Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 06:56, контрольная работа
Вопрос о субъектах политической жизни представляет для политологии сложную проблему. С одной стороны, очевидно, что политика, политическая жизнь связана с деятельностью больших масс людей, что «…политика начинается там, где миллионы, не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика...». С другой стороны, мы видим, что важнейшие политические решения принимаются довольно узким крутом лиц, занимающих высокие политические посты в государственных органах, руководстве партий и других организаций, связанных с деятельностью политической власти и потому некоторые политологи считают, что классы, социальные группы вообще нельзя рассматривать в качестве субъектов политической жизни.
Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы политического поведения, политическая социализация.
Как персонификация власти влияет на политический режим.
Тестовое задание.
Список использованных источников.
Содержание
1. Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы политического поведения, политическая социализация.
Вопрос
о субъектах политической жизни
представляет для политологии сложную
проблему. С одной стороны, очевидно,
что политика, политическая жизнь
связана с деятельностью
В политической жизни идет борьба, в конечном счете, вокруг общественно значимых интересов, затрагивающих если не все общество, то значительную его часть и действующими лицами, субъектами политических процессов выступают соответственно или все граждане общества или большие социальные группы, классы. Причем граждане сегодня в политологии рассматривается как представители определенных социальных групп. И здесь, конечно, возникают методологические сложности политического анализа. Эти сложности двоякого рода. Во-первых, насколько поведение индивида (гражданина) обусловлено его принадлежностью к социальной группе, классу, и, во-вторых, насколько классы, социальные группы по различным основаниям (социально-экономические, этнические, демографические, культурные, религиозные и т.д.) можно рассматривать в качестве политических субъектов, субъектов политической жизни общества.
Объективное
единство интересов классов и
социальных групп не может не проявиться
в политической жизни в кризисные
или революционные периоды. И
хотя некоторые, политологи оспаривают
правомерность отнесения
Для того чтобы влияние социальной группы на политическую жизнь носило постоянный характер необходимо осознание своих интересов, субъективной идентификации членов группы. В результате идентификации членов социальной группы последняя становится заинтересованной группой или группой интересов, сознательно стремящейся реализовать свой интерес в политике, осуществить влияние на политическую власть. А это возможно только тогда, когда социальная группа вырабатывает формы деятельности от своего имени, создает свои организации, призванные выражать и отстаивать ее интересы в органах политической власти, вести работу по поддержанию организованности самой группы, ее способности к политическим действиям.
Но
чтобы социальные группы стали политическими
субъектами необходимо «превращение»
социальных групп в группы интересов.
Это превращение в полном смысле
наступает только тогда, когда социальные
группы создают собственно политические
организации, призванные выражать и
отстаивать их интересы в органах
политической власти, бороться за саму
эту власть, за организацию ее функционирования.
Сегодняшнее функциональное общество
требует для нормального
Таким образом, государство, прежде всего исполнительная власть, с одной стороны, не может при разработке своей политики не опираться на какие-то принципы, разрабатываемые идеологией, а, с другой стороны, само оно без участия партий не в состоянии выполнить идеологическую функцию. Поэтому беспартийное правительство в демократическом обществе, сегодня немыслимо, противоестественно. Даже при классической президентской форме правления в США правительство является партийным.
Партиям принадлежит важнейшая роль в артикуляции и агрегировании интересов граждан. Политическая деятельность - это в сущности своей представительская деятельность. Сколько бы мы не говорили о демократии, каким бы демократическим не было современное государство, демократия как прямое народовластие, как власть народа невозможна.
Демократический характер современного государства предполагает непременное существование в нем наряду с правящей политической элитой наличие контрэлиты, политической элиты, находящийся в оппозиции к правящей и ведущей с ней борьбу за власть.
Таким образом, социальные группы выступают как бы базовыми политическими субъектами, интересы которых определяют (по крайней мере, должны определять) стратегию политического развития, хотя их участие в политической жизни и носит эпизодический характер. Все другие субъекты этой иерархической лестницы ориентируются на эти интересы, присовокупляя, а вернее сказать, пропуская их через свои интересы. Поэтому, чем выше мы поднимаемся по иерархической лестнице политических субъектов, тем более в их деятельности наблюдается отклонение от интересов базовых субъектов, с одной стороны, и тем более постоянно их участие в политическом процессе и в связи с этим тем более отчетливо просматривается их влияние на тактику политического процесса.
Использование
в политологии термина «
Основная схема объяснения политического поведения берется из психологии, где точные методы анализа поведения уже были разработаны и активно применялись. На первый план здесь выдвигается бихевиоризм, сводящий сложность политического процесса и политического действия к простоте формулы: политическое поведение есть функция организма (личности, организации) и окружающей Среды - или в более позднем варианте: ответ (политическое действие) есть функция окружающей Среды к определенному типу действия и предрасположенности.
Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:
-
реакция, когда действия людей
в политике служат ответами
на внешнее воздействие,
-
периодическое участие,
- деятельность в политических организациях, партиях;
-
выполнение политических
-
посещение политических
-
прямое действие - непосредственное
влияние на функционирование
и изменение политических
-
воздействие на ход
Известна мощная побудительная сила интереса как важнейшего стимула политической деятельности. Источником мотивации политического действия служит наличие определенной проблемы в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того, чтобы интеллектуальный факт понимания перерос в действие на его основе, требуется новое звено - психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки - от проблемы к действию по ее решению - могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной системой акций по последовательной реализации принятой программы.
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:
1. По субъектам поведения - индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;
2.
По склонностям и психическим
состояниям - поведение импульсивное,
инстинктивное, эмоциональное,
3.
По ситуационному контексту
4.
По организационным формам и
нормам поведения - организационные,
институциональные,
5. По характеру отклоняющегося поведения - произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;
6.
По продолжительности
7.
По остроте проявления
8.
По степени целесообразности
и успешности - функциональное, дисфункциональное,
малоэффективное,
Термин
«политическое участие» в политологии
используется для обозначения
Наиболее
подробную классификацию типов
политического участия
- ортодоксальное;
- неортодоксальное;
- политическое преступление.
К
ортодоксальному относится
К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).
В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).
Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности:
- формы активного участия;
-
пассивные, или иммобильные,
Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политических систем. Такое участие называется иммобильным.