Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:16, реферат
Политический конфликт - это столкновение, противоборствополитических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политическихотношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Политический конфликт - это
столкновение, противоборствополитических суб
Понятие политического конфликта обозначает
борьбу одних субъектов с другими за влияние
в системе политическихотношений,
доступ к принятию общезначимых решений,
распоряжение ресурсами, монополию своих
интересов и признание их общественно
необходимыми, словом, за все то, что составляет
власть и политическое господство.
Политическая государственная власть,
обладание ею, устройство властных институтов, политический стату
Противоречие между политическим обществом
как целостной системой и неравенством
включенных в нее индивидов и групп, выраженным
в иерархии политических статусов
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого
рода преобладает в экономически развитых
странах, устойчивых государствах, политической нор
2. Конфликты ценностей характерны для
развивающихся государств с неустойчивым
государственным строем; они требуют больше
усилий по урегулированию, поскольку компромисс
по поводу таких ценностей, как “свобода”,
“равенство”, “терпимость”труднодостижим,
если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны
для обществ, в которых происходит отождествление
субъектом себя с определенной группой
(этнической, религиозной, языковой), а
не с обществом(государством) в целом;
этот тип конфликта возникает
в условиях противоположности рас, этнической
или языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может
быть: межгосударственным (субъекты - государства
и их коалиции), государственным (субъекты
ветви власти, политические партии
и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы
Внутриполитические конфликты разделяют
на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные
(вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политичес
Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают,
с одной стороны, властвующие элиты, выражающие
их интересы партии, государственные институты,
организации, лидеры. С другой - организации,
представляющие подвластные массы, а также политически активные группы,
выступающие против существующих порядков,
господствующей политической вл
Источником радикального конфликта являютс
Внутриполитические конфликты подразделяются
на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты: целью
одного из субъектов может быть захват
власти в государстве или смена политической системы,
но без разрушения территориальной целостности
государства.
Легитимные внутриполитические конфликты: часть
государства стремится отделиться от
целого; часто легитимные конфликты совпадают
с этнополитическими, но
не всегда этнополитические конфликтыявляются
легитимными (например, требования национального
равноправия, автономии).
Для характеристики конфликтов, зат
Политический кризис - это состояние политической системы общества,
выражающееся в углублении и обострении
имеющихся конфликтов, в
резком усилении политической напряжен
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные
международными конфликтами и
противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный,
парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно
частое явление, выражается в потере правительством
авторитета, в невыполнении его распоряжений
исполнительными органами. Если правительство
не справляется с ситуацией, то парламент
может отказать ему в поддержке и отправить
кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться
сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменение
соотношения сил в органах законодательной
власти, когда решения парламента расходятся
с волей большинства граждан страны.
Результат - роспуск парламента
и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть
и в том случае, когда основные противоборствующие
фракции в нем примерно равны по силе,
и это мешает принятию решений и парализует
работу законодательной власти. И как
итог - роспуск парламента и назначение
новых выборов.
Конституционный кризис связан
с фактическим прекращением действия
Основного закона страны (конституции).
Прежняя конституция утрачивает легитимность
и требуется ее качественный пересмотр.
Политический кризис характериз
В зависимости от особенностей проявления
и причин возникновения политического кризиса в
политологии выделяют такие его формы,
как: 1) кризис легитимности;
2) кризис идентичности;
3) кризис политическогоучастия
Кризис легитимности возникает в результате
рассогласования целей и ценностей правящего
режима с представлениями основной части
граждан о необходимых средствах и формах политического регулиров
Кризис идентичности возникает тогда,
когда этнические и социально-структурные
различия становятся преградой на пути
общенационального объединения и идентификации
с определенной политическойсисте
Кризис политического участия
характеризуется созданием правящей элитой
искусственных препятствий включению
в активную политическую жизнь
групп, заявляющих о своих претензиях
на власть, а также обострением проблемы
сохранения территориальной целостности,
национального единства и стабильностиполитической систе
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государст
Кризис распределения означает неспособность правящей
элиты обеспечить приемлемый для общества
рост материального благосостояния и
его распределение, позволяющих избежать
чрезмерной социальной дифференциации
и гарантирующих доступность основных
материальных благ всем слоям населения.
Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конф
Под регулированием конфликта (конф
Политической практикой и теорией выработаны
некоторые всеобщие формы и способы предотвращения,
регулирования и разрешения политических
конфликтов. В их числе - компромисс
и консенсус.
Компромисс в словарях определяется как
соглашение на основе взаимных уступок.
Различают компромиссы вынужденные и
добровольные. Первые с неизбежностью
навязываются сложившимися обстоятельствами.
Вторые заключаются на основе соглашения
по определенным вопросам и соответствуют
какой-то частиполитических интересов
всех взаимодействующих сил. На основе
таких компромиссов создаются многообразные
партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит от латинского
consentio, которое в свою очередь образовано
от глагола sentire (чувствовать, ду. мать,
понимать) с помощью приставки con, имеющей
значение совместного, взаимного развития,
т.е. в своей основе консенсус означает
общность чувств и мыслей, взаимопонимание.
Консенсус - это соглашение значительного
большинства людей любого сообщества
относительно наиболее важных аспектов
его социального порядка, выраженное в
действиях. В демократических системах
обычно различают три объекта возможного
соглашения:
1) конечные цели (свобода, равенство и
т.д.), которые составляют структуру системы
представлений;
2) правила игры, или процедуры;
3) конкретные правительства и правительственная
политика. Эти три объекта могут быть трансформированы
в три уровня консенсуса:
1) консенсус на уровне сообщества, или
основной, ценностный;
2) консенсус на уровне режима, или процедурный;
3) консенсус на уровне политики.
Первый объект или уровень консенсуса
- основной - показывает, разделяет ли данное
общество одинаковые ценностные представления
и цели.
Второй объект или уровень консенсуса
- процедурный - устанавливает правила
игры, фиксируемые в конституциях.
Третий объект или уровень консенсуса
(в отношении политики и правительства)
выдвигает на передний план параллель
“власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам
политики и оппозиция правительству обусловлено
отношением к членам правительства, а
не к форме управления.
Консенсус универсальный принцип демократии,
позволяющий разрешать и предупреждать
противоречия иконфликты, снимать
напряженность в обществе. Эффективность
консенсуса зависит от участия в распределении
вознаграждений, льгот, власти, благосостояния
общества, уровня политической культуры.
Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношении церковь-государство,
традиционной политики и включением в
нетрадиционных групп, перераспределением
ролей и статусов, разрывом элит и масс
и т.д.
Урегулирование конфликтов - довольно
широкое понятие. Оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопрово
разрешение конфликтов, предполагающее
устранение причин, вызывающих их, формирование
нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (
С учетом трех основных направлений в
урегулировании конфликтов, мож
Первая группа методов направлена на предотвращение
развития насильственной стадии развития конфликта.
Вторая - на разрешение противоречий,
вызвавших конфликт.
И, наконец, третья, наиболее разработанная,
- на снижение уровня противостояния сторон,
отказ каждого участника от односторонних
действий и переход к поиску совместного
решения проблемы.
Каждая из групп методов, как и
сами методы, обладают рядом достоинств,
недостатков и ограничений. Обычно
наиболее эффективным является комплексное
применение различных методов в
зависимости от конкретных условий
и характера конфликта.
К первой группе методов относятся ранняя
диагностика и выявление причин конфликта с тем,
чтобы не допустить его дальнейшего разрастания.
