Политические преступники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:18, контрольная работа

Описание

Традиционно в общественном мнении проблема преступности занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Этим обстоятельством постоянно пользуются как действующие политики, находящиеся у власти, так и те, кто к ней стремится. Эта проблема становится более привлекательной для исследователей и представителей средств массовой коммуникации, если преступное поведение используется для получения, сохранения, распределения или утраты власти с использованием демократических институтов государства и общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Личность политического преступника……………………………………4
Типология и классификация политических преступников…………….10
Политические преступники в российских средствах массовой информации………………………………………………………………………14
Таблица № 1……………………………………………………………….15
Таблица № 2……………………………………………………………….15
Таблица № 3……………………………………………………………….16
Таблица № 4……………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)


План

 

Введение…………………………………………………………………….2

Личность политического преступника……………………………………4

Типология и классификация политических преступников…………….10

Политические преступники в российских средствах массовой информации………………………………………………………………………14

Таблица № 1……………………………………………………………….15

Таблица № 2……………………………………………………………….15

Таблица № 3……………………………………………………………….16

Таблица № 4……………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………..18

Список используемой литературы………………………………………19

 


Введение

 

Традиционно в общественном мнении проблема преступности занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Этим обстоятельством постоянно пользуются как действующие политики, находящиеся у власти, так и те, кто к ней стремится. Эта проблема становится более привлекательной для исследователей и представителей средств массовой коммуникации, если преступное поведение используется для получения, сохранения, распределения или утраты власти с использованием демократических институтов государства и общества. Однако центральным ядром этого интереса является личность, совершающая преступные деяния в сфере политики, именуемая «политическим преступником».

В конце ХХ века отечественными специалистами, изучающими криминогенные процессы в политической сфере жизни общества были выделены основные формы и виды проявления преступности в сфере политики, проведены крупные научные исследования феномена политической преступности, опубликовано большое количество научных статей и сообщений, так или иначе связанных с рассмотрением отдельных аспектов взаимосвязи преступности и политики. В результате чего политическая криминология, наравне с экономической и семейной криминологией, криминологией средств массовой информации и виктимологией, была объявлена отраслью российской криминологической науки, внутри которой формируются собственные научные направления, составляющие ее основной предмет.

В начале текущего века интерес к основным проблемам российской политической криминологии среди отечественных и зарубежных специалистов не уменьшается, а, наоборот, постоянно увеличивается. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что спрос на учебную и учебно-методическую литературу за последние два-три года по данной отрасли знаний значительно возрос, а спецкурс «Политическая криминология» стал активно внедряться в учебный процесс высших учебных заведений юридического профиля.

Основными целями данной работы являются теоретический анализ проблемы политической преступности, выделение её самостоятельных типов и видов, определение криминологической характеристики политических преступников.


Личность политического преступника

 

Общественные науки, изучающие сложные социальные явления, связывают предмет своего познания в большей или меньшей степени с проблемой человека. Не составляют исключения из этого правила и юридические науки криминального цикла, в том числе и криминология. Значение личности преступника определяется тем, что преступление, будучи результатом сознательной волевой деятельности человека, не только немыслимо вне лица, его совершившего, но и в большей мере обусловлено сущностью и особенностями этого лица. Кроме того, без изучения личности преступника не могут быть поняты ни причины отдельного преступления, ни причины преступности как массового социального явления.

При достаточной изученности личности преступника в целом в отечественной и зарубежной криминологии следует отметить то обстоятельство, что личность отдельных категорий преступников описана и объяснена еще недостаточно полно и всесторонне. К числу таких малоизученных категорий личности преступника, в силу различных объективных и субъективных причин, относится и личность политического преступника и её различных видов или типов.

Для того чтобы обратиться к научному осмыслению и объяснению личности политического преступника, необходимо сначала определиться с содержанием более общего термина - «личность преступника». Традиционно в отечественной криминологической науке личность преступника рассматривалась как совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и обуславливающих ее преступное поведение[1]. Содержание этого определения позволяет раскрыть сущность данного понятия. Поэтому нам необходимо использовать общий подход и для выработки собственного операционного понятия «личность политического преступника». Здесь следует иметь в виду, что свойства человека, участвующего в политике, приобретаются в результате его общественной или политической деятельности, и именно эта деятельность, а точнее, прошлый политический или общественный опыт, подсказывает ему наиболее доступные и результативные способы приобретения, сохранения, распределения или утраты власти. При этом отдельные неоднократно апробированные из этой массы способов и приемов хотя и подтверждают свою эффективность, однако запрещены нормами национального и/или международного права. Поэтому выбор средств достижения власти - это всегда выбор лица, претендующего на эту власть. Это обстоятельство и делает личность политического преступника предметом научного криминологического интереса.

