Политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание

Политическая идеология: понятие и функции. Все политически организованные общества существуют и воспроизводят себя посредством мышления и сознательных действий множества составляющих его индивидов, социальных групп и их организаций. В этом процессе и возникает политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости её сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на неё.

Содержание

1.Политическая идеология: понятие и функции.
2.Основные идейно-политические течения в современном мире:
либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм.
3. Социалистическая идеология.
4. Идеология фашизма.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ИДЕОЛОГИИ

 

1.Политическая идеология:  понятие и функции.

2.Основные идейно-политические  течения в современном мире:

либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм.

3. Социалистическая идеология.

4. Идеология фашизма.

 

 1.Политическая идеология: понятие и функции. Все политически организованные общества существуют и воспроизводят себя  посредством мышления и сознательных  действий множества составляющих его индивидов, социальных групп и их организаций. В этом процессе и возникает политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости её сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на неё.

    Идеологии  создаются теоретиками-идеологами  и в своем первоначальном виде  существуют как учения-доктрины  о политике и государстве, об  их происхождении, смысле, закономерностях  развития, а также о целях и задачах политической деятельности. В этом значении политическая идеология представляет собой определенную теоретическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на государственную власть, которые стремятся  в соответствии с этой целью подчинить общественное мнение собственным идеям.

Политика и идеология  так тесно переплетаются друг с другом, что нельзя точно утверждать – или идеология оказывает  решающее влияние на политическую  действительность, или действительность создаёт идеологию.

Политические идеологии  выполняют следующие основные  функции:

    - отвечают  на вопрос о смысле существования  государства и политической деятельности;

    - выражают  и представляют политические  интересы и потребности отдельных  социальных групп, политических партий и движений;

    - идейно интегрирует  и дезинтегрирует людей, в первом  случае обеспечивая единство  их действий, во втором – противопоставляя  друг другу;

    - утверждают  определенную иерархию политических  ценностей и соответствующий  тип политических позиций, которые ориентируют и мобилизуют массы, партии на действия по их защите и реализации;

    - оправдывают  или отвергают существующий политический  порядок (режим), являясь тем самым  важнейшим средством легитимации  власти правящей политической  элиты или притязаний на государственную власть оппозиции (контрэлиты).

    На основе  данного критерия все современные  политические идеологии условно  разделяются на две группы: 1) “малые” идеологии (анархизм, пацифизм, феминизм, западничество, славянофильство, западно-руссизм и др.); 2) мировые идеологии (либерализм, консерватизм, социализм, фашизм).

 

2.Основные идейно-политические течения в современном мире. Либерализм. Либерализм (от лат. Liberalis – присущее свободному человеку, франц. Liberte – свобода), в качестве идейно-политического течения определяется как совокупность учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности  и провозглашающих высшей ценностью человеческого бытия индивидуальную свободу.

    Субстанциональную  основу идеологии либерализма  составляют:

  1. Идеи об естественных и неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность;
  2. Идеи о возникновении государства посредством общественного договора и признание за государством значения «необходимого зла» (если зло необходимо, то оно должно быть минимальным);

    3. Частная собственность  –  основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, определяется как единственное и необходимое условие самореализации отдельной личности и выполнения ею своего главного предназначения в жизни;

  1. Свобода индивида и его ответственность перед собой и обществом неразрывны;

     5. Принцип  равенства исчерпывается юридическим  принципом равенства всех перед законом, гарантом и инструментом которого является правовое государство.

    Классический  либерализм  сформировался в ХVІІ–ХVІІІ вв. как идеология буржуазного (гражданского) общества, противостоящего феодальному государству, а своими основными идеями обязан политическим учениям Дж. Локка (1632-1704), Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), И. Канта (1724-1804). В ХIХ в. теория либерализма была существенно развита учениями И.Бентама (1748-1832), Б. Констана (1767-1830), А.Токвиля (1805-1854),  Дж. С. Милля (1806-1873), Г. Спенсера (1820-1903). В политической практике значение либерализма выразилось в том, что его идеи определили основные цели и лозунги европейских буржуазных революций, явились теоретической основой устройства конституционных государств (Англия, США, Франция и др.).

