Политические представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:09, доклад

Описание

Политические представления, учения прошли долгий путь развития, который можно разделить на 3 основных этапа познания: миф, философия, наука.


Судя по сохранившимся источникам II-I тысячелетия до н. э., политические представления у древних египтян, китайцев, вавилонян, римлян, греков и др. носят религиозно-мистический характер. У них господствовало представление о божественном (небесном, надчеловеческом) происхождении существовавших отношений власти и порядка. Космос упорядочен присутствием и учением богов, а земные порядки - часть мирового космического порядка.

Работа состоит из  1 файл

Политические представления.doc

— 29.00 Кб (Скачать документ)

Политические  представления, учения прошли долгий путь развития, который можно разделить  на 3 основных этапа познания: миф, философия, наука. 

Судя по сохранившимся  источникам II-I тысячелетия до н. э., политические представления у древних  египтян, китайцев, вавилонян, римлян, греков и др. носят религиозно-мистический характер. У них господствовало представление о божественном (небесном, надчеловеческом) происхождении существовавших отношений власти и порядка. Космос упорядочен присутствием и учением богов, а земные порядки - часть мирового космического порядка. 

Но уже в VIII-VI вв. до н.э. наметилась тенденция отхода от религиозно-мистического представления  к более рациональному, “земному”  взгляду на мир вообще, на государство, власть, право - в частности. 

Результаты этой тенденции предстают в виде учений Будды в Индии, еврейских пророков Иеремии и Исайи и др. - в  Палестине, мудрецов, софистов и философов - в Греции, юристов - в Риме. 

В древнем Китае  наиболее влиятельной доктриной  политической мысли являлось конфуцианство. Это название возникло по имени его создателя Конфуция (551-479 гг. до н. э.), изречения которого собраны в книге “Луй-юй” (”Суждения и беседы”). 

Основными категориями  конфуцианства являются понятия  благородного мужа (мужчины), человеколюбия и правила ритуала. Согласно конфуцианству, управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - “сыном неба”. Благородных Конфуций выделял не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям людей. По моральным критериям он предлагал выявлять людей на государственную службу, исходя из того, что мораль определяет состояние общества. “Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться”, - считал Конфуций. Представляет интерес сформулированный Конфуцием процесс взаимоотношений людей: “Не делай другим того, чего но желаешь себе”. Центральное место конфуцианской доктрины занимает провозглашение блага народа. “Если народу хватит (урожая), государь не окажется в нужде: если людям не хватит, может ли государь насладиться достатком?” (См. История политических и правовых учений. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С. 27-28.). 

Социальный порядок  Конфуций видел в том, чтобы в обществе все находились на своих местах и каждый знал свои права и обязанности. “Государь должен быть государем, поданный - поданным, отец - отцом, сын - сыном”. “Управлять - значит поступать правильно. А народ обязан проявлять сыновью почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться”. Конфуций считал, что критическое мышление нужно лишь тогда, когда в голове много мыслей и знаний, а когда этого нет - нечего критически и осмысливать. 

В конечном счёте, конфуцианство было направлено на защиту интересов тех социальных слоев, которые стремились примирить имущественную и наследственную власть.

Информация о работе Политические представления