Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:21, реферат
В процессе работы над темой «Политические конфликты и пути их разрешения» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные аспекты конфликта как феномена общественной жизни.
Сущность социальных конфликтов. Специфика политических конфликтов 3
Типология политических конфликтов и кризисов 10
Основные виды политических конфликтов в России 12
Литература. 13
Политические
конфликты и кризисы
Сущность социальных
конфликтов. Специфика политических
конфликтов 3
Типология политических
конфликтов и кризисов 10
Основные виды политических
конфликтов в России 12
Литература. 13
Политические
конфликты: понятие, причины, функции,
виды.
Политические конфликты в современном
российском обществе: причины, динамика
развития и особенности регулирования.
В процессе работы над темой «Политические
конфликты и пути их разрешения» представляется
целесообразным иметь в виду следующее:
конфликт является объектом комплексного
научного исследования. Философия, социология,
политология, общая и прикладная психология,
право и другие науки в соответствии со
своим предметом, своими познавательными
средствами и приемами изучают различные
аспекты конфликта как феномена общественной
жизни.
Конфликт – объективно-субъективное явление,
состояние, реальность, присущие общественным
отношениям. Тезис о всеобщей гармонии
интересов – один из многочисленных мифов.
Глубинная причина конфликтов в обществе
– противостояние различных потребностей,
интересов, ценностей конкретных субъектов
политики, составляющих социальную структуру.
В основе противоборства конфликтующих
сторон – объективные противоречия (экономические,
социальные, политические, этно-конфессиональные,
идеологические, культурные и др.).
Наиболее острые конфликты происходят
между индивидами и социальными группами
в сфере политики. Политика, с одной стороны,
деятельность по предупреждению и разрешению
конфликтов: «Искусство жить вместе».
С другой стороны, политика – средство
провоцирования конфликтов, поскольку
она связана с борьбой за обладание властью.
Технология и практика управления конфликтами
определяются не только общими правилами,
но и социально-экономическим, политическим
состоянием общества, историческими, национальными,
религиозными и культурными особенностями.
Современные представления о политическом
конфликте – результат длительной эволюции
идей о конфликтах в сферах общественной
жизнедеятельности. Теории конфликтов
в основном сложились в XIX-XX веках, их авторы
выражали три основных подхода к пониманию
и роли конфликтов в обществе:
первый – признание принципиальной неизбежности
и неустранимости из жизни, ведущей роли
конфликтов в общественном развитии; это
направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович,
К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф,
К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин
и др.;
второй – неприятие конфликтов, проявляющих
себя как войны, революции, классовая борьба,
социальные эксперименты, признание их
аномалиями общественного развития, вызывающими
нестабильность, нарушение равновесия
в социально-экономической и политической
системах; сторонниками данного направления
являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев,
М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин,
И.А.Ильин;
третий – рассмотрение конфликта в качестве
одного из многих видов социального взаимодействия
и социальных контактов наряду с конкуренцией,
солидарностью, кооперацией, партнерством;
выразители этого направления Г.Зиммель,
М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.
^
Сущность социальных конфликтов. Специфика политических конфликтов
Социальные конфликты
Обоснование внутренней противоречивости
и конфликтности общества уходит в ХIX
в. В этот период появляются первые теории
конфликта. Их возникновение стало теоретической
реакцией на обострившиеся классовые
противоречия и альтернативным ответом
на односторонность теорий, господствовавших
в этот период и трактующих общество как
устойчивое и стабильное целое, в котором
отдельные части органически дополняют
друг друга.
Одна из значительных теорий конфликта
была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом.
В их учении общественные противоречия
выступают главной движущей силой социальных
изменений. В социально-антагонистических
формациях они реализуются в форме классовой
борьбы. Ее источником является эксплуатация,
т.е. присвоение классом, обладающим собственностью
на средства производства, результатов
труда класса, лишенного собственности.
Рассматривая главный конфликт европейской
истории ХIХ в. - конфликт между предпринимателями
и рабочими - Маркс и Энгельс считали, что
по мере того, как первые будут становиться
богаче, а вторые - беднее, конфликт будет
усиливаться, что неизбежно приведет к
социалистической революции. Марксизм
вывел связь между экономической борьбой
трудящихся за лучшие условия продажи
своей рабочей силы и политической борьбой,
позволяющей изменить критерии распределения
общественных ценностей. Маркс описал
эту тенденцию развития конфликта как
процесс превращения пролетариата из
"класса в себе" в "класс для себя".
Последнее проявляется в формировании
собственной партии, которая берет на
себя руководство борьбой рабочих против
существующего политического режима.
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, важная
роль в сплочении и артикулировать.
Реальная жизнь намного сложнее любых
схем и предполагает такое взаимодействие
индивидов, групп, организаций, институтов,
в процессе которого имеют место сотрудничество,
соперничество, несовпадение интересов,
ценностей, ненависть, борьба, конфликт.
