Политические режимы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:15, доклад

Описание

Режимы можно разделить на три основных типа : демократический, или плюралистический, авторитарный, тоталитарный, соответственной трем разновидностям концепций управления обществом.
Основой всякого политического режима является своеобразие политической системы, имеющее глубокие корни
социально – экономических и идейно – политических особенностях общества, в отношении действующих в нем политических сил, в конечном счете, судьбы политических режимов зависят от изменений в их основе, выражающихся в перемен соотношения политических сил.

Работа состоит из  1 файл

политические режимы современности..doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)


                       политические режимы

 

Политическое развитие любой страны во многом зависит не

только от объективных потребностей и возможностей и типов

политической         системы, но и от функционирования этой системы.

Способ реализации идейно – политической ориентации политической системы –                                  режим ее функционирования – называется политическим

режимом.

Многие политические деятели и исследователи употребляют этот

термин как синоним власти. Самыми важными для характеристики любого

режима               являются оценки преобладающей политической силы и способов

управления – принятия и реализации политических решений.

По этим              показателям режимы можно разделить на  три основных

типа :               демократический, или плюралистический, авторитарный,

тоталитарный, соответственной  трем разновидностям концепций управления

обществом.

А.  Плюралистические

( демократические ) режимы, которые их исследователь Р. Даль называл полиархиями

и наметил 4 их разновидности :

К мажоритарным

отнес те, в которых, как в Великобритании, для политического решения

достаточно простого большинства.

Мажоритарно – федеральными

им названы такие, где для политического решения требуется федеральное

большинство – согласие большинства субъектов федерации, как в США.

Консенсуально – унитарными

он счел режимы, добивающиеся в унитарных государствах политических решений на

основе консенсуса, как и Дании и в Финляндии.

К консенсуальной

разновидности демократических режимов Р. Даль отнес те, которые в

государствах не унитарных стремятся к политическим решениям на основе

консенсуса ( Швейцария, Бельгия ).

На важнейшие черты у плюралистических режимов являются общими.

Во – первых , преобладающей политической силой в этих странах являются

партии либеральной ориентации, придерживающиеся принципов демократии –

демократических концепций управления обществом.

Во -  вторых они опираются на либерально – демократические политические

системы и гражданскую политическую культуру. Это обеспечивает эффектность

демократии и дает возможность власти использовать ее преимуществом : широкий

плюрализм для поиска оптимальных решений политических проблем и убедительное

выражение воли большинства для их реализации.

              Принятие новой Конституции России  стала решающим шагом в создании либерально

– демократической системы, а вместе с тем и президентского режима. Слабость

либерально – демократических сил привела к сосредоточению исполнительной

власти в руках неформального президентского блока – союза горсти либералов –

реформаторов с частью влиятельных чиновников, генералов и хозяйственников,

согласившихся на преобразование при условии сохранения своих позиций.

              Президент, благодаря широте своих полномочий по Конституции РФ и сверх того,

стал инициатором реформ, проведение которых соизмеряется с интересами

поддерживающих его слоев и тормозится оппозицией  в органах законодательной

власти. Президентский режим остается плюралистическим – не подавляет

оппозицию, даже вынужден делать ей уступки

              Плюралистические режимы сложились в ряде других новых независимых государств

– на Украине, в Молдове, Армении, Грузии и Киргизии. Но либерально-

демократические системы там еще слабы, демократии не достает эффективности.

Это затрудняет реализацию преимуществ плюралистических режимов.

              Б.   Авторитарные режимы.

Их практика очень многообразна, но обладает многими общими чертами и в

основном соответствует авторитаристскими концепциями управления обществом.

Осуществляющая власть партийная, военная, бюрократическая олигархия  или

диктатор, опирающийся на неформальный круг своих сторонников, стремиться

сосредоточить силы страны на решении двух, трех из узловых проблем :

укрепление независимости, сохранение единства общества и страны, преодоление

нищеты и отсталости, индустриализация, переход к постиндустриальному

производству и т. п.. власть нарушает права и свободы граждан, прибегает к

репрессиям, если этого требует реализация ее варианта решения этих проблем.

Подавляя всякую аппозицию, авторитарный режим лишает себя возможности выбора

наилучшего из возможных вариантов политических решений.

              Разделение властей преодолевается : или одна из ветвей власти подчиняет  себе

другие, или при формальной самостоятельности  они фактически подчиняются

высшей инстанции – диктатору, хунте или руководству партии. Политические

лидеры стремятся приобрести харизму и подавляют апонентов. Складывается

однородная политическая элита.

              Авторитарные тенденции существуют в постсоветских государствах. Особенно в

Беларусии, в Узбекистане авторитарный режим амортизировал последствия распада

СССР, противодействовал активизации исламистов и способствовал подготовке

начала рыночных реформ.

Вместе с решением поставленных задач или провалом исчерпывается смысл

существования любого авторитарного режима, он изменяется путем либерализации,

как было в Бразилии и ряде других стран, уступает место другим  силам и

режимам, например, в Чили, Корейской Республики или разлагаются, превращаются

в атавизм обреченный на гибель как в Индонезии в Мьянме, Малайзии, и

некоторых странах Африки.

В.      Тоталитарный режим

является способом реализации идей коренного переустройства общества вопреки

его реальным интересам и возможностям. Он руководствуется недействительными

интересами людей и общества, а утопическим учением о коренном переустройстве

общества и перевоспитании людей. Государственная власть, вся политическая

система и ее функционирование ставятся на службу такому учению – идеологии, и

по этому тоталитарный режим является  идеократией – властью идеологии.

Сохраняя монополию на развитие идеологии, вожди, фюреры, харизматические

лидеры  опираются на фанатизм своих последователей и используют массовые

организации и движения для того, чтобы навязать свою идеологию всему

населению. Их главным орудием является партия, противостоящая всем другим, и

монополизирующая государствую, власть и контроль над всеми сферами развития

общества.

Для переустройства общества и перевоспитания людей в соответствии с

утопическими идеалами используется вся государственная власть, функции и

полномочия которой расширяются и усиливаются для « строительства » нового

общества и формирования новых идей. При этом права, свободы и интересы людей

попираются, а насилие, репрессии и геноцид используются тем шире, чем меньше

общество и люди соответствуют идеалу и способны изменяться.

Тоталитарный контроль способствует тоталитарной мобилизации ресурсов общества

и позволяет таком режиму добиться значительных успехов, особенно в

наращивании своей экономической и военной мощи.

Без существенных изменений тоталитарно – социалистические режимы удержались

только в КНДР и на Кубе.

В Италии, Германии и Испании были фашистке национал – социалистические

режимы. В настоящее время подобный режим существует только в Ираке – арабский

национал – социалистический режим С. Хусейна

Тоталитарные режимы уничтожили около 100 млн. человек, еще больше подвергли

репрессиям и сотни миллионов обрекли на нужду и страдание. Какими бы

благородными не казались цели некоторых из них, все они заслуживают

безусловного осуждения. Не составляют исключение ни те, которые существуют,

ни те, которые могут еще появиться.

Заключение :

Подходя к любому режиму с критерием прогресса, судя о нем по

степени обеспечения им своды развития личности, нельзя упускать из вида,

что каждый из них возник и существует не случайно или по произволу той или

иной группы людей. Основой всякого политического режима является

своеобразие политической системы, имеющее глубокие корни

социально – экономических и идейно – политических особенностях

общества, в отношении действующих в нем политических сил, в

конечном счете, судьбы политических режимов завися от изменений в

их основе, выражающихся в перемен соотношения политических

сил.

 

 

 



Информация о работе Политические режимы современности