Политические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:41, реферат

Описание

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины) .

Содержание

Введение
3
1.
Политический конфликт
4
1.1
Основные объекты
4
1.2
Причины политических конфликтов
6
2.
Способы преодоления политических конфликтов
12
2.1
Пути разрешения политических конфликтов
12
2.2
Итог политического конфликта
13

Заключение
15

Источники

Работа состоит из  1 файл

Политические конфликты.docx

— 41.87 Кб (Скачать документ)

 

 

Реферат по курсу Политология на тему:

«Политические конфликты»

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2010

Содержание

 

Введение

3

1.

Политический конфликт

4

1.1

Основные объекты

4

1.2

Причины политических конфликтов

6

2.

Способы преодоления политических конфликтов

12

2.1

Пути разрешения политических конфликтов

12

2.2

Итог политического конфликта

13

 

Заключение

15

 

Источники

16


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более

разнонаправленных сил с  целью реализации их интересов в  условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины)  . Из всех сфер общества     самой насыщенной

различными  видами конфликтов является политическая сфера, в которой

развертываются многообразные  властные отношения, представляющие собой

отношения господства и подчинения. Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.

 

 

 

 

 

  1. Политические конфликты

Родоначальником «теории  конфликта» в начале XX века стал итальянский  экономист         В. Парето. Политический конфликт – это разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, групп, индивидов, государств, оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Каждая из сторон, участвующих в конфликте, преследует, как правило, не одну, а целую совокупность целей. Он является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов.  
Конфликты стимулируют формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Предполагается четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил. Конфликт сигнализирует обществу и властям о существующих противоречиях. Он стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят разрушительный для общества характер.

1.1 Основные объекты конфликта.

Основным объектом политического  конфликта выступает политическая власть как способ и  средство  господства  одного  социального  слоя  (класса)  над другим.  В  своей  содержательной   сущности   власть   представляет   собой способность и возможность одного  индивида  (социального  слоя  или  группы) осуществлять свою волю  и,  навязывая  ее  другим,  побуждать  их  выполнять намеченные цели при помощи различных средств:  авторитета,  права,  насилия, знания, денег, и т. п. В  современном  обществе  власть  представляет  собой институционально   оформленную   возможность   и   способность   определять, направлять  и  контролировать  содержание  и  формы  социального   поведения различных  социальных  групп  и  общностей,  отдельных  индивидов.  Сама  же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное  влияние на других вытекает из  дифференциации  всех  людей,  существующих  в  данном обществе, на две  большие  группы,  одна  из  которых  владеет  политической властью и вследствие этого доминирует  над  другими  людьми  и  группами,  а последние,  будучи  лишенными  власти,  вынуждены   подчиняться   первым   и выполнять  их  господствующую  волю.  Складывающиеся  вследствие   этого   в обществе отношения власти есть не  что  иное,  как  отношения  господства  и подчинения. Этим и определяются политические  позиции  различных  социальных групп в обществе: политически  господствующие  и  подчиненные.  Интересы  же людей,  принадлежащих  к этим  группам, не  только различны, но  и противоположны: те группы, которые обладают  властью,  заинтересованы  в  ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не  имеют к  ней  доступа,  заинтересованы,  чтобы  изменить  существующее  положение, добиться  перераспределения  власти.  Именно  поэтому  они  и   вступают   в конкурентные  взаимодействия,  осознанным  воплощением   которых   выступает политический конфликт. Лишенные власти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают  свою политическую    ущемленность.    Только    постепенно,    столкнувшись     с несправедливостью, с  более  или  менее  замаскированным  игнорированием  их коренных интересов со стороны лиц или групп, владеющих властью,  индивиды  и группы, не обладающие властью,  и  потому  вынужденные  подчиняться  другим, начинают осознавать противоположность своих  интересов  интересам  тех,  кто осуществляет власть в обществе.  Но  для  осуществления  власти  в  обществе существуют определенные  социальные  институты:  государство  и  его  органы управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия,  суд  и  т.п.  А  чтобы  добиться  перераспределения   власти,   необходимо   потеснить названные  институты  с  занимаемых  ими  позиций  или  произвести  коренные изменения в  их  структуре,  содержании  и  направленности  деятельности,  а сделать это очень трудно, поскольку все эти институты  опираются  не  только на силу права, но и на насилие. Поэтому только  концентрированными  усилиями индивидов и групп, занимающих недоминирующее положение в отношениях  власти, в  отношениях  политического  господства  и   подчинения,   можно   добиться перераспределения власти и  изменения  ее  структуры,  к  чему  и  направлен политический конфликт. Только  осознав  свои  политические  интересы,   их   противоположность интересам правящей верхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и ресурсы, социальная  группа,  лишенная  власти  и  вынужденная  подчиняться   другой, господствующей группе, получает возможность отобрать власть у последней.  Но чтобы  эти  усилия  носили  организованный  и   целенаправленный   характер, социальная группа, ущемленная существующей системой распределения  власти  в обществе, формирует политические движения, организации,  партии,  нацеленные на  борьбу  с  властвующей  социальной  группой.   Так   возникает   активно действующий субъект в складывающейся политической ситуации.

