Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:06, лекция
Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.
Задание № 1 (1-2)
Тема 3.
Политическая власть.
Основные вопросы:
Власть и управление. Сущность политической власти. Ключевые концепции власти.
Структура власти. Ресурсы и основания власти. Механизм осуществления власти.
Легитимность
политической власти. Типы легитимного
господства.
Власть
и управление. Сущность
политической власти.
Ключевые концепции
власти.
Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории.
При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.
В связи с этим значительный интерес представляет статья Ф. Энгельса «Об авторитете», которая и в современных условиях сохраняет свое научное значение. В этой статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения власти термином «авторитет», Ф. Энгельс писал: «Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь,
означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение».
Магме К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302.
Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой – подчинение подвластного воле
властвующего.
Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму.
Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения,
носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения». В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения».
Ф. Энгельс, показывая, что всякая организация общества, в котором происходит процесс производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти, и отмечая, что с развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежно усложняются и стремятся ко все большему расширению сферы этого авторитета, подчеркивал, что и в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму. Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению при этом противоречий, а стало быть, к возможному компромиссу и определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни, Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.
Изложенное позволяет сформулировать краткое определение понятия власти как общесоциологической категории. Власть – это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле,
В современной политологической литературе термин «политическое управление» используется достаточно широко. Однако его трактовка характеризуется большим разбросом мнений. Существует примерно столько определений политического управления, сколько исследователей в данной области. Поэтому для уяснения сущности этого феномена, его места и роли в управлении обществом необходимо, в первую очередь, разобраться в смысле понятий «политика» и «управление». История политической науки свидетельствует, что их содержание и формы не остаются неизменными, детерминированы широким кругом факторов, органически связаны с закономерностями социального прогресса, имеют специфические особенности их проявления в различные исторические эпохи и в разных обществах.
Термин «политика» возник в Древней Греции и образован от слова polis – город-государство. По традиции, восходящей к трудам Аристотеля, основное его содержание связывалось с характеристикой, описанием и анализом форм государственного правления, с тем, что относится к государству. Подобный подход прочно закрепился в политической науке, проблематика которой долгое время практически целиком была посвящена государству. Даже в начале ХХ века в популярном американском учебнике Дж. Гарнера «Введение в политическую науку» утверждалось, что «политическая наука начинается и заканчивается государством».
Через сеть специальных институтов и учреждений, слой управленцев-профессионалов оно формирует основные «правила игры» и следит за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на общественные процессы и поведение людей. Таким образом, все важнейшие управленческие функции, как и вся политика, замыкаются на деятельности государства. Политика на этом этапе развития, по выражению В.И. Ленина, «есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».
Государство постепенно утрачивает значение единственного инструмента политики. Соединение его с развитым гражданским обществом, обеспечивает демократический характер политической власти. Соответственно корректируется и понимание политики. Политика все чаще рассматривается как особый вид общественных отношений, связанных с использованием институтов публичной (общественной) власти для реализации жизненно важных интересов, потребностей и целей общества. В центре внимания политической науки оказывается не только государство, а власть и вся политическая система. Исследователей занимают проблемы законности притязаний различных субъектов политики на власть, их роль и функции в политической системе, характер и механизмы ее оптимизации, формы и методы воздействия на деятельность государственных органов, кадровая политика и отбор управляющих общественными делами, взаимодействие управляемых и управляющих в ходе разработки, принятия и реализации обязывающих для общества решений.
Механизмы разработки и реализации политики в различных государствах имеют свои особенности. В бывшем СССР, например, политика и управление полностью замыкались на деятельности государства. Наличие КПСС ничего не меняло. Это была государственная партия, которая выполняла в советской политической системе роль ее ядра, руководящей и направляющей силы, функции политического руководства и контроля. Смысл партийного руководства заключался в определении стратегии общественного развития и контроле за ее реализацией через систему государственных и общественных институтов. Область частного интереса и права не принимались в расчет, почти полностью игнорировалась. Государственное управление рассматривалось как управление едва ли не всеми делами общества и индивидов. В социалистической правовой системе отсутствовало деление права на публичное и частное, а конституционное право было превращено в государственное право. Управление как отрасль научного знания развивалась в основном в лоне юридических наук, главным образом административного права.
