Политические партии и общественные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:05, реферат

Описание

Для характеристики широкого круга организационных форм общественной активности в научной литературе и правовых актах используется понятие "общественные объединения". Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации и общественные движения.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………3
2. Политические партии…………………………………………...5
3. Политическая система…………………………………………14
4. Особенности политической системы Республики Беларусь..17
5. Общественные организации…………………………………..19
6. Заключение……………………………………………………..27
7. Список литературы…………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Политические партии.docx

— 60.42 Кб (Скачать документ)

Классифицировать партии можно и в зависимости от способов организации их внутренней жизнедеятельности. Так, различают партии, не имеющие официально фиксированного членства, и партии, членство в которых оформляется официально. Типичными примерами партий без фиксированного членства в них являются Республиканская и Демократическая партии США.

Еще одна классификация партий в зависимости от способа их организации предложена французским исследователем Морисом Дюверже. Он противопоставляет главным образом два типа организации: массовые партии и кадровые партии. Данная терминология не должна вводить в заблуждение: различие между двумя типами партий основывается не на их численности, а па их подходе к своему составу и способу организации своей деятельности.

Большинство современных  политических партий имеет официально оформленное членство и сложную  организационную структуру. Их можно назвать массовыми партиями, так как они стремятся к привлечению в свои ряды как можно большего количества граждан главным образом с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности. Они располагают постоянно действующим центром, принимающим решения по текущим вопросам деятельности, партийные же массы объединяются в низовые, первичные организации. Такие партии ведут работу среди населения постоянно, а не только в период избирательных кампаний. К массовым относятся, как правило, социалистические и социал-демократические партии западноевропейских стран.

Кадровые партии также в той или иной форме фиксируют членство, но они строятся по иным организационным принципам. Это партии влиятельных лиц, где качество членов имеет большее значение, чем их число. Они опираются на финансовую поддержку состоятельных слоев общества и стремятся действовать не через партийные массы, а через круг профессиональных политиков и известных общественных деятелей. Цель таких партий - подготовить выборы, успешно провести их и сохранить контакт со своими кандидатами. И качества, которые здесь имеют значение прежде всего, - это степень престижа претендента па выборную должность, размеры его состояния, виртуозность техники предвыборной борьбы. То, чего массовые партии добиваются числом своих членов, кадровые партии добиваются отбором своего состава. Примером такого типа партий может служить Консервативная партия Великобритании.

Наконец, в зависимости  от того, входят представители партии в правительство страны или нет, имеют они большинство среди  членов парламента или нет, подразделяют партии на правительственные и оппозиционные.

На территории страны зарегистрировано 15 политических партий.

Партии, поддерживающие политику президента

Аграрная партия

Белорусская социально-спортивная партия

Коммунистическая партия Белоруссии

Либерально-демократическая  партия

Республиканская партия труда  и справедливости

Белорусская патриотическая партия

Республиканская партия

Оппозиционные партии

Партия БНФ

Партия «Белорусская социал-демократическая  Громада»

Объединённая гражданская  партия

Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)

Консервативно-христианская партия — БНФ

Белорусская социал-демократическая  партия (Громада)

Социал-демократическая  партия Народного согласия

Белорусская партия «Зелёные»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партийная система

Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между  партиями, участвующими в осуществлении политической власти.

Типы партийных систем выделяются по различным основаниям.

По характеру  политического режима (демократические, авторитарные и тоталитарные); по степени устойчивости самих партий и отношений между ними (стабильные и переходные), по характеру межпартийных отношений (соревновательные и неконкурентные). Наиболее популярной является типология по количеству партий, участвующих во власти. На этом основании партийные системы делятся на беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

Беспартийные  системы сегодня существуют примерно в 20 странах (таких как Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман). Причинами отсутствия партий могут быть:

  • отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий (Бутан);
  • теократия в стране, отсутствие светской политики (Ватикан);
  • запрещение партий (Гана, Иордания).

Двухпартийные системы (США, Ямайка, Барбадос, Белиз) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов. На периферии политической жизни в такой партийной системе могут существовать и другие маловлиятельные партии, но шансы их прихода к власти незначительны.

В многопартийных системах ни одна из партий, как правило, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей. Многопартийные системы являются наиболее распространенными в мире (Украина, Болгария, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Черногория и др.).