    1. Причины политических конфликтов.

В качестве основной, универсальной  причины конфликта можно назвать  несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Причинами конфликтов также являются:                                 - Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).           - Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.                                                                                                                      - Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства   народа   и   способствовать   возникновению        конфликта.

- Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

- Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных

групп, партий.

- Зависть.

- Ненависть.

- Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Нередко с  основными типами политических  конфликтов,  характерных для «переходных» обществ, к которым  относятся,  во-первых,  государственно-

правовые конфликты, во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует  еще несколько  типов  политических  конфликтов.  Их  можно  классифицировать  по нескольким основаниям:

- По областям развертывания   существующие  в политическом  социальном

 пространстве    конфликты    подразделяются    на     внутри-     и внешнеполитические. Во  внутриполитических  конфликтах  реализуются конкурентные взаимодействия  в  борьбе  за  сохранение,  удержание, упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной,    между      центральной   и     между    областной  властью.

- По качественным характеристикам противостояний они  разделяются  на «конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой  суммой».  Те конфликты,  в   которых   позиции   враждующих   сторон   абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из  них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве «конфликтов с нулевой суммой». Примером здесь может служить  победа одного  из  претендентов  на  президентских  выборах,   исключающая занятие  президентской  должности  другим   претендентом.   Те   же конфликты, в которых существует  хотя  бы  один  способ  достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты «не с нулевой суммой».

- По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и  ее реализации выделяются вертикальные  и горизонтальные  политические конфликты.  К  первому  из  этих   классов   относятся   конфликты, возникающие  между  индивидами  и  группами,  обладающими  властью, политически господствующими, и  индивидами  и  группами,  лишенными доступа  к  власти,  политически  подчиненными  первым,   а   также конфликты между центральными и местными  властными  структурами.  К горизонтальным  относятся   конфликты,   реализующие   конкурентные взаимодействия  между  однопорядковыми  субъектами   и   носителями властных  полномочий:  между   законодательной   и   исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т. п.

- По содержанию и характеру нормативной регуляции или  ее  отсутствии политические         конфронтации         подразделяются         на институционализированные  и неинституционализированные  конфликты. Первые из них развертываются в рамках деятельности  существующих  в обществе социальных  институтов  –  развитая  демократия,  правовое государство,   гарантированная   конституционными    установлениями свобода   собраний,   митингов,   уличных   шествий,   деятельность политических  партий,  ассоциаций,  объединений  и  т.   п.   Такие конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных  групп и слоев  в  своих  политических  притязяниях  и взаимодействиях с другими подчиняться действующим в  обществе  правилам  политической игры. В отличие от них неинституциональные  политические  конфликты не  вписываются  в  рамки  функционирующих  в  обществе  социальных институтов, направлены на  подрыв,  ослабление  или  ниспровержение существующей в обществе политической  системы,  действующих  в  нем социальных институтов.

