Политические конфликты и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 13:46, контрольная работа

Описание

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Содержание

Введение 3
Исторические концепции политических конфликтов 3
Политический кризис 5
Причины политических конфликтов 7
Типология политических конфликтов 7
Виды политических конфликтов 9
Стадии политического конфликта 10
Функции политических конфликтов 10
Методы урегулирования политических конфликтов 11
Заключение 144
Список используемых источников 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа политологии.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

     Американские  политологи К. Боулдинг и А. Рапопорт предложили оригинальную типологию  социально-политических конфликтов, выделив  следующие их категории и типы:

 - действительные  конфликты, т.е. реально происходящие в конкретной социальной среде;

 - случайные  конфликты, проявление которых  зависит от ряда преходящих (второстепенных  по сути) факторов и противоречий;

 - заместительные  конфликты, представляющие собой  фиксируемое проявление скрытых  конфликтов, т.е. не проявление на поверхности общественной жизни;

 - конфликты,  возникающие в результате плохого  знания существующего положения  или неудачного применения принципа  «разделяй и властвуй»;

 - скрытые  (латентные конфликты или конфликты,  развивающиеся исподволь, незаметные сразу). Их участники в силу разных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом;

 - фальшивые  конфликты, т.е. не имеющие по  сути объективных оснований. Они  возникают в результате неадекватного  отражения в групповом и массовом сознании существующих реальностей. Вместе с тем они могут трансформироваться и в действительные конфликты.

     Целесообразно выделение регионального, геополитического конфликта. Такой конфликт отражает сложные и противоречивые процессы и заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе,  занимающем  ключевое, геополитическое положение и имеющем в силу этого особое значение. Специфика этого конфликта обычно выражается: во-первых, в значительных масштабах жертв и разрушений, во-вторых, в повышенном, геополитическом значении для ряда зарубежных стран или даже всего мира.5

Виды  политических конфликтов.

 

    Своеобразие современных политических конфликтов приводит к тому, что существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина, “кризис верхов”, когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с “кризисом низов”, которые не могли мириться со старыми политическими порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно приобретало “вертикальную” направленность: “низы” восставали против “верхов”.

    В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей  части индивидуализируются, а массы  чаще всего остаются в стороне  в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.

    Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:

  • “вертикальный” конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.
  • “горизонтальный” конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками властвующей элиты.

Стадии  политического конфликта.

     С точки зрения динамики конфликта  он обычно описывается по следующей  схеме:

  1. накопление противоречий и формирование отношений сторон;
  2. нарастание и эскалация подготовки;
  3. собственно конфликт;
  4. разрешение конфликта.

     Первая  стадия характеризуется накоплением  противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.

     Вторая  стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

     Третья  стадия - самый острый, самый драматичный  этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического  конфликта в военный.

     Четвертая стадия - завершение конфликта.

Функции политических конфликтов.

 

     Особенностью  функций конфликтов является то, что  проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.

     Функции-последствия  политического конфликта:

  • политические;
  • экономические;
  • военные;
  • экологические;
  • демографические.

     Функции конфликта могут быть позитивными  и негативными.

К позитивным можно отнести:

  • функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
  • коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
  • стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
  • содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
  • функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующее:

  • угроза раскола общества;
  • неблагоприятные изменения во властных отношениях;
  • раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
  • неблагоприятные демографические процессы и др.

     Задача  управления и разрешения конфликта  как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.

Методы  урегулирования политических конфликтов.

     По  мнению французского политолога Филиппа  Бро, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.

     Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень  социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

    Важным  аспектом всякого юридического конфликта  являются пути и способы его предупреждения, прекращения и разрешения. Каждый конфликт возникает из-за конкретных причин и при определенных условиях, поэтому наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Многосторонний анализ сути конфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях помогает предупредить и избежать многих конфликтов. Предупреждение конфликтов предполагает также проведение социальной, экономической, культурной политики, направленной на улучшение благосостояния народа, уважение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Другим  важным приемом предупреждения конфликта является его институциализация. Институциализация конфликта дает возможность упорядочить течение конфликта и тем самым облегчить его регуляцию. Институциальные образования изучают интересы сторон, осуществляют консультации и переговоры, поиск взаимовыгодных решений. Существование конфликтологической службы, которая выполняет экспертные и консультационные функции, помогает предупреждению конфликтов.

    Для успешного разрешения конфликта  необходимо, во-первых, выяснить причины  конфликтной ситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон, во-вторых, прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон, и в-третьих, прогнозировать ход и последствия конфликта.

    Конфликты могут быть разрешены как самими участниками, так и вмешательством третьей стороны. Так как основой конфликта являются противоречия между интересами сторон, то наиболее результативный способ разрешения конфликта - устранение указанных противоречий. Однако на практике это не всегда удается. Поэтому приходится прибегать к другим формам и способам разрешения конфликтов.

    Существуют  различные институты и процедуры  разрешения конфликтов. Одним из эффективных  способов разрешения конфликтов являются переговоры сторон. Путем переговоров  стороны пытаются найти компромиссный  вариант решения проблемы. Для этого они договариваются о спорных вопросах и об условиях дальнейшего разрешения конфликта.6

     Методы  разрешения конфликтов.

     1. Метод избегания конфликта. Но  избегание конфликта не означает  его фактического разрешения, т.к.  само противоречие, лежащее в  основе конфликта противоборствующих сторон, остается.

     2. Отрицание или подмена конфликта,  способ отношения к конфликту,  когда ему дают возможность  тлеть и перемещают в другую  плоскость. Например, политический  деятель, ведущий избирательную  кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

     3. Метод конфронтации. Обязательно  выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.

     4. Метод откладывания конфликта.  Сдача "на милость победителя" - действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

     5. Примирение сторон на основе  сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.

     6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

     7. Переговоры, которые необходимы  для того, чтобы избежать применения  насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.

     Очевидно, что одним из главных условий  согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

    Политическое  сотрудничество включает предотвращение конфликтов и разрешение споров. В СНГ эти конфликты имеют свою специфику, поэтому на первое место поставлено обязательство всех членов принять все меры для предотвращения конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.

    При возникновении спорных вопросов, в том числе связанных с положением соотечественников в странах СНГ, государства должны выполнять Устав СНГ, подтверждающий принципы мирного разрешения споров и конфликтов. В случае неудачи спор может быть передан в Совет глав государств, который является высшим органом СНГ. Механизм разрешения споров в СНГ носит чисто согласительный характер. Нет таких общепринятых в международном сообществе средств, как следственные и согласительные комиссии, суд и арбитраж, суд по правам человека даже не упоминается. Объяснение видится в стремлении государств - членов СНГ всячески оградить свой обретенный суверенитет.

Информация о работе Политические конфликты и их специфика