     В мировоззренческом  смысле либерализму соответствуют  индивидуализм, свобода от классовых,  групповых, националистических предрассудков,  терпимость к инакомыслию, гуманизм  и подчеркивание самоценности личности.

    В политической области  либерализм основывается: на принципах  плюралистической демократии; признании  прав человека в качестве высшей  ценности; необходимости строгого  соблюдения принципа разделения  властей; свободе политической  конкуренции.

    В экономической области  либерализм требует отмены регламентаций  и вмешательства со стороны государственной власти, а также создания максимально свободных условий для частных инициатив и предпринимательства.

    Свободное развитие рыночной  экономики в индустриально развитых странах (Англия, США, германия, Франция и др.) в 1-ой половине ХХ века привело к росту социальной и политической агрессивности крупного капитала, что обострило классовую борьбу. В этих условиях возникает идеология неолиберализма, согласно которой свобода, равенство, демократия, индивидуализм в новой ситуации реально могут быть  обеспечены лишь мощью правового государства, его активным  вмешательством в сферу рыночных и социальных отношений. Согласно учениям идеологов неолиберализма (Дж. Кейнса, Дж. Гелбрейта и др.), смысл этого вмешательства состоит в том, чтобы посредством налоговой политики, социальных программ, пособий сгладить имущественное неравенство, существенно снизить уровень социальной конфликтности.

    Консерватизм  и неоконсерватизм. Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – политическая идеология, которая доказывает необходимость сохранения и укрепления исторически сформировавшихся институтов государственной  и общественной жизни, в первую очередь традиционных, естественным образом сложившихся её оснований – религия, семья, частная собственность,  несовместимость свободы и равенства людей.

    Идейно консерватизм  возникает на основе естественной склонности людей держаться за прошлое и опасаться нововведений. Соответственно, как идейно-политическое течение консерватизм возник в конце ХVІІІ в., как реакция на события Великой Французской революции, на радикальную политическую перестройку под лозунгами либерализма. Идейно-теоретическую основу консерватизма заложили учения английского философа Эдмунда Берка (1729-1797) и французского публициста Жозефа де Местра (1753-1821).

    Консерватизм  как политическая идеология всегда  вторичен, т.к. является реакцией на новые явления и соответствующие им  политические перемены. Поэтому в  отличие от либерализма консерватизм не имеет  устойчивого идейного ядра. Этим ядром всякий раз становятся те идеи, которые когда-то были новыми и вызывали ярость консерваторов, а состарившись и став  традиционными  ценностями, образуют идеологию новой разновидности консерватизма, т.е. неоконсерватизма.

    Неоконсерватизм  в качестве влиятельной политической  идеологии сформировался в начале 2-ой половины ХХ в. и возник  как реакция на неолиберальную  «кейнсианскую  революцию» и структурный кризис  капиталистической экономики. Неолиберальная политика государственного регулирования в деле преодоления кризисных ситуаций оказалась малоэффективной, и ей были противопоставлены базовые идеи классического либерализма, авторитет традиционных ценностей и социальных институтов гражданского общества.

    Теоретически  идеология неоконсерватизма оформилась  в политических и экономических  учениях  Ф. Фон Хайека (1899-1992), М. Фридман, Д. Белла, З. Бжезинского  и др. Главными причинами кризисных  явлений неоконсерваторы считали:

    - чрезмерное  вмешательство государства в  дела гражданского общества;

    - перегруженность  государственного бюджета расходами  на социальные программы и  рост иждивенческих настроений в обществе;

    - широкое вовлечение  некомпетентных масс в политику;

    - ослабление  и разрушение духовно-нравственных  устоев и религиозного влияния.