- По степени открытости  и  публичности  конфликтного  взаимодействия конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются  в  явных, внешне  фиксируемых  формах  политического  действия  –  участие  в выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т. п. В отличие от них  латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики видов политической конфронтации, таких, в частности,  как  заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация  результатов  выборов, политический шантаж и т. п.

- По  длительности   (темпоральным   характеристикам)   политические конфликты  подразделяются  на  кратковременные и   долговременные. Примерами первых из них могут служить  отставка  правительства  или отставка министра, вызванная протестами общественности  в  связи  с его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то  обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран.

- По формам проявлений конфликтных  политических  противостояний  они разделяются  на:

а)  политическое  пикетирование  правительственны зданий или посольств;

б) политические митинги  и  манифестации; 

в) политические  забастовки  с   требованиями   отставки   президента, правительства и т.  п.; 

г) движение  политического  протеста; 

д) политическое неповиновение;

е) политический путч; 

ж) политический переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти;

з) политическая  революция  –  массовое   политическое   действие, приведшее  к  слому  прежней  государственной  машины  и   коренной трансформации политической системы;

и) политический шантаж,  т.  е угроза  разглашения  компрометирующих   сведений   о   политических деталях.                          

Каждый из типов и видов  конфликта, обладая определенными  особенностями, способен   сыграть   определенную,   конструктивную    или    деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических  процессов.  Поэтому  важно знать  эти  особенности,  чтобы  правильно  ориентироваться  в  политической ситуации,  как  правило,   весьма   изменчивой,   динамичной,   и   занимать продуманную политическую позицию.

Источниками политических конфликтов являются социальные и внесоциальные факторы. Результатом действия последних можно назвать расовые конфликты. Преобладают, конечно, социальные факторы. Их основой является: 
•несовпадение статусов субъектов политики 
•возрастание потребностей во власти 
•недостаток ресурсов 
•расхождение людей (групп) в базовых ценностях и идеалах 
 
По существу, любая деятельность политиков – это анализ и преодоление конфликтов. Разрешение конфликтов – это всегда коллективное решение при несовпадающих целях. В целом можно сказать, что политический конфликт является стимулом развития общественного прогресса. К. Маркс считал, что общество существует в условиях классового конфликта. Некоторое время спустя утверждалось, что в социалистическом обществе возможно бесконфликтное существование в связи с отсутствием классовой борьбы. Однако любое общество опирается на принуждение, при котором сохраняется неравенство, поэтому конфликт объективен.

  
 
Для наличия конфликта характерны три условия: 
•объективно складывающаяся конфликтная ситуация 
•субъекты конфликтов 
•повод для конфликтов 
 
В своем развитии конфликт проходит несколько стадий: 
Обострение противоречий → кризис → усиление напряженности → конфликт. 
Этапы формирования конфликта: 
1. Участвующие стороны пребывают в состоянии квазигрупп (quasi – лат. – якобы, как будто). Они еще не консолидировались, так как не осознали своих глубинных интересов.  
2. Осознание латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов. Квазигруппы преобразовываются в фактические группы. 
3.Столкновение групп, непременно идентичных. 
В настоящее время одним из актуальных политических конфликтов стал межнациональный. На состояние межнациональных отношений влияет степень социальных, этнографических, культурных различий между народами многонациональных стран. При этих ярко выраженных различиях народы часто тяготеют не друг к другу в рамках страны, а к близким им по культуре народам других стран. К объективным причинам следует отнести тот факт, что в национальной психике велико значение способности собирания и переноса энергии иных по своей природе конфликтов на национальную почву.

Информация о работе Политические конфликты