Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:03, контрольная работа
Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.
Введение 3
1. Политические партии Республики Беларусь 4
2. Общественно-политические движения в Республике Беларусь 8
Заключение 10
Список использованных источников 11
Содержание
Введение 3
1. Политические партии Республики Беларусь 4
2. Общественно-политические
движения в Республике Беларусь
Заключение 10
Список использованных источников 11
Республика Беларусь – президентская республика, в которой существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти.
Процесс формирования многопартийности
в Беларуси, как и в других республиках,
бывшего СССР, был обусловлен рядом
причин: кризисом экономической и
политической системы советского общества,
развалом Советского Союза и падением
авторитета КПСС, снижением влияния
коммунистической идеологии; непригодностью
однопартийной системы; усилением,
особенно в среде интеллигенции,
социал-демократических и
Жизнедеятельность современного общества определяется не только государством и политическими партиями, но и различными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражать интересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие между ними и властью. Одной из наиболее распространённых форм таких объединений являются общественные движения – массовые объединения граждан, стремящихся к реализации общей цели. Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на неё. В общественных движениях более рыхлая организационная структура, отсутствует строго фиксированное членство, чёткая иерархия. В движениях могут участвовать не только единомышленники, но и люди противоположных взглядов. Вместе с общественными организациями, объединениями, трудовыми коллективами в состав общественно-политических движений в качестве коллективных членной могут входить и политические партии.
Фактически начало формирования политических партий Беларуси связано с появлением и становлением в 1986–1987 гг. различного рода дискуссионных клубов и неформальных организаций («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя», «Мартыралог Беларусі» и др.).
В октябре 1988 г. на базе неформальных объединений был создан оргкомит Белорусского народного фронта (БНФ) за перестройку «Адраджэньне», учредительный съезд которого состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе. После II съезда (март 1991, Минск) БНФ преобразовался в партию с вертикальной организационной структурой, индивидуальным членством, уплатой взносов, образованием своих ячеек в трудовых коллективах.
В условиях общественного
подъема начала 1990-х гг., сложных
социально-экономических
В августе 1991 г. после провала путча ГКЧП Верховный Совет Республики Беларусь приостановил деятельность Компартии Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), зарегистрированная в мае 1992 г. В феврале 1993 г. парламент отменил свое решение о приостановке деятельности КПБ, после чего в республике существовали две коммунистические партии.
Важную роль в становлении
партийной системы в стране сыграли
президентские выборы в июле 1994 г.,
а также Закон «О политических
партиях», принятый Верховным Советом
РБ в октябре 1994 г. В Законе впервые
в истории белорусского законодательства
был закреплен порядок
После референдума 1996 г. и
роспуска Верховного Совета 13-го созыва
численность политических партий в
республике сократилась, шел интенсивный
процесс их реорганизации. Вместе с
тем некоторые партии числились
лишь на бумаге, не имели среди населения
серьезной социальной поддержки, организационных
звеньев на местах, не вели никакой
работы. Согласно постановлению Верховного
Суда Республики Беларусь стали считаться
недействующими Гуманитарная партия,
Белорусский научно-
На процесс формирования многопартийности в Беларуси значительное влияние оказал Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений», в соответствии с которым была проведена их перерегистрация. Декрет увеличил минимальное количество членов партии, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 от большинства областей республики и г.Минска. В результате из 28 существовавших на момент издания Декрета политических партий прошли перерегистрацию 17. В 2007 г. Верховный Суд страны принял решение о ликвидации Белорусской экологической партии зеленых «БЭЗ» и Белорусской партии женщин «Надзея».
Таким образом, в настоящее
время партийная система
В зависимости от политической
ориентации, идеологических доктрин, отношения
к государственности
К первой группе относятся
«левые» партии: Компартия Беларуси
(КПБ), Аграрная партия, Белорусская
патриотическая партия, Республиканская
партия труда и справедливости, Партия
коммунистов Белорусская (ПКБ). Данные
партии отстаивают социалистический путь
развития страны, создание планомерных
и регулируемых государством товарно-денежных
отношений. В социальной сфере они
выступают за реализацию права на
труд, обеспечение бесплатного
Что касается Партии коммунистов Белорусской, то в отличие от Компартии Беларуси, поддержавшей проводимый в стране курс и государственную идеологию, ПКБ в настоящее время утратила свое влияние в обществе, вошла в коалицию с «правыми» партиями (Объединенной гражданской и БНФ) и выступила против существующей власти, ее внутренней и внешней политики.
Ко второй группе (социал-демократические
и социалистические партии) можно
отнести Белорусскую социал-
Социал-демократическая
партия народного согласия, не примыкая
к оппозиции, выступает за объединение
умеренных общественно-
Третью группу составляют партии либерально-консервативной ориентации – Объединенная гражданская партия (ОГП) и Либерально-демократическая партия (ЛДП). Они подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод. ЛДП, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларуси и с критикой действий ряда оппозиционных партий. Это самая многочисленная в стране политическая партия.
Основной задачей ОГП, как подчеркивалось на состоявшемся в апреле 2008 г. ХI съезде партии, является усиление влияния партии в обществе, привлечение в ее ряды профессионалов и авторитетных людей, укрепление и развитие региональных структур. Это тем более важно, учитывая, что делегаты съезда подвергли резкой критике руководящий центр ОГП за то, что он «оторвался от регионов», от активной деятельности отошли политические менеджеры и технологи, способные привлекать в партию новых членов.
К четвертой группе (национально-демократические
партии) относятся Консервативно-
К пятой группе принадлежат
Белорусская партия «Зеленые», Республиканская
партия и Белорусская социально-
Традиционное лево-правое политическое деление применительно к Беларуси в значительной степени является условным и не отражает всего разнообразия межпартийных различий.
В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности.
Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в исполнительных органах власти. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью.
Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем людей, люди не видят в существовании партий большой пользы и не нуждаются в них. Поэтому весьма актуальным становится наведение «мостов», налаживание диалога, тесного сотрудничества органов власти с политическими партиями, привлечение их к рассмотрению и принятию важных социально-экономических и политических решений.
В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.
Не все партии способны
разработать научно обоснованную, социально
взвешенную, конструктивную программу
деятельности. Программные документы
многих партий не содержат ясной концепции
политического, социально-экономического
и духовного развития, характеризуются
эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью,
неопределенностью
В условиях недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия среднего класса, социальной полноценной базы для многопартийности, разобщенности рабочего движения, трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень фрагментации партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу и с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Нельзя не заметить, что о многих малых партиях не известно ничего, кроме имен их лидеров.
Более того, между политическими
силами со схожей идеологической ориентацией
и действующими в одном политическом
поле не проявилась тенденция к взаимопониманию,
к сплочению и укреплению этих
сил. Об этом свидетельствует