Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:51, реферат

Описание

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической жизни. 4
2. Структура и функции политической системы. 8
3. Роль средств массовой информации и церкви в политике. 9
4. Типы политических систем 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Политические системы.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

    Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства законодательстве, которые регулируют принципы формировали деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

    Наиболее  активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цеди и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности. Именно благодаря организации осуществляет перевод идеологической или моральной силы в материальную, к становятся правилами поведения. Организация в следствие «выступает важнейшим средством формирования единой воли.

    В тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в политические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, ее функции берут на себя другие силы: я, племенные структуры, религиозные сообщества.

    Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политикой организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи организации порождает обратный процесс - деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институциализации, все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

    Политическая  организация общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

    Политическая  организация включает: государство, партии, массовые общественные организации  и движения, средства массовой информации и церковь.

    Государство и партии являются собственно политическими  организациями, т. е. они прямо и  непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

    Косвенные политические организации связаны  с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

    Организации неполитические почти не участвуют  в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные  движения и ассоциации). Процесс  их политизации происходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

    Функционирование  политических организаций предполагает их систематическую деятельность через  принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.

3. Роль средств массовой  информации и церкви в политике.

 

    Средства  массовой информации (СМИ) - это сложный институт, который состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

    СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена, прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоев населения.

    В современных условиях на облик СМИ  оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.

    С содержательной точки зрения СМИ  весьма специфичны. Они иначе, чем  другие сферы политического действия, реализуют свое предназначение. Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершенность процесса социально-политического управления, участвуют в выработке и принятии законодательных, государственно-административных решений.

    В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов  политической власти контролируется последней  прямыми и косвенными методами, что  помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам.

    В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

    Власть  любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто  контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в  определенной мере направлять поведение масс. В демократических системах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров.

    В тоталитарном обществе СМИ выступают  средством контроля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.

    Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении нарушений законности, в защите граждан от произвола государства. Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж передатчиков информации от правительства к общественности с престижем власти и авторитета правительства.

    В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели  относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако и у власти и у бизнеса сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

    Таким образом, средства массовой информации являются важной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.

    Заметную (а в ряде государств - очень заметную) роль в политической системе общества играет церковь - особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Церковь имеет централизованное управление, верующие и служители культа подчиняются определенной системе норм религиозной морали.

    Религия и политика на протяжении многих веков, так или иначе соприкасались  друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

    Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей, это - форма общественного сознания. В определенные исторические периоды, в тех или иных регионах планеты — это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неизбежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются.

    Можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики. Во-первых, религия  вторгается в социально-политическую жизнь путем влияния на общественные действия своих приверженцев, использования их религиозных чувств.

    Во-вторых, связи религии и политики обусловлены  также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных  организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную политику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою политику осуществляют не только разветвленные церковные учреждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся осуществлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви имеют и всемерно используют подобные клерикальные системы воздействия на политические взгляды и политическое поведение, на политические движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.

    В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут применяются разные средства - и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

    В-четвертых, присутствие религиозного фактора  в политике имеет место в тех  случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, участники  массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд.

    Подобные  случаи следует отличать от тех, когда  участникам массовых движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения религиозных деятелей в социально-политические дела, последствия их могут быть разные: в интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, так и реакции.

    В современном мире, клерикальные концепции  утверждают целенаправленную политику, выражают взгляды определенных социальных групп, хотя заявляют при этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле выдвигаемая Ватиканом идея «Новой Европы», стоящей над государствами и сплоченной не столько экономическими или политическими интересами, сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг защиты интересов существующих социальных порядков и институтов.

    Следует отметить, что сегодня в мире идет поиск более современных, утонченных форм связи религии и политики, позволяющих осуществлять либерально-демократическую политику господствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Например, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений, учитывающим и современные данные науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание «экологической религии» и т. д.

    Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят политические отношения. А отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

    Первая  группа - отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

    Вторую  группу составляют так называемые вертикальные отношения, которые складываются в  процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных  органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

Информация о работе Политические системы