Политические концепции нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:43, реферат

Описание

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах ра­ционализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев.

Содержание

Введение
Общая характеристика развития политической мысли Нового времени
Политические идеи европейского социализма XVI – XVII ст
Теории естественного права и общественного договора

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Политические концепции нового времени.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

 

Отличительный признак гражданского состояния — наличие, верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

 

Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".

 

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

 

При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но "во многом неизбежно остается чисто теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить, — подчеркивал он, — что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".

 

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, "разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

 

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) — монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".

 

При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.

 

В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

 

Заключение

 

 

Исследовав политическую мысль Нового времени, я пришла к выводу, что эти теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать теорию разделения властей. Основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж. Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.

 

Библиография:

 

1. Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М., 1965.

 

2. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.

 

3. Зорь В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса” “Советское государство и право”, 1989 г., №6.

 

4. История политических и правовых учений / Отв. ред. Нерсесянц В.С.-М., 1969.

 

5. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М., 1960.

 

6. Мор Т. Утопия. Н., 1978.

 

7. Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. 1.-М., 1993.

 

8. Хрестоматия по политологии / Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политические учения Т.Гоббса и Дж.Локка

 

По первому вопросу следует отметить, что политические учения Нового времени были направлении на:

 

1)формирование либеральной политической идеологии;

 

2)обоснование необходимости распределения властей;

 

3)характеристику правового государства и гражданского общества;

 

4)анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

 

5)формирование концепции прав человека и гражданина.

 

Томас Гоббс (1588 – 1677) является основателем теории “ общественного договора”, в которой вскрыша соотношения власти правителя и “ естественных законов”. В его работе “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковной и гражданской (1651) он утверждал, что главным мотивом существования общества в наконец надо считать не насилие, а заинтересованность людей в сохранении их жизни и имущества. Беспорядочность и нестабильность условий жизни в догосударственный период заставляют людей искать выход из такой ситуации, они доходят согласия о создании власти, которая бы занималась защитой их прав. По мнению Т.Гоббса, люди полностью отказываются от своих прав и безоговорочно подчиняются абсолютной власти (Левиафану), чтобы избавиться постоянного страха за свою жизнь.

 

Т.Гоббсом была разработанная концепция естественных прав и общественного соглашения. Сущность концепции естественных прав человека состояла в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен посягать на естественные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в естественном ( то есть догосударственному) состоянии. Это состояние Т.Гоббс понимал как “войну всех против всех”. Единство государства, общества, правительства, народа – центральная концепция “Левиафану”. Достоянием теории политической культуры стали сформулированные Гоббсом 19 “ естественных законов” – правил человеческого сожительства, общественных регуляторов – нормативов, основными среди которых он считал общечеловеческую максиму: “не делать другого того, чего не видел бы, чтобы было сделано относительно тебя”. Превращая моральные (естественные) законы на гражданские, Гоббс фактически лишает мораль ее специфической регулятивной функции, отождествляет ее с политикой. подчиняя ее задаче государственной целесообразности. Не случайно образ “Левиафана” стал именительным для характеристики тоталитарных, антигуманых политических режимов. Власть монарха не подлежит любому контролю, он стоит над законом. Гоббс уверен, что государство – это и есть общество, а общество – это есть государство, которые стоят над человеком. По мнению Гоббса, все, что нужно для спасения, содержится в двух добродетелях: вере у Христа и покорении законам. Смысл политической концепции Гоббса состоял в разработке сценария авторитарной модернизации, которая предусматривает жестокое ограничение политической свободы при сохранении и гарантировании свободы экономической. Политические идеи Гоббса послужили причиной влияния на дальнейшее развитие цивилизации.

 

ДЖОН ЛОКК (1632—1704)

 

Английский философ и политический мыслитель, развил государственно-правовые концепции Нового времени также, как и Т.Гоббс, разработал концепцию естественных прав и общественного соглашения. Но он подчеркивал мирный характер людей в естественном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существованию естественных прав людей. Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей “минимальные” полномочия, сохраняя при этом индивидуальные особенности.

 

Государство, по мнению Дж. Локка, возникает там, где свободные люди отказываются от естественного права на самозащиту, на наказание насильников и передают его обществу. Причина, которая заставляет перейти от естественного состояния к гражданскому, состоит в ненадежности прав в естественном состоянии, где акцент смешивается на субъект реализации, а потому право здесь всегда релятивное, подвластное отдельному субъективному духу. Цель государства – это сохранения свободы и собственности, государство ставит своей задачам продуцировать законы, наказывать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть делится на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Дж.Локк требовал четкого обособления власти исполнительной от законодательной. Итак, Локк ставит требование четкого распределения власти как основного принципа строительства государства, деятельность которой таким образом, сохраняет естественное право. Во взглядах Дж.Локка на политическое устройство общества наблюдается стремления приспособить теорию к той формы правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года.

 

Согласно Дж.Локком, власть делится на законодательную, исполнительную и федеративную. Первая устанавливает нормы поведения граждан. Друга принимает меры относительно применения законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж.Локк не отмежует от исполнительной.

 

Суть локковськой концепции заключается в том, что он постулирует неразрывную взаимозависимость основных политических и экономических прав человека. Без частной собственности человек не в состоянии удовлетворить свои нужды как человека. Дж. Локк выступает фактически как теоретик конституционных прав, при которых законы и исполнительная власть подчинены правовой форме государства и естественному праву. Локк – защитник политических прав и свобод человека и гражданин, как таких, что вытекают из естественных прав, становятся ограничителями полномочий государства. Дихотомия, “ лицо-государство” решается Локком в пользу первого элемента – лица. Права человека преобладают над любыми.

 

Основные политические взгляды Дж. Локка : первичным видом человеческого единения считал “естественное состояние”, в котором люди являются свободными и равными, руководствуются естественным законом, установленным Богом; потребность в регламентации отношений собственности становится главной причиной формирования общества; отказавшись от части своих естественных прав, люди заключают между собой общественный договор, образовав гражданское, а потом и политическое общество (государство); государство выступает гарантом естественных прав, суверенитет замыкается за народом; гарантия воплощения свободы – равный для всех, обязательный и постоянный закон; общество и государство – не одно и тоже, общество может создать другую, более совершенную власть; необходимый раздел полномочий между законодательной и исполнительной влад.

 

По второму вопросу следует отметить, что политические учения эпохи Просвещения нужно начать из того, что в них можно найти: развитие гуманистических начал в политической теории освобождения ее от теологии; анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая мысль Нового времени. Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающийся политический мыслитель и философ-материалист, творчество которого относится к периоду английской революции середины XVII в. В своих произведениях “О гражданке” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.

В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией, “Левиафан” оказался спроецированным прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.

Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровополитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.

Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко егоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния “войны всех против всех”. Как следствие этого создается “общая власть”, которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.

Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом,- политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства: “Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты”. Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом, возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние. Так, по Гоббсу, образуется “политическое тело”.

Информация о работе Политические концепции нового времени