С учётом изложенного можно предположить, что личность политического преступника - это совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе её общественной либо политической деятельности и обуславливающих использование ею для достижения политических целей средств, порицаемых с позиции действующего национального и/или международного уголовного законодательства.

При изучении личности политического преступника целесообразно выяснять круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы и цепочки. Наиболее распространенным в общей теории отечественной криминологии является выделение шести групп признаков, которые относятся к двум основным видам характеристик преступников: «объективным» или социальным, позициям и ролям; деятельности личности и «субъективным»: потребностно-мотивационная сфера, ценностно-нормативная характеристика сознания. Такое деление следует позаимствовать и для исследования личности политического преступника, поскольку ее изучение невозможно без познания социальных позиций, ролей деятельности и мотивационной сферы деятельности человека или социальной группы.

При изучении личности политического преступника необходимо обратить внимание в первую очередь на мотивацию ее поведения, поскольку мотивационная сфера является «центром внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность»[2], в том числе и криминальную политическую активность.

Для исследования личности политического преступника нам необходимо выделить однородные группы целей и мотивов совершения политических преступлений, на которые указывается в некоторых работах, посвященных изучению личности политического преступника либо их отдельных видов. Так, Салахова А.И., выделяет следующие из них: 1) приобретение власти; 2) сохранение власти; 3) укрепление власти; 4) распределение власти; 5) утрата власти; 6) создание нового независимого государства или автономной территории в рамках того же государства; 7) изменение внешних или внутренних границ национального государства или группы государств; 8) национальная, расовая, этническая или религиозная нетерпимость; 9) нетерпимость к политическому инакомыслию; 10) изменение системы управления в государстве; 11) прекращение политической деятельности.[3]

По мнению профессора Дьякова С.В. и других криминологов, наиболее часто встречающимися мотивами политических преступлений являются недовольство проводимой действующим правительством политикой и обида на органы государственной власти за допущенную несправедливость (мнимую или реальную)[4].

Личность политического преступника - сложный объект для научного исследования различными отраслями знаний. Это обусловлено как социальными стереотипами. Данное обстоятельство дополнительно усугубляется еще и тем, что при исследовании личности политического преступника и его противоправного поведения приходится сталкиваться с большим количеством смежных понятий и неоднозначно воспринимаемыми научными, публицистическими и бытовыми терминами. К числу таких терминов, словосочетаний и категорий относятся: «политический заключенный», «политэмигрант», «политкаторжанин», «политический ссыльный», «враг нации», «враг народа», «враг государства», «противник перестройки», «враг демократии». Эти термины несут в своем содержании негативный политический оттенок деятельности того или иного человека независимо от его правового или социально-политического статуса. Дать однозначную оценку содержания этой группе терминов практически невозможно, поскольку они появились на разных временных этапах развития общества и вводились порою различными субъектами политической деятельности, как для характеристики своих политических оппонентов, так и своих политических сторонников или союзников. В современном российском обществе одна часть понятий, такие как «политзаключенный», «политэмигрант», «политкаторжанин», «политический ссыльный» в большинстве случаев отождествляются по своей смысловой нагрузке с жертвами политических репрессий со стороны государства, его органов и должностных лиц. Другая часть, такие как «враг нации», «враг народа», «враг государства», «противник перестройки», «враг демократии» несут в себе ярко выраженную негативную социально-политическую, а не правовую оценку деятельности определенных людей, как правило, их политическими оппонентами.

Действительно, в большинстве случаев применительно к деятельности советского тоталитарного государства вторая категория лиц («враги народа») - скорее жертвы политических репрессий, чем политические преступники. Это в первую очередь относится к лицам, судимым за антисоветскую агитацию и пропаганду, лично не поддерживавших большевистский политический режим и большевистскую (коммунистическую), а в последующем социалистическую, «единственно верную», идеологию.

