Политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:57, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы становится очевидной если оглянуться на последние парламентские выборы или при обычном взгляде на те процессы, которые происходят в сегодняшней Государственной думе России.
Целью работы является всестороннее изучение вопросов , связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политической партии.
Функции партий в политической 4
2. Классификация политических партий 8
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 38.03 Кб (Скачать документ)

 

 

  1. Классификация политических партий.

 

 Существует множество критериев  классификации партий. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; либеральные политологи основным считают характер идеологической связи; марксисты главную роль при классификации отводят классовому критерию.

Наиболее распространенной и общепринятой типологией современных партий является бинарная классификация, разработанная М. Дюверже, при которой выделяются: кадровые партии как результат развития избирательных комитетов в "низах" и парламентских групп "в верхах" и массовые партии как продукт всеобщего избирательного права.1

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего на профессиональных политиков и финансовую элиту, способную обеспечить партии материальную поддержку. Они ориентированы на электоральные (выборные) функции. В них доминируют парламентарии. Большую часть кадровых партий составляют либеральные и консервативные партии. В политическом спектре кадровые партии находятся, прежде всего справа и в центре. В качестве примера таких партий обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.

Массовые партии характеризуются  многочисленностью (десятки, сотни тысяч членов) и идеологической ориентированностью своей деятельности. Между членами партии существуют тесные связи и, как правило, жесткая организация.

Разделение партий на кадровые и  массовые соответствует разделению на партии со слабой и сильной организацией. Массовые партии носят централизованный характер и имеют сильную организацию. Кадровые партии - наоборот (исключением является Великобритания, где консервативная и либеральная партии обладают более централизованной организацией, чем подобные партии в других странах). В кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, депутат может действовать независимо от других депутатов той же парламентской группы, поскольку большинство кадровых партий "мягкие", т.е. в отличие от "жестких", массовых партий не соблюдают дисциплину голосования. Есть, конечно, исключения. Например, консервативная партия Великобритании, являясь "жесткой" кадровой партией, обязывает своих парламентариев при голосовании соблюдать партийную дисциплину.

США - единственная страна, в которой  массовые партии не получили развития. Кадровые же партии сумели приспособиться к политической системе.

Так, кадровые партии США отличаются от подобных партий других стран наличием: а) системы предварительного голосования (первичных выборов), что дает возможность самим избирателям выдвигать партийных кандидатов и позволяет кандидатам в "кандидаты", не пользующимся расположением руководителей аппарата, продемонстрировав свою популярность среди масс, все-таки добиться их согласия на свое участие в выборах (именно эта система обеспечила победу Дж. Кеннеди в 1960 г., Дж. Макговерну в 1972 г., Дж. Картеру в 1976 г.); б) плотной организационной сети, благодаря которой партия и избиратели находятся в постоянном контакте.

В исторически традиционных кадровых партиях существовал конфликт между  аристократией и буржуазией, имеющий  ограниченный характер. Появление же на политической арене широких слоев населения вызвало необходимость возникновения массовых, партий. В постиндустриальном обществе кадровые партии сохраняют свою действенность в отличие от массовых, которые переживают определенный упадок.

Рост аполитичности населения  сужает их социальную базу. Резко выраженная идеологическая направленность большинства  из них оказывается в ряде случаев  архаичной вследствие падения интереса граждан к классово идеологически  засоренным политическим организациям. Вот почему сегодня большинство социал-демократических партий Европы идут на кардинальное обновление своих программ, отказываясь, например, от ортодоксального марксизма (Германия, Великобритания).

Новым явлением в политической системе  многих стран стали "партии избирателей" - межклассовые и даже межидеологические  организации, целиком повернутые к  электорату. Примером такой партии может служить Союз демократов за республику во Франции, преобразованный в 1976 г. в Объединение в поддержку республики. "Партии избирателей" отказались от защиты идей, отражающих интересы ограниченной части избирателей. Ставка делается на отстаивание целей, способствующих консолидации различных социальных сил. Например, фундаментом голлистской партии во Франции являлась доктрина национального единства и гордости.

Все партии в той или иной степени  имеют идеологическую окраску, определенные идейные и ценностные ориентиры. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии консервативны, оппозиционные - более динамичны, ориентированы на изменения и реформы. Оппозиционные партии можно разделить на: легальные, разрешенные и зарегистрированные государством, действующие, как правило, в рамках закона; полулегальные, незарегистрированные, но и не запрещенные; нелегальные, запрещенные государством и часто действующие в условиях конспирации и подполья. Среди последних - революционные или радикально-националистические партии, поставившие своей целью насильственное изменение существующего строя.

Вся деятельность оппозиционных партий подчинена главной задаче - завоеванию власти. Поэтому основное внимание они уделяют политической сфере. Чаще всего эти партии не отождествляют себя с существующим политическим режимом, подвергают радикальной критике общество и его политические структуры. Часто конкурируя друг с другом, они решительно дистанцируются с правящей партией. Оппозиционные партии, в отличие от правящей, имеют более идеологизированное мышление и образ действия, ориентируются на определенную социальную базу, склонны к конфронтациям.

