Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа
Политический процесс -- это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Все, что происходит в политической жизни общества, -- явления, события, поведенческие акции субъектов власти, изменения их статусов и влияний, деятельность и трансформация политических институтов, реакция политической системы на вызовы окружающей среды -- подпадает под категорию «политический процесс». Политический процесс раскрывает эволюцию политических явлений -- развитие и изменение их состояний во времени и пространстве.
Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Сущность и основные характеристики политических процессов.
1)Определение понятия «политический процесс»
2)Схема структуры политического процесса.
3)Направление деятельности субъектов политического процесса на решение задач.
4) «Существование» политического процесса в режимах,характеристика данных режимов.
5)Типы политических процессов. Схема и признаки.
6)Разновидности политического участия.
Политическая модернизация, ее критерии и типы.
1) Этапы развития теории политической модернизации.
2) Факторы модернизации.
3) Значение политической модернизации.
4) Типы модернизации.
5) Варианты и пути политической модернизации.
Сущность и основные характеристики политических процессов.
1) Определение понятия «политический процесс».
Политический процесс -- это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Все, что происходит в политической жизни общества, -- явления, события, поведенческие акции субъектов власти, изменения их статусов и влияний, деятельность и трансформация политических институтов, реакция политической системы на вызовы окружающей среды -- подпадает под категорию «политический процесс». Политический процесс раскрывает эволюцию политических явлений -- развитие и изменение их состояний во времени и пространстве.
2)Схема структуры политического процесса.
Содержание политического процесса составляют поведенческие акции, взаимодействие и соперничество субъектов политики за государственную власть.
3)Направление деятельности субъектов политического процесса на решение конкретных задач.
Деятельность субъектов политического процесса направлена на решение практических задач:
- изучение общественных проблем и определение политических приоритетов;
- выявление, согласование и представление властным им статутам интересов социальных групп;
- разработка концепций (моделей, программ) общественного развития;
- принятие политических решений, организация и контроль их исполнения;
- урегулирование политических конфликтов;
- политическое участие;
- обмен информацией, формирование и учет общественного мнения;
-создание или реорганизация органов государственногоуправления, корректировка их полномочий;
- политический маркетинг -- проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций;
- оценка эффективности своих действий.
- политический маркетинг -- проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций;
- оценка эффективности своих действий.
4) «Существование» политического процесса в режимах,их характреристика.
Политический процесс «существует» (проявляет себя) в трех режимах.
В «режиме функционирования» в политической жизни общества преобладают инерционные тенденции над инновационными. Политическая система воспроизводит себя консервативными средствами и методами; в ней доминируют ценности и нормы традиционной политической культуры, определяющие правила игры.
«Режим развития» характеризуется непрерывностью и устойчивостью качественных, изменений в политической системе.
Она гибко приспосабливается к условиям внутренней и внешней среды, конструктивно реагирует на требования (интересы) общества, удовлетворяя их.
«Режим упадка» -- состояние деградации и кризиса политической системы: деморализации власти, снижения активности институтов гражданского общества, отчуждения граждан от политики, социально-экономического спада. Изменяется расстановка и соотношение политических сил. Проявляется массовое недовольство качеством жизни, беспомощностью власти изменить ситуацию. Это проявляется в конфликтах, массовых демонстрациях, забастовках, нежелании людей «жить по-старому». Появляются новые политические силы с альтернативными программами социальных изменений и овладевают государственной властью.
Имманентная сущность политического процесса заключена в циклических стадиях функционирования политики -- формирования, реализации, оценки результатов влияния на общество.
Определение политических целей, приоритетов и проблем (на основе анализа субъектами политики социальной практики, выявления и согласования интересов граждан, прогнозирования ситуации в обществе).
Включение политических целей, приоритетов и проблем в «повестку дня» властных институтов государства.
Изыскание ресурсов для решения проблем, удовлетворения насущных и перспективных интересов общества.
Рациональный выбор и принятие политических решений.
Государственное управление процессом реализации политической воли общества, осуществление контроля исполнения решений и оценка их социальной эффективности.
5)Типы политических процессов. Схема и признаки.
Признаки эволюционного процесса: политическая трансформация характеризуется постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений; граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.
Признаки революционного процесса: радикальные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов, использованием преимущественно насильственных средств и методов.
Признаки открытого процесса: политический курс государства, его проблемы и приоритеты широко и свободно обсуждаются общественностью; властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности.
Признаки скрытого процесса: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию о своих истинных целях, процессах в стране и мире, недостатках и ошибках государственного управления.
Признаки стабильного процесса: преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно; политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью; граждане доверяют институтам власти; преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, обеспечении прав и свобод граждан.
Признаки нестабильного процесса: зыбкость и непредсказуемость политической ситуации в обществе; массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ; ужесточение политического режима.
Внутрисистемные процессы отражают изменения в национальной политической системе, а глобальные -- в политической жизни мирового сообщества.
Участники политического процесса, реализуя свои цели и задачи, применяют разнообразные средства, методы, приемы и процедуры -- политические технологии. Чем совершеннее политические технологии, адекватнее их содержание реальной политической ситуации в обществе, намеченным целям и задачам, тем успешнее действия субъектов политики и весомее их результаты.
В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия людей в политической жизни понимается учеными по-разному.
Видимо, следует признать, что потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, а также от состояния и политической системы, и самого человека. Однако понятно и то, что в целом в реальной жизни большинство граждан не имеют ни средств, ни возможностей для постоянного участия в политике. Для людей, не желающих делать профессиональную карьеру политика, эта область жизни, требуя дополнительных сил, знаний, психологической готовности к соперничеству и других внутренних свойств и усилий, чаще всего не является внутренне притягательной. Напротив, зачастую она становится сферой выброса негативных эмоций человека, социального перевозбуждения, кризиса личности, проявлением чего служат различные формы незаконопослушного поведения, политического терроризма, коррупции и т.д.
Чаще всего в теории указываются следующие причины включения индивида в политику: те или иные состояния сознания человека, достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов.
6)Разновидности политического участия.
Многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации.
В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:
- совершенно пассивные формы политического поведения граждан;
- участие людей только в выборах представительных органов;
- вовлеченность индивидов только в решение местных проблем;
- политическое поведение активных участников предвыборных кампаний;
- поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;
- участие как форма профессиональной деятельности политика.
Основной и, как показывает опыт, оптимальной формой политического участия для большинства населения являются выборы в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и государства предоставляет возможности для проявления людьми самой различной степени активности и, что весьма важно, обладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологических нагрузок. Характеризуя наиболее распространенные формы политического участия, следует сказать, что они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти. В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (т.е. легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия.
Как правило, политический протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти (подавляются права меньшинств, невелики права индивида на предъявление претензий властям). Его наиболее распространенным источником является слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, низкая солидарность с провозглашенными политическими целями режима (из-за признания их неверными, несправедливыми или устаревшими), психологическая неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее (ожидание репрессий, преследований по политическим убеждениям).
В зависимости от причин, вызвавших протест, граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительственного курса, не меняя при этом основ и принципов сложившейся политической системы и режима правления, либо борясь за изменение базисных основ и способов существования власти.
К первым, в частности, можно отнести разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, возражающих против того или иного решения правительства, отдельные акты гражданского неповиновения.
Политическая модернизация. Её критерии и типы.
1)Этапы развития теории политической модернизации.
В центре теории политической модернизации - обоснование обшей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:
1) 50-60-е гг. XX в., когда модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации; политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран “третьего мира” и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США;
2) В 70-90-е гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция; приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; появляются концепции “частичной модернизации”, “тупиковой модернизации”, “кризисного синдрома модернизации”; более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.