Исследование личности политического преступника было бы не полным, если бы мы не рассмотрели вопрос о соотношении этой категории преступников с общеуголовными преступниками. Для криминологии представляют интерес следующие характерные особенности личности политического преступника:

1) политический преступник не скрывает свое намерение совершить политическое преступление и признается в этом публично, тогда как общеуголовный, как правило, скрывает свои намерения и отрицает совершение преступления;

2) политический преступник оспаривает легитимность нарушаемых им норм, в то время как обычный преступник признает это в принципе;

3) политический преступник преследует цель изменения установленных в государстве и обществе норм права и морали, тогда как обычный преступник таких целей не преследует;

4) политический преступник действует бескорыстно, а обычный преступник преследует эгоистический интерес.

Главным и обязательным признаком политического преступника является политическое целеполагание преступной деятельности и/или её политическая мотивация.

Принципиальная разница заключается в том, что в идеале «политический преступник» действует в интересах части общества, покушаясь на интересы правящей политической элиты (политической партии, социальной группы или политического клана). Поэтому для одной части населения он - политический преступник, а для другой - жертва политического режима. Общеуголовный преступник, как правило, совершает преступление, которое порицается всеми слоями общества и поэтому не вызывает у них сочувствия и сострадания.

Продолжая рассуждения о личности политического преступника, следует иметь в виду, что не всегда и не у всех политических преступников проявляются указанные признаки в полном объеме. У одних они проявляются частично, у других могут не проявляться вообще.

Существуют переходные периоды в деятельности политических преступников из одного состояния в другое, из одного вида в другой. Возможны переходы из общеуголовных преступников в политические и, наоборот, из политических - в общеуголовные. «Перерождение» или превращение общеуголовных преступников в политические может происходить по-разному и по различным причинам объективного и субъективного характера. Однако в большинстве случаев общеуголовные преступники вначале строят свою преступную карьеру, приобретают капитал (финансовые, материальные, информационные и иные ресурсы), а уже потом легитимно или нелегитимно проникают в политическую сферу жизнедеятельности общества. Укрепившись в данной сфере, они начинают ее реформировать с применением средств и методов, порицаемых с позиции уголовного законодательства в целях получения дополнительных полномочий либо доступа к распределению национальными или региональными ресурсами для реализации личных или корпоративных интересов. В этих случаях практически невозможно найти узкую грань между политическими и корыстными интересами. Они настолько переплетаются между собой, усиливая и укрепляя друг друга, что и сами преступники их могут не видеть и не различать.


Типология и классификация политических преступников

 

Согласно общепринятой в отечественной криминологии типологизации и классификации преступников, вначале попытаемся рассмотреть и описать основные типы политических преступников, а уже затем произведем их классификацию. Как уже ранее отмечалось, типологизация преступников может происходить по трем основным критериям: по субъективному критерию - мотиву совершения преступления и объективным критериям - по характеру направленности преступной деятельности и степени общественной опасности лица, совершившего преступление, или степени его криминального заражения.

Типологизация политических преступников по субъективному критерию - мотиву совершения преступления:

1) по убеждению

2) по ложно усвоенному убеждению.

Первый тип политических преступников обычно уверен, что совершаемые им преступления необходимы для блага общества и государства или каким-то образом оправданы их интересами. Он не считает себя преступником, представляя себя идеалистом, альтруистом, неким политическим пророком, мессией.

В отличие от политического преступника по убеждению, политический преступник по псевдоубеждению преследует в своей деятельности только личные цели; его «политические убеждения» служат лишь ширмой для саморекламы. Он совершает преступления из стремления установить или утвердить свою власть и влияние из авантюристических побуждений или ради собственной политической карьеры.

Разумеется, мотивационный подход не исчерпывается указанной типологией. По мнению С.М. Иншакова, весьма продуктивной выступает типология по характеру мотивации. По этому основанию он выделяет:

- идеологический тип;

- религиозный тип;

- корыстный тип;

- властный тип (стремящийся к обладанию властными полномочиями);

- трусливый тип (изменяющий родине по трусости).

По степени общественной опасности или криминальной зараженности личности политического преступника можно выделить и предложить три типа политических преступников: особо опасный, опасный и случайный.

Особо опасный тип политического преступника - это самые опасные политические преступники, для которых характерны внутренняя тяга к совершению повторных политических преступлений, активность к созданию собственными усилиями условий для совершения тяжких и особо тяжких политических преступлений. Для этих лиц совершение политических преступлений становится профессией. Как правило, такие лица занимают руководящие должности в террористических или экстремистских преступных организациях. Они отчетливо представляют негативные последствия своей противоправной деятельности и стремятся к достижению политических целей противоправными средствами.

Информация о работе Политические преступники