслении процесса политической социализации мы находимся в начале пути, равно как и в становлении новой российской политической системы.
Чтобы сократить путь, не грех, конечно, воспользоваться опытом зарубежной науки, критически соотнося его со спецификой российской действительности.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В современной России, когда в результате смены политического режима прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние?
Другой серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.
На современные представления о политической социализации сильное влияние оказали идеи мыслителей Нового времени. В целом эти идеи «врастания» человека в политические отношения общества можно свести к двум моделям.
Первая модель – «подчинения» - получила первоначальное развитие в концепции Т. Гоббса. Гоббс утверждал, что отдельный человек неразумен, эгоистичен и не способен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии, «войне всех против всех». Сознание большинства людей представляет собой «чистую бумагу, способную воспринимать все, что государственная власть запечатлеет на ней».
Вторая модель «интересов» уходит корнями в традицию, связанную с именами А. Смита, Г. Спенсера, У. Годвина. Она предполагает более опосредованные отношения между человеком и властью с более сложной структурой человеческой личности.
Суть модели в следующем: интерес является тем психологическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес. Естественным результатом сочетания личных интересов является возникновение социального и политического порядка. Развитие общества видится не в силе подавления, а в рациональном осознании индивидами своих выгод от общих усилий.
В настоящее время идея подчинения фактически не подвергалась кардинальной модификации, изменилась лишь ее мотивировка. Так, у Д. Белла, У. Мура, С. Липсета – она выводится из потребности управления; необходимости достижения большего равенства – у Дж. Роульса, Г. Генса, К. Джекинса; обеспечения устойчивости демократии – у Р. Даля, У. Корнхеузера. Общим для всех является стиль «административного мышления», выражающегося в системе представлений о политическом регулировании как подчинении отдельного человека государству, организации или элите, ограничивающим участие индивидов в решении общих вопросов.
Современные последователи второй модели исходят из того, что интересы двигают вперед политический процесс, делая человека активным субъектом политики. При этом чрезмерное развитие властных структур, различных форм коллективности политической деятельности и централизация государственной власти расцениваются как угроза свободе личности. Такая модель «интереса» объединяет либералов, леворадикалов, неоконсерваторов – всех, кто сквозь призму индивидуализма анализирует развитие политических отношений.
Однако с помощью только моделей «подчинения» и «интереса» трудно объединить сложный процесс политической социализации, где за абстрактными схемами выпадает конкретное знание о включении человека в политику.
Рядом исследователей предложена «теория ролей». Она представляет политический процесс как игру «серьезных людей», в которой участники подчиняются определенным правилам. Это создает основу для согласованной и стабильной организации жизни, но если участники плохо освоили свои роли, то происходят сбои в системе. Процесс политической социализации здесь рассматривается как тренировка в исполнении политических ролей.
Комплексный подход к изучению политической социализации характерен в целом для современных российских ученых, хотя в работах превалирует влияние западных концепций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги рассмотрения основных концепций политической социализации, можно сделать следующие выводы:
1. интерес исследователей к политической социализации не ослабевает, идет накопление и углубление знаний об этом общественноведческом феномене;
2. в целом разные точки зрения можно свести к трем моделям: «присвоение социального», «индивидуализации», то есть социального созревания, «политической дидактики».
3. в зависимости от конкретной исторической ситуации в обществе исследователи акцентируют внимание на отдельных моделях, или их модификациях.
Политическая социализация представляет собой процесс взаимодействия власти и индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участников политической жизни. С одной стороны, политическая социализация отражает меру перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует сформированность политических позиций индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности. Взаимодействия власти и индивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. Степень культурной однородности наряду с историческими, национальными традициями, конфессиональной средой, при известном влиянии экономических и социальных отношений, позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ.
Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
Информация о работе Политическая социализация в современной России