Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 13:09, доклад
Политические представления, учения прошли долгий путь развития, который можно разделить на 3 основных этапа познания: миф, философия, наука.
Судя по сохранившимся источникам II-I тысячелетия до н. э., политические представления у древних египтян, китайцев, вавилонян, римлян, греков и др. носят религиозно-мистический характер. У них господствовало представление о божественном (небесном, надчеловеческом) происхождении существовавших отношений власти и порядка. Космос упорядочен присутствием и учением богов, а земные порядки - часть мирового космического порядка.
Политические
представления, учения прошли долгий путь
развития, который можно разделить
на 3 основных этапа познания: миф, философия,
наука.
Судя по сохранившимся
источникам II-I тысячелетия до н. э.,
политические представления у древних
египтян, китайцев, вавилонян, римлян,
греков и др. носят религиозно-мистический
характер. У них господствовало представление
о божественном (небесном, надчеловеческом)
происхождении существовавших отношений
власти и порядка. Космос упорядочен присутствием
и учением богов, а земные порядки - часть
мирового космического порядка.
Но уже в VIII-VI
вв. до н.э. наметилась тенденция отхода
от религиозно-мистического представления
к более рациональному, “земному”
взгляду на мир вообще, на государство,
власть, право - в частности.
Результаты этой
тенденции предстают в виде учений
Будды в Индии, еврейских пророков
Иеремии и Исайи и др. - в
Палестине, мудрецов, софистов и философов
- в Греции, юристов - в Риме.
В древнем Китае
наиболее влиятельной доктриной
политической мысли являлось конфуцианство.
Это название возникло по имени его создателя
Конфуция (551-479 гг. до н. э.), изречения которого
собраны в книге “Луй-юй” (”Суждения
и беседы”).
Основными категориями
конфуцианства являются понятия
благородного мужа (мужчины), человеколюбия
и правила ритуала. Согласно конфуцианству,
управлять государством призваны благородные
мужи во главе с государем - “сыном неба”.
Благородных Конфуций выделял не по признакам
происхождения, а по моральным качествам
и знаниям людей. По моральным критериям
он предлагал выявлять людей на государственную
службу, исходя из того, что мораль определяет
состояние общества. “Если выдвигать
справедливых и устранять несправедливых,
народ будет подчиняться”, - считал Конфуций.
Представляет интерес сформулированный
Конфуцием процесс взаимоотношений людей:
“Не делай другим того, чего но желаешь
себе”. Центральное место конфуцианской
доктрины занимает провозглашение блага
народа. “Если народу хватит (урожая),
государь не окажется в нужде: если людям
не хватит, может ли государь насладиться
достатком?” (См. История политических
и правовых учений. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С.
27-28.).
Социальный порядок
Конфуций видел в том, чтобы в обществе
все находились на своих местах и каждый
знал свои права и обязанности. “Государь
должен быть государем, поданный - поданным,
отец - отцом, сын - сыном”. “Управлять
- значит поступать правильно. А народ
обязан проявлять сыновью почтительность
к правителям, беспрекословно им повиноваться”.
Конфуций считал, что критическое мышление
нужно лишь тогда, когда в голове много
мыслей и знаний, а когда этого нет - нечего
критически и осмысливать.
В конечном счёте, конфуцианство было направлено на защиту интересов тех социальных слоев, которые стремились примирить имущественную и наследственную власть.