В западных странах, прежде всего в США, собственность, экономика и управление первоначально провозглашались почти исключительно частным, неполитическим делом. Публичная (общественная) же сфера жизни общества относилась к политико-государственной, но к таковой не сводилась, что привело к многозначности отношений политики и управления. Уже в конце ХIХ века наука публичного управления (public administration) полностью отделилась от частного управления (private administration) и управления бизнесом (business administration) и изучается во многих странах в рамках политической науки, наряду с курсами: сравнительное государственное устройство, публичное право и политическая теория. Этому способствовало то обстоятельство, что в социологии и политической науке этого периода государство рассматривалось как особый механизм управления делами общества.
Политическая власть, как одно из важнейших проявлений власти, характеризуется реальной способностью и возможностью всех субъектов политики осуществлять влияние на процесс принятия политических решений, их реализацию, политическое поведение индивидов, социальных групп, организаций и пр.. Приэтом понятие политической власти шире понятия власти государственной. Политическая власть охватывает все сферы жизни общества Субъектами политической власти, кроме государственных органов, являются также политические партии, общественные организации и ассоциации, средства массовой информации, отдельные личности. Причем, это не только источники а и механизмы, регулирующие процессы распределения политической власти. Политическая власть необходима для организации общества, общественного производства, для согласования интересов разных социальных сил, поддержки жизнедеятельности общества и его целостности.
Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права.
Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.
Реляционистские
концепции власти характеризуют власть
как межличностное отношение, позволяющее
одному индивиду изменять поведение другого.
Это отношения субъекта и объекта власти.
Они могут быть разными: подавление сопротивления
объекта, неравное распределение ресурсов
между участниками властных отношений,
раздел зон влияния и т.д. Если в одной
ситуации властью обладает один индивид,
то с изменением сферы влияния роли могут
поменяться. Объект власти может стать
ее субъектом. Структура
власти. Ресурсы и
основания власти.
Механизм осуществления
власти. Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.
|
Использованная
литература:
Политология: учебник
/ С. В. Решетников [и др.]; под ред.
Политология: учебник / В. А. Ачкасов [и др.]; под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М.: Высш. образование, 2008. – 691 с. (См. гл. 4.)
Божанов, В. А. Политология: мир современной политики: учеб. пособие / В. А. Божанов. – Минск: Дикта, 2008. – 328 с. (См. тему 3.)
Бондарь, П. И. Политология: наука о политике: учеб. пособие / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск: Бел. Энцыкл., 2008. – 526 с. (См. тему 5.)
Дубовицкий, В. Н. О понятии «государственная власть» / В. Н. Дубовицкий // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. – 2004. – № 2. – С. 43–49.
Желтов, В. В. Теория власти: учеб. пособие / В. В. Желтов. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2008. – 583 с.
Мельник, В. А. Политология: учебник / В. А. Мельник. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – 542 с. (См. тему 3.)
Парсонс, Т. О понятии «политическая власть» / Т. Парсонс // Антология мировой политической мысли: в 5 т. / Г. Ю. Семигин [и др.]; Ред. науч. совет: Г. Ю. Семигин (пред.) [и др.] / Нац. обществ.-науч. фонд, Акад. полит. науки. – М.: Мысль, 1997. – Т 2. – С. 479–486.
Старовойтова, Л.
В. Власть: основные теоретико-концептуальные
подходы в политической науке / Л.
В. Старовойтова // Науч. тр. Респ. ин-та
высш. шк. Филос.-гуманитар. науки: сб. науч.
ст. / РИВШ; под ред. В. Ф. Беркова. – Минск,
2009. – Вып. 7 (12). – С. 196–201.
Дополнительная литература:
Баранов, Н. А. Легитимность власти: политический опыт России / Н. А. Баранов // Соц.-гуманитар. знания. – 2008. – № 1. – С. 18–29.
Бляхер, Л. Е. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности / Л. Е. Бляхер, Т. Л. Огурцова // Полис. – 2006. – № 3. – С. 53–66.
Боровых, О. В. К
вопросу понятия
Голубева, М. Н. Феномен власти: классический и неклассический подходы анализа / М. Н. Голубева // Весн. Бел. дзярж. ун-та. Сер. 3, Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. – 2003. – № 3. – С. 45–48.
Григорян, Д. Концептуальный анализ феномена «политическая власть» / Д. Григорян // Власть. – 2009. – № 1. – С. 98–100.