Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание

Цель: Рассмотреть основные способы легитимизации политической власти.

Задачи:

1. Ознакомиться с сущностью политической власти.

2. Охарактеризовать легальность политической власти.

3. Рассмотреть типы легитимной власти.

Содержание

Введение.

ГЛАВА 1: Сущность политической власти.

ГЛАВА 2: Легальность политической власти.

ГЛАВА 3: Типы легитимной власти.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Р по П.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)


Содержание:

Введение.

ГЛАВА 1: Сущность политической власти.

ГЛАВА 2: Легальность политической власти.

ГЛАВА 3: Типы легитимной власти.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вся жизнь людей неразрывно связа­на с властью, которая является наи­более мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирова­ния их противоречий и конфликтов. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Она обладает колоссальными конструирую­щими способностями, представляет самый мощный источник разви­тия общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая фор­ма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки. Она может быть жестокой и несправедливой силой, которая потрясает общество и его устои, обрывающая судьбы стран и народов.

По своей природе и происхождению власть, как таковая, – яв­ление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д.

Актуальность работы обусловлена тем, что власть, несомненно, представляет средство осуществления политики, а политические отношения есть, прежде всего, взаимодействия членов сообщества по поводу овладения средствами властного воздействия, их организации, удержания и использования. Именно власть придает политике то своеобразие, благодаря которому она предстает как особый вид социального взаимодействия.

Цель: Рассмотреть основные способы легитимизации политической власти.

Задачи:

1.                 Ознакомиться с сущностью политической власти.

2.                 Охарактеризовать легальность политической власти.

3.                 Рассмотреть типы легитимной власти.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: Сущность политической власти.

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы им является политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”. Самым приемлемым является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-нибудь или чем-либо, решающе влиять на доли, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и тому подобное.

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Структура властных отношений включает в себя следующие компоненты:

1.     Субъект власти – тот, кто отдает распоряжения.

2.     Объект власти – тот, на кого направлено властное воздействие.

3.     Ресурсы, позволяющие субъекту осуществлять властное воздействие на объект.

4.     Подчинение того, над кем осуществляется власть.

Отсутствие любого из выше названных компонентом делает властные отношения невозможными по следующим причинам:

1.                 Властные отношения возможны только при взаимодействии хотя бы двух человек, один из которых является субъектом, другой – объектом.

2.                 Субъект власти должен обладать необходимыми ресурсами для того, чтобы «заставить»  подчиняться объект.

3.                 Если тот, на кого направлены властные воздействия, не признает правомочность субъекта власти и не исполняет его распоряжений, то властные отношения не возникают. Они могут возникнуть лишь в отношениях господства и подчинения. В иных случаях можно использовать любые ресурсы, любую силу, но эти действия будут квалифицироваться как насилие, убийство, геноцид и т.д., но не как властные отношения.

Любой вид власти в обществе возникает в определенной сфере и имеет свои пределы компетенции. Например, родительская власть имеет место во взаимоотношениях родитель – ребенок, экономическая власть – в экономических отношениях и т.д. Политическая власть имеет ряд отличительных признаков от иных видов власти:

1.                 Всеобщий обязательный характер власти и верховенство над всеми иными видами власти.

2.                 Монополия на регламентацию политической жизни, на издание указов, распоряжений и т.п.

3.                 Право на насилие – легальность и монополия в использовании силы в пределах своей страны.

4.                 Возможность использования самых разнообразных ресурсов для достижения своих целей.

Власть нельзя сводить только к господству и подчинению (принуждению, насилию и т.п.). в обычных условиях миллионы людей «добровольно» выполняют требования законов и не ощущают «давления» со стороны власти. Принуждение действует как некий символический посредник, как эквивалент, определяющий грань между нормой и отклонением. Оно применяется только в том случае, если нарушение имело место.

Частое применение насилия со стороны власти свидетельствует о нестабильности общественных отношений. Это признак того, что либо власть действует неадекватно своим функциям, либо значительную часть граждан оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые требования.