Роль конфликтов в том, что они наиболее
остро сигнализируют власти и обществу
о возникающих разногласиях, противоречиях
и стимулируют практические действия
по своевременному преодолению имеющихся
проблем.
Политический конфликт – острое столкновение
противоположных сторон, обусловленное
взаимопроявлением различных интересов,
взглядов, целей в процессе приобретения,
перераспределения и использования политической
власти, овладения ведущими (ключевыми)
позициями во властных структурах и институтах,
завоевания права на влияние или доступ
к принятию решений о распределении власти
и собственности в обществе.
Наиболее общей причиной возникновения
конфликтов является неравное положение,
занимаемое людьми в обществе, разлад
между ожиданиями, практическими намерениями
и поступками людей, несовместимость претензий
сторон при ограниченности возможностей
их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа,
автора конфликтной модели общества, главный
вопрос в конфликтах – это кто и каким
образом распоряжается ресурсами, в чьих
руках власть, позволяющая одной группе
людей распоряжаться деятельностью других.
Субъектами политического конфликта могут
быть государство, классы, социальные
группы, политические партии, личности.
Значение и места конфликта в политической
жизни может быть уточнено на основе его
функций. Под функцией, конфликта понимаются
определенные в тех или иных временных
рамках последствия или направленность
его воздействия на общество в целом или
на отдельные сферы жизнедеятельности.
О позитивном или негативном значении
конфликтов можно говорить лишь в конкретных
случаях и в достаточно условном смысле.
Конфликты полифункциональны:
Перейдем ко второму вопросу «Пути
и методы разрешения конфликтов». Политическая
наука значительное внимание уделяет
поиску форм, методов, средств контроля
за протеканием конфликта, выработке эффективных
технологий управления им. При многообразии
субъектов конфликта, их целей и позиций
управление конфликтом предполагает решение
ряда общих задач:
a) предупредить возникновение конфликта,
либо воспрепятствовать его разрастанию
и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные
конфликты в открытую форму с целью уменьшения
опасности внезапного развития неконтролируемых
процессов;
в) локализовать социально-психологическое
возбуждение, вызываемое политическим
конфликтом, не допустить его распространения
на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и
внешние факторы: степень открытости политической
системы, уровень сплоченности конфликтующих
групп, их силу, характер вовлеченности
населения в конфликт, эмоциональные аспекты
поведения лидеров и их сторонников, а
также культурно-исторические, социально-экономические,
этно-национальные и другие особенности
общества.
Решение указанных задач конкретизируется
в соответствии с основной установкой
– либо на урегулирование, либо на разрешение
конфликта. Урегулирование предполагает
снятие остроты противоборства сторон
с целью избежания негативных последствий
конфликта. Однако, причина конфликта
не устраняется, тем самым сохраняется
вероятность нового обострения уже урегулированных
отношений. Разрешение конфликта предусматривает
исчерпание предмета спора, изменение
ситуации и обстоятельств, которое бы
приводило к отношениям партнерства и
исключало бы опасность рецидива противостояния.
В процессе управления конфликтом важно
учитывать этап его формирования и развития.
Конфликт не возникает сразу. Причины
его накапливаются, зреют очень длительное
время. Объективно существующие противоречия
могут привести к конфликту лишь в случае
их осознания субъектами (лидерами, партиями,
группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается
в атмосфере напряженности в отношениях
между оппозиционными сторонами, что свидетельствует
о наличии предмета спора и конкуренции,
несовпадении позиций. Это этап возникновения
конфликта. На данном этапе важно выявить
подлинные причины конфликта, тем самым
вскрыть противоречие, лежащее в его основе,
установить определенные нормы и правила
взаимодействия сторон. Такой анализ может
способствовать введению конфликта в
рамки, позволяющие контролировать его
ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется
проявлением сил, поддерживающих конфликтующие
стороны или противостоящие им. Становятся
очевидными границы конфликта, его интенсивность
и напряжение. Особенно велико напряжение
конфликтов по поводу ценностей, связанных
с нравственностью, представлениями о
чести и достоинстве. Эффективность действий
властей на этапе развития конфликта определяется
их способностью законными методами обеспечить
снижение напряженности в отношениях
сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее
сложная фаза, так как от результата окончания
противоборства зависит новая расстановка
сил в обществе. Возможны два варианта
окончания конфликта: достижение примирения
сторон либо их непримиримость, то есть
неразрешимость конфликта. Примирение,
в свою очередь, может носить характер
полного или частичного урегулирования
конфликта. Конфликт может разрешиться
сам собой, например, из-за утраты актуальности
предмета спора, усталости участников,
истощения ресурсов и т.п. Выделим два
наиболее общих пути примирения сторон:
1. Мирное разрешение конфликта включает
такие пути и методы:
Наиболее распространенным методом
достижения примирения сторон являются
переговоры. В процессе переговоров
стороны обмениваются мнениями, что
снимает остроту
Рассмотрим третий вопрос «Политические
конфликты в современном российском обществе:
истоки, динамика развития, особенности
регулирования».
