Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 16:14, реферат
Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Политическая
власть, её структура
и функции
Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Большинство учёных в настоящее время считают, что власть - исключительно общественное явление. Другие (их меньшинство) полагают, что власть есть и у животных. Последнее вряд ли верно, поскольку, во-первых, так называемая ”власть“ у животных основывается на инстинктах и, во-вторых, она не использует такой метод достижения своих целей как убеждение (о методах ниже).
Таким образом, на наш взгляд, следует придерживаться следующей базовой предпосылки: власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми.
Каково предназначение, необходимость власти?
Власть, прежде всего, необходима для организации общественного производства, которое не мыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и единства общества (эту мысль в разной форме высказывали Аристотель, Гегель, Вл. Соловьёв).
”Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя, - считал В.И. Ленин, посвятивший всю свою жизнь завоеванию политической власти, - ибо это основной вопрос, определяющий всё в развитии революции, в её внешней и внутренней политике“.
Политика как социальное явление характеризуется её прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Отношения между классами могут носить идеологический, экономический, социально-политический и т.п. характер. Политика же есть такая сфера взаимоотношений между классами и другими социальными группами, которая касается главным образом проблем власти и управления. Если в центре внимания политики находится классовое понятие власти, то оно же, естественно, оказывается и в центре науки о политике (политологии).
А. Боднар, польский политолог, даёт такое определение власти: ”Власть - это способность навязывать и приводить в исполнение решения или воздействие на людей таким образом, чтобы они поступали согласно предписываемым и ожидаемым способом“.
Однако наиболее удачным представляется следующее определение власти, данное в Советском энциклопедическом словаре: ”Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определённое воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств - воли, авторитета, права, насилия“. Для того чтобы более чётко выявить сущность власти, вытекающую из данного определения, отметим некоторые её специфические черты, отличающие власть от схожих понятий.
1) Нельзя отождествлять власть и управление. Иногда такое отождествление имеет место, но это неверно. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, но и без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти. Но управление не есть функционирование власти.
Управление шире, чем власть. Власть есть элемент управления, источник силы управления. Процесс осуществления власти представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.
2) Нельзя отождествлять власть с её орудиями - государством, в целом политической организацией общества, поскольку посредством них власть функционирует (здесь идёт речь о политической власти), а они сами не есть власть.
3) Нет оснований отождествлять власть с её методами - принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать может не только властитель, но и подвластный. Так, например, та или иная политическая организация (партия), не входящая в коалицию правительства, может принудить последнее пойти на уступки, но от
этого данная организация не становится властвующей.
Рассмотрев, в общем, понятие ”власть“, перейдём к рассмотрению понятия ”политическая власть“, как одного из важнейших проявлений власти в целом. Следует иметь в виду, что всё вышесказанное относится и к политической власти. Что же мы понимаем под политической властью?
К. Маркс и Ф. Энгельс в ”Манифесте Коммунистической партии“ писали, что ”политическая власть ... это организованное насилие одного класса для подавления другого“. Уже цитировавшийся Е. Вятр предлагает такое определение: ”Политическая власть - всякая основанная на принуждении власть одной группы людей в отношении другой группы или других групп людей, чаще всего – в отношении определённого общественного класса“.
Основными признаками политической власти являются:
Ё наличие субъекта и объекта властных отношений. Надо иметь в виду, что социальной основой власти является исторически определённая форма собственности, поэтому в классовом обществе объективно совпадают субъект собственности исубъект политической власти;
Государственная власть, как уже отмечалось, это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определённую организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации.
Главная задача государственной власти состоит в том, чтобы методами управления и руководства:
· удержать
стабильность;
Полити́ческая
вла́сть — способность одного человека
или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Концепции и трактовки
институциональная: власть рассматривается как способность социальных институтов выполнять свои функции.
бихевиористская: власть контролирует поведение граждан.
дуалистическая:
социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.
[править]
Основные черты политической власти
[править]
Функции
Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.
[править]
Ресурсы
Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.
Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство таким образом интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.
[править]
Методы
[править]
Рациональность власти
[править]
Рациональная власть
Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.
Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).
Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Основные элементы легальной власти:
1. Право как совокупность
принципов, регламентирующих
2. Социальное управление
представляет собой процесс
3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.
4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.
5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.
[править]
Иррациональная власть
Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.
[править]
Разновидности власти
[править]
Традиционная власть
Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.
Положительные черты:
Отрицательные черты
[править]
Экономическая власть
Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,"хозяйствования". Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д
[править]
Харизматическая власть
Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.
Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.
Именно из-за самой
специфики харазматической
Механизмы передачи харизматической власти:
Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.
[править]
Фобократия
Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.
[править]
Авторитарная власть
Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.
Информация о работе Политическая власть, её структура и функции