Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:46, контрольная работа

Описание

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 29.25 Кб (Скачать документ)

1.Политические режимы и их основные виды.

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический  режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно  связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих  в политической жизни общества и  в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной  власти, степенью реализации демократических  прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных  и правовых форм с реальной политической жизнью.

По  политическому режиму судят о  подлинной картине принципов  организации политического устройства общества. Политический режим характеризует  определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Типы политических режимов:

– демократический – широкие гражданские права и свободы человека

– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

Признаки политического режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

– тип политического поведения;

– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы  элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический  режим».

 

2. Политические институты  государства ( форма государства объединено территариально, форма политической власти)

Политические  институты.

Политические институты  – это, в частности, государство  и его структуры, избирательная  система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит  из структуры (организации) и идеи, которую  эти структуры обслуживают.

Государство как  институт политической системы.

Государство является наиболее значимым институтом политической системы, ибо оно обладает максимальной концентрацией  ресурсов власти в его руках.

Определение: Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Мы уже отмечали, что  государственная власть отличается возможностью законного использования силы. Эта специфика на протяжении всей истории существования государства порождала самые разнообразные восприятия государства со стороны человека и общества. Ему приписывалась религиозная сущность, причем это божество могло быть и добрым, справедливым, и беспощадным. Его воспринимали как мудрого отца. Государство виделось в качестве чудовища Левиафана, описанного в Библии, для которого следует построить клетку. И легко и трудно представить себе, как складывался образ государства в воображении советского человека, сплошь опутанного щупальцами государства. Ясно, что отношение к государству содержало и страх, и преклонение, и тихую ненависть. В Европе раньше всех, в XVII-XVIII вв. сформировалась договорная теория происхождения государства, по которой люди сами, для обеспечения личной безопасности, договариваются о создании государства. Именно это понимание в дальнейшем укреплялось, развивалось и воплощалось в жизнь, несмотря на многочисленные неудачи на этом пути.

Понятие о государстве  можно получить, просто просмотрев его структуру, т.е., увидев из чего оно состоит. Государство – это а) представительные (законодательные) органы (парламент, законодательные собрания), б) исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, губернаторы), в) судебная система, г) надзорно-контрольные органы, д) органы общественного порядка, е) органы государственной безопасности, ж) вооруженные силы.

Государство обладает существенными признаками: экстерриториальность, наличие границ и института гражданства (подданства), обладание механизмами непосредственного управления и насилия, обладание законами и законодательной властью, суверенитетом (верховенством и независимостью), системой принудительно взимаемых налогов.

Функции государства в целом охватывают все сферы жизни общества, однако степень проникновения в эти сферы меняется. Такие функции как правовая, защитная, политическая, социальная являются присущими государству по определению. Такие же как экономическая, образовательная, культурно-воспитательная и, в особенности духовная постепенно передаются гражданскому обществу, по мере развития последнего.

Формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)

Формы правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская и президентская).

Формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерацию.

Политические режимы: деспотический, тиранический, тоталитарный, авторитарный, демократический.

Особняком стоит понятие  о правовом государстве. К этому типу государства ныне стремятся все общества, все страны. Признаки:

1). Верховенство во всех  сферах жизни общества закона, который устанавливает права  и обязанности участников общественных  отношений. В законах защищаются  требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности  общества.

2). Гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Они обеспечиваются запретом  для государства вмешательства  в дела гражданского общества.

3). Взаимная ответственность  государства и личности. Она является  взаимной благодаря равной ответственности  перед законом.

4). Принцип разделения  власти на законодательную, исполнительную и судебную. 

 

Политические  партии и партийные системы.

Мы уже говорили о партиях, перечисляя институты гражданского общества, а теперь говорим о них  как о политическом институте. Здесь  нет противоречия: политические партии уходят корнями в гражданское  общество, выражая различные идеологические взгляды, экономические интересы и  духовные потребности  людей, но одновременно в своих «верхушках», а именно во фракциях парламентов и других государственных институтах образуют собой властные структуры.

Однако исторически в  большинстве стран партии складывались первоначально именно в парламентах, когда избранные населением депутаты начинали в парламенте искать своих  сторонников, сбиваясь во фракции для проведение в жизнь своих законопроектов. А уже потом они вместе выходили к избирателям, привлекая своих сторонников к следующим выборам.

 Политические партии  являются общественно-политическими  организациями, которые ставят  перед собой задачу борьбы  за верховную политическую власть  и осуществление своих программных  установок и целей. Признаки  партий:

1)     Наличие иерархической структуры, т.е. руководящего центра и аппарата, руководящих органов, низовых партийных организаций.

2)     Наличие политической программы.

3)     Организованное участие в борьбе за государственную власть.

4)     Пропагандистская и агитационная деятельность с целью рекрутирования максимального числа сторонников своей программы.

Функции партий:

1)       Связь между обществом и государством. (Обратная связь – как положительная, так и отрицательная)

2)       Политический курс. («Фабрики идей», подготовка законопроектов).

3)       Информирование населения.

4)       Политическое образование. (Преобразование общественного мнения в политическое).

5)       Инструмент выборов.

6)       Обеспечение контроля и стабильности правительства.

7)       Работа парламента. (Структурированность, профессионализм).

2.1 Формы политического участия

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По  масштабу политическое участие проявляется  на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

– митинги;

– демонстрации;

– забастовки;

– голодовки;

– кампании неповиновения или бойкот;

– освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Конкретные  формы, виды, способы, уровни участия  граждан в политике выражают функциональные свойства данной политической системы  и являются результатом воздействия  и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых  сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Типы  политического поведения и участия  человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое  участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное  отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию  в политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Политологические школы о власти

Политическая  власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.

Политическая наука на протяжении всей истории своего существования  пыталась изучить природу власти и представляла различные ее интерпретации.

Информация о работе Политические режимы