В зависимости от распределения  влияния между партиями выделяются различные подвиды многопартийных систем.

    • Неполяризованная система (система многопартийной раздробленности) требует от партий создания коалиций или объединения партий, имеющих близкие платформы. Классическими образцами такой системы стали страны Северной Европы (Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия). Как временное явление такая система нередко возникает в условиях демократического перехода (постфранкистская Испания).
    • Поляризованная (двухблоковая система) - объединение партий в блоки требуется для получения шансов на победу в выборах (Италия, Франция, ФРГ).

Система доминирующей партии (уклад доминации) схожа с однопартийной системой, но отличается тем, что в ней: а) сохраняется возможность оппозиции критиковать правящую партию; б) в отношениях между правящей партией и оппозицией сохраняется соревновательность; в) доминирующая партия не сливается с государством (исполнительная власть находится под контролем высшего органа законодательной власти, в котором присутствует оппозиция). Примеры доминирующих партий в многопартийных системах — Либерально-демократическая партия Японии в период с 1955 по 1993 гг., Социал- демократическая рабочая партия Швеции в 1932—1976 гг.

Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными (Куба, Китай) и тоталитарными режимами (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия). Как правило, они возникают после военных переворотов, революций, когда новая правящая группа отменяет многопартийность и создает структуру для собственной опоры в народе. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, но на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах их жизни. Сегодня однопартийные системы сохранились в таких странах, как Северная Корея, Вьетнам, Китай, до недавнего времени - Заир, Кения, Кот Д'Ивуар и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности белорусской  партийной системы

Партийная система Беларуси начала формироваться во второй половине 80-х гг. XX в. На сегодняшний день завершилась ее структуризация по признаку «правые — левые». Так, к левым партиям относятся Аграрная партия (АП), Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Лево-центристскими являются Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада). Правый центр представлен Либерально-демократической партией, Объединенной гражданской партией. Правые партии — Партия БНФ и Консервативно-Христианская партия — БНФ.

В силу незначительности влияния  политических партий на политическую жизнь общества и политический курс государства, белорусская партийная система не в полной мере соответствует признакам многопартийности.

Официально зарегистрированные 15 политических партий можно разделить на проправительственные и оппозиционные. Особой позиции придерживается Социал- демократическая партия Народного Согласия, выступающая за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества.

В целом белорусская многопартийность обладает рядом особенностей.

  1. Отсутствие социальной базы для развитой партийной системы, обусловленное незначительной социальной дифференциацией, связанной с преобладанием в белорусской экономике государственного сектора и сильной социальной политикой белорусского государства.
  2. Малочисленность партий. Численность большинства современных белорусских партий колеблется в пределах от 1 до 2 тыс. человек. Между тем, для регистрации в Беларуси количество членов-учредителей партии должно составлять не менее 1 тысячи человек от большинства областей и столицы.
  3. Мажоритарная избирательная система, которая объективно не выгодна мелким политическим партиям. Хотя политические партии имеют право выдвигать своих кандидатов по округам, кандидатам удобнее выступать в качестве независимых.

Политическая  культура белорусского общества. Отсутствие традиций многопартийности, а также восприятие гражданами государства как силы, организующей и направляющей развитие общества, препятствуют консолидации граждан вокруг политических партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественные  организации

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и  движения. В отличие от партий они  не претендуют на непосредственное участие  в осуществлении власти и не берут  на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические  задачи и функции, общественные организации  и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый  вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы  общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

Общественная  организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным организациям можно  отнести профессиональные союзы, союзы  предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные  добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

Признаками общественного  движения являются:

  • общие ценности, воплощенные в идеологии движения;
  • общая коллективная идентичность;
  • наличие системы норм и правил поведения для «своих» (внутренний этос) и правил взаимодействия с окружением (внешний этос).

Важное теоретическое  и практическое значение имеет выявление  функций общественных организаций  и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе  гражданского общества и правового  государства, а также показать формы, способы проявления их активности.

К числу основных, общих  для всех общественных организаций  и движений функций относятся:

  • 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
  • 2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
  • 3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
  • 4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Информация о работе Политические партии и общественные организации