У правящих партий, в отличие от оппозиционных, высоки удельный вес, значение парламентской деятельности и конкретной работы в составе правительственных  органов, иная иерархия приоритетов решаемых задач. На первом плане стоят экономические и управленческие задачи. Политические действия приобретают более прагматический характер, что может привести к разрыву с предвыборной программой и т.д.

По своему отношению к социальной действительности партии, в зависимости  от того, намереваются ли они ее сохранить, частично изменить или радикальным  образом преобразовать, подразделяются на консервативные, реформистские и  революционные. Они могут иметь  индивидуальное или коллективное членство, исходя из формы приема: непосредственной или через другие организации, например, через профсоюзы. В последнем случае человек, вступая в профсоюз, одновременно становится и членом партии, поскольку профсоюз является коллективным членом этой партии (пример тому - лейбористская партия Великобритании).

В конкретной политической действительности партия может иметь характерные  черты различных типов политических организаций, например, быть одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на безусловной вере в лидера). Поэтому любая типология партий условна и служит упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.

В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В  их числе:

а) выявление, формулирование и обоснование  интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции);

б) активизация и интеграция больших  социальных групп;

в) создание политической идеологии  и политических доктрин;

г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих принципов, элементов, структур и т.д.;

д) участие в борьбе за власть в  государстве и создании программ социальных преобразований, деятельности государства;

е) участие в осуществлении государственной  власти;

ж) формирование общественного мнения;

з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя);

и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций и  т.д.1

Выполнение этих функций делает партии одной из важнейших частей жизнедеятельности общества, оказывающей  значительное влияние на функционирование его политической системы.

Заключение

Исторически партии формировались  как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников. Эти черты, выражая относительную самостоятельность и независимость от государства политических позиций известных групп населения, способствовали восприятию партий как источников кризисов и раскола общества. Причиной в основном такого негативного отношения к партиям было повсеместное распространение убеждения в том, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции).

Длительные традиции существования  подобного рода организаций в посткоммунистических странах, вызвав значительное недоверие населения к политическим объединениям, и в настоящее время мешают полноценному использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую жизнь. Правда, борьба за выбор направления общественного развития, поиск консолидирующих социум ценностей порождают мощные источники формирования новых политических партий. При этом во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к их превращению как в идеологически нейтральные организации, рассчитанные на максимально широкую социальную поддержку, так и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управления и авторитарной ролью лидеров.

Однако партии, группы интересов, да и государство в целом являются "только" несущей конструкцией политики, материализующей интересы элит и не элит. Для понимания же не только реального механизма функционирования данных институтов, но и характера отправления индивидами своих прав и свобод принципиально важно знание политических идеологии, психологии и культуры. Именно они непосредственно определяют цели политической деятельности людей, субъективное содержание политической жизни.

Итак, в результате исторического  формирования партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и проч.) слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Современное состояние политических партий полно противоречий и трудностей. Во-первых, повсеместно в мире наблюдается падение влияния партий на массы, особенно коммунистических, многие из которых в конце 80-х начале 90-х годов прекратили свое существование или реорганизовались и сменили названия; неспособность правильно определить стратегию деятельности, догматизм в теории. Во-вторых, коренным образом изменились направления деятельности многих коммунистических и социал-демократических партий: на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, парламентской работы. Забастовки, стачки и др. формы классовой борьбы отодвинулись на задний план. В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения эффективности своей политики: основное внимание уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит упрощение организационных структур, наблюдается стремление создать гибкие, подвижные системы управления. Ряд партий отказались от постоянного членства, регулярного сбора членских взносов, значительно сократили штатный аппарат. Однако самым знаменательным явлением последних лет является повсеместное распространение многопартийности.

Процесс создания новых партий, формирования движений продолжается. Должно пройти время, чтобы из этого многообразия объединений выделилось несколько партий, действительно представляющих определенные классы и слои общества с четкими программными установками, направленными на защиту и выражение воли тех, кто составляет их социальную базу. Тогда можно будет вести речь о многопартийной системе. Небольшие по численности, искусственно создаваемые тем или иным общественным деятелем объединения, чтобы иметь формальное право участвовать в президентских выборах, выборах парламента и иных органов власти, не являются партиями в собственном смысле слова, хотя и обладают присущими им юридическими признаками.

При всей резкой критике политических партий объективный анализ свидетельствует, что они необходимы, так как  вносят реальный вклад в развитие и функционирование политической системы.

На рубеже 80-90-х годов XX века не только в России, но и в подавляющем числе стран мира происходил упадок популярности политических партий: люди не проявляли к ним особого интереса, слабо поддерживали па выборах. Это был результат отрыва партий от народа, незнания ими насущных народных интересов, их пассивности в защите этих интересов. Однако во 2-й половине 90-х годов вновь начался рост авторитета и влияния политических партий, особенно левой ориентации в европейских странах.

В связи с этим весьма важно знать  и владеть теорией деятельности партий. Не менее важно иметь теоретические  представления и о деятельности других общественных движений, благодаря которым идет становление гражданского общества, его саморегуляция, реализация интересов масс.

Информация о работе Политические партии