Многочисленные конфликты и конфликтные
ситуации – реальность современного российского
общества. Их истоки обусловлены не только
становлением и развитием новых социально-зкономических
и политических структур, но и недавним
прошлым, когда в течение продолжительного
времени господствующей в нашем обществе
была идеологическая установка на «бесконфликтность»,
гармоническое единство составляющих
его индивидов и социальных групп. Это,
естественно, способствовало формированию
отношения к конфликту как явлению, не
присущему советскому обществу.
Главная причина политических конфликтов
в современной России связана со стратегией
и тактикой перераспределения государственной
собственности и власти, что определяет
их остроту и ведет к социально-экономической
и политической нестабильности и напряженности
во всех сферах общества. Социально-психологический
фон, на котором возникают и протекают
конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной
структуре общества, проявляющиеся в стремительной
дифференциации населения по уровню доходов
и идеологической ориентации;
б) деформация–смена системы ценностей,
распространение образцов западной культуры,
индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической
напряженности на базе конституционных,
территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте,
нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим,
радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции
прав и свобод, прежде всего социально-экономических
и на получение правдивой информации о
деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения
ее в самостоятельную политическую силу
с целью наведения порядка или изменения
политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней
России имеют такие особенности: во-первых,
это конфликты в сфере самой власти за
обладание реальными рычагами власти;
во-вторых, исключительно велика роль
власти в конфликтах, возникающих в неполитических
сферах, но которые так или иначе, прямо
или косвенно затрагивают основы существования
данной власти; в-третьих, государство
практически всегда выступает в качестве
посредника, арбитра.
^
Типология политических конфликтов и кризисов
Многообразие политических конфликтов
позволяет их типологизировать по разным
основаниям. В отечественной конфликтологии
используются различные критерии, что
позволяет создать многомерную типологию.
В частности, выделяются горизонтальные
и вертикальные политические конфликты.
Горизонтальные конфликты. Предметом
спора в горизонтальных конфликтах являются
распределение властных полномочий между
различными политико-государственными
институтами, между разными сегментами
правящей элиты, противоречия внутри самих
политических институтов. Результатом
этих конфликтов могут быть кадровые перестановки
в органах власти и управления, корректировка
политического курса, принятие новых нормативных
актов, увеличивающих или сокращающих
объем полномочий отдельных субъектов
власти. Большинство конфликтов этого
типа затрагивает правовые взаимоотношения
сторон. Остановимся на типичных конфликтах.
• Конфликты между основными ветвями
власти. Принцип разделения властей закладывает
потенциальную возможность коллизий между
законодательной, исполнительной и судебной
властью. В демократических странах эти
конфликты нормативно регламентированы.
Так, конституции многих стран предусматривают
такие способы их легального разрешения,
как роспуск парламента, вотум недоверия
правительству, право на процедуру импичмента
в отношении президента. Но возможны ситуации
перерастания конфликтов в более острую
форму - политический кризис. История стран
с неразвитыми демократическими традициями
знает примеры, когда конфликт ветвей
власти развивался в направлении их прямого
столкновения. Следствием подобных кризисов
является дестабилизация всей политической
системы. Некоторые кризисы были настолько
сильны, что теряли возможность конституционного
разрешения (Россия в октябре 1993 г.).
• Конфликты внутри институтов власти.
В тех странах, где кабинет министров формируется
с участием парламента и на коалиционной
основе, нередко возникают правительственные
кризисы. Формирование правительства
на многопартийной основе создает большую
вероятность появления разногласий с
последующей отставкой отдельных его
членов. Парламентское большинство также
может высказывать вотум недоверия правительственному
курсу и сформировать новый кабинет министров.
Примером подобной правительственной
нестабильности является Италия, в которой
практически каждый год меняется кабинет
министров. Внутрипарламентские конфликты
проявляются в форме политической борьбы
разных фракций или в противостоянии палат
парламента. Парламент представляет собой
непосредственную институциональную
арену, на которой в мирных формах выясняется
соотношение интересов и сил разных социальных
групп. Не исключено проявление и острой
политической конфронтации: особенно
это касается тех парламентов, в которых
оппозиция представлена значительным
количеством мест, либо многочисленные
фракции ориентируется на прямо противоположные
подходы в принятии законов и в оценке
деятельности правительства. Это делает
невозможным принятие каких-либо общих
решений, что приводит к параличу законодательной
деятельности парламента. Такая ситуация
позволяет говорить о парламентском кризисе.
• Конфликты между партиями и общественными
движениями с разными идеологическими
ориентациями.
• Конфликты между разными звеньями управленческого
аппарата.
^
Информация о работе Политические конфликты и пути их разрешения