Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 15:25, реферат
Демократия неосуществима вне политического избирательного процесса. В условиях формирования демократической политической системы большое внимание уделяется проблеме организации избирательного процесса, его институтам, демократическим процедурам и гарантиям избирательных прав граждан и их общественно - политических объединений на реальное участие в выборах и контроле за деятельностью выборных органов.
Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека. В них устанавливаются международные избирательные стандарты.
ГЛАВА 7.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЖЕНЩИН 1. Избирательные права женщин
Демократия неосуществима
вне политического
Международно-правовым актам
принадлежит важная роль в защите
основных прав и свобод человека. В
них устанавливаются
Таким образом, к числу основных источников универсальных международных избирательных стандартов относятся Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г.1 г. В этих международных правовых документах, разработанных в рамках ООН, сконцентрировано внимание на недопустимости дискриминации в отношении прав женщин и участия в выборах. В ст.1 и 2 Конвенции о политических правах женщин отмечается, что женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях, без какой - либо дискриминации. Женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов.2
Также вопросам равенства
и недискриминации в
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин связывает равноправие женщин и мужчин в политической сфере с тремя основными условиями. На государства-участников возлагается обязанность обеспечивать женщинам на равных основаниях с мужчинами право:
мые органы;
ства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления;
Равенство стандартов для
двух полов в избирательном
Как показывает мировая практика,
общее увеличение женского представительства
в высшем законодательном органе
обусловливает наличие законов,
требующих, чтобы соотношение
Равные возможности женщин в избирательной кампании связаны, прежде всего, с такими аспектами, как доступность участия в выборах для женщин - кандидатов и возможности для равноправной конкуренции, включая финансирование, доступ кандидатов к СМИ и объективное освещение кампании, контроль за подведением итогов и применимость адекватных санкций за нарушение "правил игры".
Законодательство Республики Таджикистан для реализации избирательного права женщин на конституционном уровне установило нормы о равноправие мужчин и женщин в данной области4 .
Необходимо отметить, что борьба за предоставление избирательного права женщинам в истории народов и государств была чрезвычайно длительной и напряженной. Процесс предоставления женщинам права голоса, начавшийся в 1895 г. в Новой Зеландии, не может считаться завершенным и до наших дней. Так, в 1991 г. правительство Алжира ввело новеллу так называемого «семейного голосования» (by proxy). Мужу было предоставлено право голосовать в качестве представителя членов своей семьи, в том числе за себя, своих жен и даже взрослых детей и иных домочадцев. Для этого ему нужно было просто показать паспорта этих лиц. Женщины Алжира усмотрели в этом существенное умаление своих конституционных прав. После длительной борьбы Конституционный Суд Алжира отменил постановление правительства, мотивируя это тем, что индивидуальные права человека не могут быть ущемлены. Вплоть до начала XX века повсеместно, за исключением нескольких штатов в США, женщины не имели избирательных прав как некомпетентные и неспособные к участию в политике. Реально этот вопрос решился лишь в XX веке. Женщины получили избирательные права: в 1893 г.- в Новой Зеландии, в 1902 г. - в Австралии, в 1906 г. - в Финляндии, в 1913 г. - в Норвегии, в 1918 г. - в Великобритании, в 1920 г. - в США, в 1921 г. - в Швеции, в 1932 г. - в Бразилии, в 1944 г. - во Франции, в 1945 г. - в Италии и Японии, в 1953 г. - в Греции, в 1971 г. - в Швейцарии5.
Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы являются наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан-женщин и использование в избирательной практике всех принципов избирательного права. Под принципами избирательного права понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.
Их главное предназначение - обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне (ст.49)6. Это такие принципы, как свобода выборов, всеобщее, равное, прямое волеизъявление при тайном голосовании..
Избирательное право женщин основано на их избирательных гарантиях. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права. Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Само по себе предоставление женщинам права голоса еще не свидетельствует о наличии всех необходимых правовых предпосылок гендерного равноправия при принятии парламентами и местными органами государственной власти политических решений. Опыт многих стран показывает прямую зависимость числа женщин в парламенте той или иной страны от существующего в данном государстве избирательною законодательства. При этом наиболее значимы два момента:
В статье 7 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин закреплено, что женщины имеют право «участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления». Данное право вытекает из содержания Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.
Процесс эмансипации и расцвета женского движения, когда новые идеи свободы и равенства покорили умы мыслителей и политических деятелей, выдвинул на арену новый образ женщины, свободной, равной во всем и имеющей возможность идти во власть. Женщина получила свою законную возможность улучшить свой социальный статус, быть политиком, управленцем и занимать существенные руководящие посты в системе государственного управления. Такие изменения вполне естественны для ряда демократических стран, в некоторых из них мы видим женщин как в системе исполнительной, так и законодательной власти 9 .
По своему количеству на руководящих должностях мужчины доминируют в органах управлении Республики Беларусь.Причины, детерминирующие слабое представительство женщин в системе государственного управления, как объективны, так и субъективны, здесь и определенные стереотипы, и мышление, формировавшееся годами, и особенность деятельности политических институтов. Необходимо отметить, что законодательная база Республики Таджикистан не имеет статей, подразумевающих прямую дискриминацию женщин.
Мировая практика показывает,
что, с одной стороны, не такой
уже редкостью стали женщины-
В результате в целом ряде стран, особенно с развитым гендерным движением, наблюдается процесс так называемой «селективной инкорпорации женщин в органы государственной власти под воздействием требований женской общественности», при которой доступ к принятию решений в политической, экономической, социальной и иных важных сферах жизни общества получает лишь узкий круг женщин, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной подготовки9.
Таким образом, в идеале представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть пропорционально численности лиц каждого пола среди населения страны.
Статья 8 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин устанавливает, что государства-участники принимают все соответствующие меры, чтобы обеспечить женщинам возможность на равных условиях с мужчинами и без какой-либо дискриминации представлять свои правительства на международном уровне и участвовать в работе международных организаций. Данное право тесно связано с правом женщин участвовать в управлении делами государства.
Данное право женщин реализуется в двух формах:
Среди международных актов, регулирующих эти отношения, особое место занимают Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г10. и Венская конвенция о консульских отношениях 1963 г. 11. Оба эти документа можно назвать сердцевиной права внешних отношений.
Венская конвенция 1961 г. определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов; Венская конвенция 1963 г. регулирует порядок открытия консульского учреждения, консульские функции, классы глав консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских учреждений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
Кроме двух названных конвенций, в праве внешних отношений действуют также Конвенция о специальных миссиях 1969 г12.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г13.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г14.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г15.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г16.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г17.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г18.
Те области отношений, которые остались не урегулированными договорными нормами, регулируются относящимися к внешним отношениям обычными нормами международного права. Так, например, все вопросы дипломатического протокола и церемониала - нормы обычного права.
Среди различных органов государства особое место занимают органы внешних отношений. Они действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их задача - установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешнеполитического курса страны.
Органы внешних сношений
государства - это действующие на
его территории и за ее пределами
органы, представляющие страну в ее
официальных отношениях с другими
государствами и иными