В демократических политических системах политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение создает механизм сдержек и противовесов, основная задача которого состоит в том, чтобы не допустить узурпацию (захват) всей полноты власти одной из ветвей. Однако на деле установить паритет властей не всегда удается. Так в России в последние 10 лет явно доминирует исполнительная власть во главе с президентом.

 

ГЛАВА 2: Легальность политической власти.

Легальность (законность) власти - политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий). Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения общественной морали. Но в то же время современное государство часто испытывает серьезный "дефицит" необходимой ему легитимности, когда его действия выходят за пределы общественного согласия.

Легитимная власть – власть, признаваемая народом. Большинство населения добровольно согласно подчиняться этой власти, считая ее справедливой, необходимой, достаточно эффективной. Следует различать легитимность и легальность (законность) власти. Если легитимность означает признание населением данной власти и согласие подчиняться ее нормам, то легальность заключается в чисто юридическом обосновании власти. Легитимность власти не является правовым процессом. Легитимность базируется на доверии: народ признает власть и доверяет ей осуществление определенных функций. Легальность – понятие юридическое, поскольку по процедуре она устанавливается национально правовой системой и гарантируется государством. Легальная политическая власть (от лат. legalis – правовой) – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с законами страны. В настоящее время легитимность власти предполагает признание ее не только народом, но и мировым сообществом. Последнее, как правило, признает легитимной ту власть, которая сформирована в результате демократических процедур, основана на свободном волеизъявлении граждан (либерально-демократическая позиция). Но это не единственная точка зрения на данную проблему. Сторонники политического реализма считают, что главное не в выборности власти, а в ее способности овладеть сложной ситуацией, поддержать в обществе стабильность (прагматическая позиция).

Таким образом, легитимной может быть признана власть, сформированная не по демократическим правилам и нормам, но установившая и поддерживающая порядок в обществе. Подобным образом поступили США, признав СССР через 15 лет после Октябрьской революции, а также признав впоследствии социалистические государства Восточной Европы. Политический реализм обосновывался принципом невмешательства во внутренние дела других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3: Типы легитимной власти.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово легитимность происходит от латинского legitimus –законный. Но не всякая законная власть может быть легитимной. Уже в средние века возникают теоретические обоснования того, что монарх, становящийся тираном и не выполняющий своего предназначения, лишает свою власть легитимности. В этом случае народ имеет право свергнуть такую власть (об этом, в частности, говорил и Фома Аквинский XII-XIII вв.).

Легитимность – это уверенность народа в том, что власть будет выполнять свои обязательства;

- это признание авторитета власти и добровольное подчинение ей;

- это представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий, в том числе и насилия. Но легитимная власть, как правило, способна обеспечивать стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.

Макс Вебер выделял три основных типа политического господства и соответствующие им формы легитимности:

1.Традиционное господство – легитимность основанная на традициях патриархального общества, например, монархия – традиционная легитимность.

2.Харизматическое гоподство – легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка – харизматическая легитимность.

3.Господство, основанное на рационально созданных правилах – рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.

Кроме перечисленных существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая и структурная.

В основе идеологической легитимности лежат какие-то идеологические «конструкции» - привлекательные идеи, обещания «светского будущего» или «нового мирового порядка» и т.д. Так коммунистическая идеология и обещания скорого построения коммунизма во многом обеспечивали легитимность советскому режиму власти. А идеи национал-социализма способствовали легитимизации фашистского режима Германии.

Структурная легитимность основывается на утвердившихся в обществе правилах и нормах установления и смены власти, например, Конституции (Конституционная легитимность). Если большинство граждан недовольны существующей в обществе политической властью, то они «терпят» ее до новых выборов.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется ее легитимизацией, а потеря ею легитимности – делегитимизацией.

Любая политическая власть стремится выглядеть в глазах своего народа и в глазах мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Одним из самых распространенных приемов в этом процессе является замалчивание негативных результатов всей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые СМИ (средства массовой информации). Поэтому неэффективная и нелегитимная власть всеми способами стремится ограничить деятельность независимых СМИ и / или поставить их под свой контроль.

Информация о работе Политическая власть