Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:07, реферат
Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно не приемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие элита ныне прочно утвердилось в политической литературе.
Введение
Глава 1. Политическая элита:
1.1. Определение политической элиты
1.2. Исследование политических элит
1.3. Типология элит
Глава 2. Политические лидеры:
2.1. Характеристика сути и содержания политического лидерства
2.2. Сущность и характерные особенности политического лидера
2.3. Ключевые качества и способности современного политика и лидера
2.4. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания
2.5. Политические технологии лидеров
Заключение
Литература
Положение лидера вынуждает его быть очень аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления, которому он служит. Претендента на лидерство подстерегает так же опасность полного растворения, абсолютной идентификации себя с этими интересами. В таком случае это уже не лидер, а просто вожак.
Вожак - это тот, кто аккумулировал сиюминутные интересы, запросы определенного социального строя, чаще - толпы, и не смог пойти дальше, глубже этих поверхностных запросов.
Вожак - это тот, кто не в состоянии оторваться, превзойти самые низшие слои общественного сознания. Если "номенклатурщик" - это послушный рупор "верхов", то вожак не менее послушный рупор "низов". Потакание же "низам" не менее разрушительно пресмыкания перед "верхами". Это ведет к охлократии, беспределу и разрушению уже существующего социального строя, вплоть до распада государства.
В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот.
Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности. Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание "врагов". Прошедшее время подтвердило необходимость выдвижения на руководящие посты политических лидеров нового, демократического типа способных вести подлинную борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою способность управлять словом и делом.
Наиболее характерная ошибка современных лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории не раз, это история продолжается и в современных условиях. И на макро- и на микроуровнях.
Цель - благосостояние и свободное развитие народа, а средства - это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств. Но если в первые годы перестройки симпатии общества привлекали люди слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков - подлинным выразителям политических интересов народа.
2.5 Политические технологии лидеров
Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.
Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.
Политический маркетинг - это прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.
Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями.
В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается, что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.
Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:
Социально - экономические условия в данном округе.
Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа.
Особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов).
Активность общественно-политических организаций и объединений.
Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.
Третий вид - отношение лидеров к конкурентам. Здесь надо иметь ввиду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".
Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами проигрывает. Дж. Буш убедительно говорил об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:
Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.
Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.
Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.
Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.
Во время президентских выборов 2000 г., где одержал победу В. Путин, его конкурент Г. Явлинский был обвинен в нарушении закона о финансировании кампании путем получения денег из различных зарубежных источников, например, как фонд Сороса и ряд немецких фондов. Однако факты не подтвердились. С целью опорочить Явлинского, в основной новостной программе сообщалось, что он пытается омолодиться с помощью пластической хирургии. Практически в каждой из российских избирательных кампаний (как федерального, так и регионального уровня), мы все чаще сталкиваемся с теми или иными формами использования «спецтехнологий»
Заключение
Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу. Сегодня, несмотря на демократические преобразования, как отметила Л.Ф. Шевцова, «граждане еще меньше вовлечены в процесс управления, чем прежде». Это связано с нарушением базовых принципов института выборов (избирательные фильтры - в первую очередь деньги; подтасовка голосов; компроматы; искажение протокола голосования и др.).
Лидерство и лидеры - сфера деликатная и тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности - то ли чрезмерно преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зависит и от непосредственного окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов и т. д. На мой взгляд, важно чьи интересы отстаивает лидер.
Переход к демократизации политической жизни вовсе еще не застраховывает от той же возможности сползти к культу личности. Мы знаем, что многому научил россиян культ личности Сталина. Но трудно сказать, что уже все выводы сделаны, что все уроки извлечены.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Титов В. Н. Политическая элита и проблемы политики. СОЦИС, М., 1998, №7.
2. Ашин Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической
социологии. Социально-политический журнал, М., 1998, №6.
3. Ривера Ш. В. Тенденции формирования состава… ПОЛИС, 1995, №6.
4. Ашин Г.К. Правящая элита и общество. Свободная мысль, 1993, №7.
5. Политология. Издательство "Центр", М., 1999.
6. Панарин А.С. Политология, М, Проспект 2003
7. Политология: Учебник /Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова - М.: Юрайт, 2005.
8. Панарин А.С. Политология. -- М.: Проспект, 2003.
9. Политология: / Под ред. М.А. Василика Учебник - М.: Гардарики, 2005.
10. Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. - М.: Экзамен, 2001. Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии. -- М.: Приор, 1999.
11. Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. - М.: Россиэн, 2001. История политических и правовых учений /Под ред. B.C. Нерсесянца. - М.: Приор, 1999. Колосов В.А. Геополитика и политическая география. - М.: Аспект Пресс, 2001. . Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: ИНФРА, 2001.
12. НартаевН.А. Геополитика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
13. Политика: история территориальных захватов (XV-XX вв.). - М.: ЭКМО Пресс, 2001. Политические партии России: история и современность. - М.: Росспэн, 2002.
14. Протопопов А.С. История международных отношений и внешняя политика России (1648-2000 гг.) - М.: Аспект Пресс, 2001.
15. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2002.
16. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2001. Современная политическая теория /Под ред. В.И. Даниленко. -- М.: Nota Bene, 2001. Теория международных отношений /Под ред. П.А Цыганкова. - М.: Гардарика, 2002.
17.Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2001.