    В качестве  мер способных преодолеть кризисные  явления, неоконсерваторы предложили:

    - ограничение  государственного вмешательства  в экономику;

    - сокращение  социальных программ и сферы  государственного  социального обеспечения;

    - повышение  авторитета законности и силы  государства;

    - утверждение  в политике принципов элитарной  демократии;

    - повышение  прямой ответственности граждан за собственное благополучие;

    - укрепление  морали, семьи и религии.

    Победа  на  президентских выборах в 1980  году  в США неоконсерватора-республиканца Р.Рейгана, приход к власти в Великобритании консерваторов во главе с М.Тэтчер, успехи  их политики  превратили неоконсерватизм в идеологию мирового масштаба, которая сохраняет влияние, привлекательность и в наше время.

 

3. Социалистическая  идеология. Социализм является третьей наиболее влиятельной мировой идеологией, которая оказала огромное влияние на политический облик современного мира.

    Идеология  социализма (от лат. Socialis – общественный), в общем смысле,  представляет собой совокупность  идей и теорий о преобразовании основного на частной собственности, эксплуатации и классовом  неравенстве капиталистического общества посредством установления рационального общественного устройства, которое должно базироваться  на общественной собственности, социальном равенстве, справедливом распределении благ и социально обеспеченной свободе личности.

   Идеи-мечты об уничтожении эксплуатации и социального неравенства, об обществе справедливости, где благополучие и счастье распространяется на всех людей в равной мере, существуют в человечестве  тысячи лет. Имея своими истоками политические учения Платона и раннего христианства, идеология социализма более определенно оформилась  в социальных утопиях Т. Мора (1478-1535), Т. Кампанеллы (1568-1639), А. Сен-Симона (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэна (1771-1858) и др. В середине ХІХ в. теоретическое обоснование социализма и путей к нему разработали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Они обозначили социализм как первую фазу процесса становления более отдаленного общества – коммунизма.    В ХХ в. в развитии идеологии социализма и в соответствующем политическом движении выделились два основных течения:

  1. радикально-революционное, представленное коммунистическими  партиями;
  2. эволюционно-реформистское, представленное социал-

демократическоми партиями.

    Первое из  них  связано  в  основном  с деятельностью  В.И. Ленина и его партии “нового типа” РСДРП (б), позже переименованную в КПСС.

    Второе своими  корнями восходит к идейно-теоретическому  наследию Э. Бернштейна (1850-1932), К.  Каутского (1854-1938) и в наше время  представлено идеологией демократического  социализма, которой руководствуются современные социал-демократические партии.

    Революционная  практика воплощения коммунистической  идеологии на деле привела  к построению “реального социализма”,  основными чертами которого  явились:

    - огосударствление всех средств производства и, заодно, всех сфер жизни человека;

    - уничтожение  гражданского общества и его  свобод системой «поголовного  рабства» относительно партийно-государственного аппарата – «коллективного тирана» для всего общества;

    - полный произвол государственной власти по отношению к народу;

    - принудительные, административно-командные методы  организации труда, вплоть до государственного террора;

    - низкий жизненный  уровень и постоянная дефицитность  в сфере потребления;

    - закрытость страны, автократия во всех сферах жизни;

    Что касается  идеологии демократического социализма, то она обосновывает путь к  социализму посредством постепенных  реформ, осуществляемых сильным демократическим правовым государством. Теоретически демократический социализм представляет собой модель общественного устройства, согласно которой на базе парламентской демократии и правового  государства постепенно,  шаг за шагом, устраняются недостатки капитализма;  гарантируется социальная защищенность; осуществляется  демократия в государстве, экономике и обществе; обеспечивается правовая государственность, равно  как и личная и духовная свобода. И тем самым завоевываются  и охраняются основные ценности: свобода, справедливость и солидарность.

Информация о работе Политические идеологии