Для этих целей часто используются стандартизированные
процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отнош
Основоположником второй группы методов,
нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов,являе
Согласно Бертону, разрешение конфликта должно
основываться на изменении глубинных
структур. Правильно организованное общение
между социальными группами, находящимися
в конфликте, является
одним из центральных методов в данном
подходе. Оно направлено на изменение
характера восприятия, а также посредством
этого на изменение отношений сторон друг
к другу. Методы, используемые Бертоном
и его коллегами, включают в себя Т-группы
ориентированные на снятие ложной идентификации
с группой только по национальному признаку;
специально организованные встречи и
дискуссии междуконфликтующими группами
и т.п.
Третья группа методов включает в себя
ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный
план. Лишь очень немногие конфликты по своей
природе являются конфликтами с
нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью
противоположны. И, даже если конфликтблизок
к конфликту с нулевой
суммой, задача состоит в том, чтобы его
участники через включение дополнительных
вопросов или, напротив, исключением ряда
спорных вопросов, придали конфликтнойситуации
ненулевой характер. Иной вариант - диверсифицировать
ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы
разные группы стремились к разным, непересекающимся
целям. Стороны могут сформировать цели
более высокого порядка, позволяющие объединиться
ради их достижения. Во всех этих случаях конфликтстановится кон
Есть и другие методы снижения напряженности,
в том числе и с использованием силового
давления. Так, в международных отношениях
к участникам конфликта применяют
санкции, чтобы побудить их к поиску мирных
средств решения проблемы.
В целом же, основная проблема при использовании
методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого
варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны
не всегда ведут себя рационально и не
всегда готовы к компромиссам ради достижения
согласия. Несмотря на указанные ограничения,
в рамка> именно этой группы методов
разрабатывается технология ведения переговоров
и осуществления посреднических услуг.
Существуют четыре способа разрешения
конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения
мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной
или моральной волей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет
свою актуальность и разрешается сам собой.
В литературе по конфликтологии выделяются
четыре возможных варианта разрешения конфликта между
противостоящими сторонами А и Б:
1) А выигрывает за счет Б.
2) Б выигрывает за счет А.
3) Обе стороны оказываются в проигрыше,
хотя каждая надеялась на благополучный
исход.
4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше
в разных отношениях на основе компромисса,
взаимных уступок, взвешивания возможных
потерь в ходе самого конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело
зависит от конфликтующих сторон,
но решающую роль в этом могут сыграть
сопутствующие факторы. К примеру, на выбор
мирного пути урегулирования конфликта могут
оказать влияние такие факторы, как наличие
в обществе равновесия сил, соответствующего
исторического опыта, гласности, институциональных
условий для консультаций и переговоров.
Один из ведущих представителей англосаксонской
политологии Д. Аптер, исходя из теории
равновесия общества, считает что существуют
три степени развития общественных конфликтов:
1) столкновение предпочтений (кооперация);
2) столкновение интересов (конкуренция);
3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).
По мнению Аптера, задача состоит в том,
чтобы трансформировать конфликты цен
1) согласие о правилах ведения переговоров
обязательно для обеих сторон;
2) не идеологизировать конфликт;
3) выявить реальные причины конфликта и найти
более верный путь к его разрешению.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных
принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:
1) стабильная коалиция;
2) принцип пропорциональности;
3) деполитизация;
4) взаимность права вето;
5) компромисс;
6) концессия, т.е. предоставление права
урегулирования конфликта треть
В целом демократический процесс контроля
над конфликтными ситуациями
включает следующие специальные процедуры:
- взаимный и оперативный обмен достоверной
информацией об интересах, намерениях
и очередных шагах сторон, участвующих
в конфликте;
- сознательное взаимное воздержание от
применения силы, способной придать
неуправляемостьконфликтной сит
объявление взаимного моратория на действия,
обостряющие конфликт;
- подключение арбитров, беспристрастный
подход которых гарантирован, а рекомендации
принимаются за основу компромиссных
действий;
- использование существующих или принятие
новых правовых норм, административных
и иных процедур,способствующих сближе
- создание и поддержание атмосферы делового
партнерства, а затем и доверительных
отношений как предпосылок исчерпания
текущего конфликта и предотвращения
аналогичных конфликтов в будущем