Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:13, реферат

Описание

Этимологически понятие «власть» происходит от древнегреческого слова «kratos», оно означало управление гражданами и обществом. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Способность политической власти оборачиваться для человека одновременно и движущей силой, и злой волей, во все времена занимала умы философов и писателей. Аристотель, Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философских рассуждениях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим феноменом жизни общества и человека. Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………..4
Власть………………………………………………………………….. .4
Признаки политической власти……………………………………...4-5
Основные источники политической власти………………………...5-6
Теоретические концепции политической власти…………………….6
Определение понятия «политическая власть»………………………. 6
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»………………………………. 7
Структурные элементы власти…………………………….. ……….7-8
Основные виды ресурсов власти…………………………................... 8
Разделение властей…………………………………………………...8-9
Основные периоды российской политической истории……………10-11
Основные идеи теории легитимного политического господства М. Вебера………………………………………………………............11-13
Сравнение понятий «легитимность» и «легальность»…………..13-14
Заключение ……………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………… ……16

Работа состоит из  1 файл

Вариант 3 политология.docx

— 37.28 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………………………………………………..3
  2. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки………..4
    1. Власть………………………………………………………………….. .4
    2. Признаки политической власти……………………………………...4-5
    3. Основные источники политической власти………………………...5-6
    4. Теоретические концепции политической власти…………………….6
    5. Определение понятия «политическая власть»………………………. 6
  3. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»………………………………. 7
    1. Структурные элементы власти…………………………….. ……….7-8
    2. Основные виды ресурсов власти…………………………................... 8
    3. Разделение властей…………………………………………………...8-9
  4. Основные периоды российской политической истории……………10-11
    1. Основные идеи теории легитимного политического господства М. Вебера………………………………………………………............11-13
    2. Сравнение понятий «легитимность» и «легальность»…………..13-14
  5. Заключение ……………………………………………………………….15
  6. Список литературы………………………………………………… ……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Этимологически понятие «власть» происходит от древнегреческого слова  «kratos», оно означало управление гражданами и обществом. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Способность политической власти оборачиваться для человека одновременно и движущей силой, и злой волей, во все времена занимала умы философов и писателей. Аристотель, Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философских рассуждениях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим феноменом жизни общества и человека. Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи - о власти социальной, экономисты - о власти хозяйственной, юристы - о государственной власти, политологи - о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи - о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы - о власти от Бога и т.д.. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках. Другие считают властью результат, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

 

 

 

  1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Власть - ключевой вопрос политики, поэтому  для ориентации в современных  политических реалиях необходимо понимание  смысла данной категории, причин необходимости  политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых  функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

2.1. Власть — это и определённая форма руководства, управления обществом, любым коллективом, объединением людей. Она обеспечивает согласованную деятельность людей. Действия её должны иметь поддержку народа. Однако те, в чьих руках сосредоточена власть, могут применять и принуждение, т. е. подчинять себе волю других, распоряжаться кем–либо или чем–либо.

Политическая власть – всего лишь один из многих видов власти в обществе.

 

2.2. Признаки политической власти.

 

Политическая власть- это  реальная способность данного социального  слоя, группы  или элиты проводить  свою волю путём распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм. Она проявляется  в форме социального господства, ведущей роли или руководства  тех или иных социальных классов.

● Право на легальное  использование насилия против антиобщественных элементов;

● Наличие единого  центра принятия решений;

● Выполнение роли арбитра в случае конфликтов между  представителями различных социальных групп;

● Обеспечение максимальной стабильности общества как целого в  рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции;

● Целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определённого  общественного мнения.

 

2.3. Основные источники политической власти.

Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.

Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.

Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.

Власть эталона. Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными – личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).

Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.

2.4. Теоретические концепции политической власти.

Релятивистские концепции власти. В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, "нейтрализовать" ее, предложив ей раздел "зон влияния".

2.5. Определение понятия «политическая власть».

Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

 

  1. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».

 

    1. Структурные элементы власти.

Субъекты политической власти.

Субъекты политической власти – это группы людей или люди, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии.

  К субъектам политической власти относятся:            

1) социальные общности (классы, группы, этносы);

 2) государство;

 3) политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия;

 4) лидеры;

 5)  личная власть;

6) индивиды в рамках  определенных процессов (митинги,  выборы и т.д.). 

Объекты политической власти.

●Объектом политической власти может быть: общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.

Источники власти:

- сила;

- богатство;

- положение, занимаемое  в обществе;

 - организация;

- знания и информация.

Ресурсы политической власти.

Ресурсы власти - это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. По мере развития общества ресурсы изменялись. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет правителя (вождя, военачальника). Изменение характера отношений между людьми, переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила.

    1. Основные виды ресурсов власти.

 

 ♦ экономические  ресурсы: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;  

♦ силовые: оружие, аппарат физического  принуждения;

 ♦ социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая  политика; 

♦ информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения; 

♦ политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий; 

♦ демографические: человек как  универсальный ресурс, создающий  другие ресурсы.

    1. Разделение властей.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые появился в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР [4]. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент  и Верховный Совет, а в субъектах  Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы.

    Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие перешло в противостояние, закончившееся осенью 1993 г. вооруженным противостоянием и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой Конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. [1, 2, 3] фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации  всей власти одним человеком или  органом; и способствует повышению  эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права  и полномочия органов одной ветви  власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей  не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих  перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной  и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

  1. Основные периоды российской политической истории.

Государственная власть часто играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу, при  этом периодически прибегая к антигуманным средствам управления, зачастую от имени народа уничтожая многие тысячи и даже миллионы людей. С другой стороны, в России сама государственная власть становилась непосредственной причиной кризиса государственности и  даже развала государства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные  катастрофы: в ходе первой смуты 1605--1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая смута 1917--1921 гг. покончила с  монархическим государством и династией  Романовых; результатом третьей  смуты 1990-х гг. стал развал СССР.

Власть в России всегда была персонифицированной  и ассоциировалась с определенным носителем - царем, императором, генсеком, президентом. Так, в царское время  власть по происхождению была наследственно-избирательной, её можно отнести к типу традиционного  господства. Характерной особенностью, сложившейся еще в эпоху Московского  царства, стало формирование «вотчинного  государства». Московские князья, русские  цари, а впоследствии советские вожди, обладавшие огромной властью, были убеждены в том, что вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась и перестраивалась  по их повелению. Исторически сложилось  представление о том, что все  живущие в России являются государевыми слугами, находящимися в прямой зависимости  от царя и не имеющими возможности  претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные права.

Информация о работе Политическая власть