Политические конфликты и кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание

Исследованию социальных конфликтов положили начало работы М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Разнообразие взглядов на природу и формы конфликтов породило возникновение целых школ и направлений и даже научных дисциплин, в частности конфликтологию.
Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

Содержание

1. Конфликт как социальное явление, типы и виды политических конфликтов.
3
2. Политические кризисы, сущность и виды. 7
3. Пути предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов и кризисов.
9
4. Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

     2) угроза ликвидации политической системы,

     3) угроза раскола неустойчивых групп.

     Итак, политические конфликты и кризисы - неотъемлемая черта политической жизни общества. 
 
 

  1. Пути  предотвращения, регулирования  и разрешения политических конфликтов и кризисов.

     Для разрешения конфликта необходимы управление конфликтом и регулирование конфликта (конфликтный контроль), под которым  понимаются разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

     Политической  практикой и теорией выработаны некоторые общие формы и способы  предотвращения, регулирования и  разрешения политических конфликтов. В их числе — компромисс и консенсус.

     Компромисс  — соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные: первые навязываются сложившимися обстоятельствами; вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил (на основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции).

     Консенсус (лат. consensus — согласие, единодушие) — это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

  • конечные цели (свобода, равенство и т. д.), которые составляют структуру системы представлений;
  • правила игры или процедуры;
  • состав правительства и правительственная политика.

     Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

  • уровень сообщества, или основной, ценностный;
  • уровень режима, или процедурный;
  • уровень политики.

     Первый  уровень консенсуса — основной, он показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

     Второй  уровень консенсуса — процедурный, он устанавливает правила игры, фиксируемые  в конституциях.

     Третий  уровень консенсуса (в отношении  политики и правительства) выдвигает  на передний план параллель «власть  — оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительствам — это отношение к членам правительства, а не к форме управления.

     Консенсус — универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать  противоречия и конфликты, снимать  напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

     Кризис  консенсуса обычно связывают с кризисом отношений церковь — государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, отрывом элит от масс и т. д.

     Урегулирование  конфликтов подразумевает:

  • предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т. п.);
  • разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;
  • формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности в отношении сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

     Исходя  из существующих трех основных направлений  в урегулировании конфликтов, можно  выделить три группы методов, облегчающих  поиск мирного выхода из конфликта.

     Первая  группа — предупреждение насильственной стадии развития конфликта. К этим методам относятся ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов, т. е. на создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

     Вторая  группа — разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Согласно Дж. Бертону, первым предложившему систему методов, нацеленных на устранение причин возникновения  конфликтов, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте,— основной метод этой группы. Необходимо изменить характер восприятия и посредством этого изменить отношения сторон Друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы, ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; а также предполагают специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т. п.

     Третья  группа — снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника  от односторонних действий и переход  к поиску совместного решения  проблемы. Эта группа методов включает в себя многие приемы, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Считается, что лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т. е. когда все интересы сторон полностью противоположны. И если конфликт даже близок к такому, необходимо, чтобы участники через включение дополнительных вопросов, или, наоборот, исключая ряд из них, сделали конфликтную ситуацию носящей ненулевой характер. Другие способы добиться этого — диверсифицировать ценности и цели, т. е. сделать так, чтобы группы стремились к непересекающимся целям; либо сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится ситуацией с ненулевой суммой.

     Есть  и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

     Основная  проблема в использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого  варианта решения, заключается в том, что стороны не обязательно ведут себя рационально в конфликте и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Именно для этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

     Наиболее  эффективным является комплексное  применение различных методов в  зависимости от конкретных условий  и характера конфликта.

     Существуют  четыре способа разрешения конфликтов:

  • соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
  • соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;
  • соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
  • застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

     В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:

  • А выигрывает за счет Б;
  • Б выигрывает за счет А;
  • обе стороны оказываются в проигрыше;
  • обе стороны оказываются в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь от развития конфликта.

     Выбор пути разрешения конфликта всецело  зависит от конфликтующих сторон, но нельзя не учитывать и сопутствующие  факторы: наличия в обществе равновесия сил, соответствующего исторического  опыта, гласности, институциональных  условий для консультаций и переговоров.

     Один  из ведущих представителей англосаксонской  политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает, что существуют три степени развития общественных конфликтов:

  • столкновение предпочтений (кооперация);
  • столкновение интересов (конкуренция);
  • столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).

     По  мнению Аптера, задача состоит в  том, чтобы трансформировать конфликты  ценностей в конфликты интересов  или, еще лучше,— в столкновение предпочтений, т. е. в конкуренцию или кооперацию. Для этого используют различные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др., соблюдая ряд условий:

  • согласие с правилами ведения переговоров обязательно для обеих сторон;
  • недопущение идеологизации конфликта, т. е. введения его во все более широкий и глобальный ценностный контекст;
  • «расщепление» каждой из сторон конфликта для выявления его реальных причин и нахождения более верного пути к его разрешению.

     Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов, которые необходимо использовать для успешного урегулирования политических конфликтов:

  • стабильная коалиция;
  • принцип пропорциональности;
    • деполитизация;
  • взаимность права вето;
  • компромисс;
  • концессия, т. е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.

     В целом демократический контроль над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры:

-  взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте;

-  сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной сделать неуправляемой конфликтную ситуацию;

-   объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

-  подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

- использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон;

-  создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

     Каковы  же пути разрешения политических кризисов? Политические кризисы проходят, как  правило, три стадии:

     1) скрытую стадию накопления противоречий (здесь идет объединение новых сил в борьбе со старыми порядками; сторонники старой власти деморализуются; силы прогресса сами не понимают, как далеко зайдет дело),

     2) стадию эскалации (нарастания) кризиса (поляризация сил в соответствии с их программами; обострение противоречий между противниками старых порядков; защитники старых порядков собираются с силами для контрнаступления),

     3) стадия разрешения кризиса (самый острый этап, схватка, результат - победа либо нового, либо старого).

     Есть  два способа разрешения политических кризисов:

     1) революция,

     2) реформа.

     Если  реформы затрагивают глубинные  основы социально-экономического строя, то это "революция сверху", считающаяся "высшим пилотажем" в политике. Перестройка начиналась как революция сверху, но вышла из-под контроля. Революция быстро и радикально решает проблемы, но требует от общества очень высокой платы. Реформа более типична сейчас, она сохраняет определенный расклад и баланс сил. Борьба интересов идет в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, что благоприятнее для национального развития. Очень важно также учитывать политические традиции и менталитет народа. Не следует торопиться "резать по живому", силой ломать политические стереотипы и традиции.

Список  использованной литературы:

  1. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор : пер. с англ./ Г. Алмонд [и др.]. – М., 2002.
  2. Боришполец, К. П. Методы политических исследований : учеб. пособие для студ. вузов / К. П. Боришполец. – М., 2005.
  3. Мельник, В. А. Политология : учебник / В. А. Мельник. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2008.
  4. Решетников, С. В. Политология / С. В. Решетников [и др.] ; под ред. С. В. Решетникова. – Минск, 2005.
  5. Соловьев, А. И. Политология: политическая теория, политические технологии / А. И. Соловьев. – М., 2003.

Информация о работе Политические конфликты и кризисы