Политические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:34, доклад

Описание

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ,РЕЖИМЫ..doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Политология.

  1. полит система,структура,сущность.

Политическая  система общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.  

Политическая  система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них, историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Историческая  и общественная детерминация политическая система сочетается с ответным организационным  и регулятивно-контрольным воздействием политической системы на общество. Симметрия, непротиворечивый характер такого сочетания определяют стабильность политической системы и ее эффективность, как и эффективность общественной системы в целом и порядок в обществе. Для этого политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые на-рушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.  

Существование политической системы во времени  характеризуется как процесс  изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. 

структура

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

Собственно политической организацией является, прежде всего, государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К  собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

В структуру  политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру  политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д..

    • 2. ФУНКЦИИ

      • Являясь самостоятельным  организмом, политичес-кая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

    • 1) регулирующая, касающаяся управления поведением  групп и индивидов (ведение  норм, действие администрации и т. д.);
    • 2) экстрак-ционная,  связанная с добыванием необходимых  для своего функционирования  экономических и других ресурсов;
    • 3) дистрибутивная - способность распре-делять и  перераспределять ресурсы, блага,  услуги, знаки отличия и прочее;
    • 4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.
    • Способности реализуются в функциях политичес-кой  системы, или иначе, в главных  ее видах дея-тельности. Последние  же определяются той ролью, которую  объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать сущест-вование данного общества как единого самоуправля-емого социального организма.
    • Функциональный  подход в анализе политической системы  включает три уровня: рассмотрение взаи-модействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адап-тации Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее пред-ставляют аспекты (стороны) различных видов дея-тельности политических институтов.
    • Функции политической системы, обращенные в большей степени  к другим подсистемам общества:
    • Первое. Обеспечение  политической власти опре-деленной социальной группы или большинства чле-нов  данного общества, страны. Политическая систе-ма есть институциональная (упорядоченная, закреп-ленная нормами) форма бытия власти. Через инсти-туты, образующие политическую систему, осущес-твляется легитимация власти, реализуется монопо-лия на издание законов, имеющих общеобязатель-ный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая по-рядок или трансформирующая система в обществе.
    • Политической  системой устанавливаются и осу-ществляются определенные формы и методы власт-вования: насильственные и ненасильственные, демок-ратические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических инсти-тутов.
    • Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
    • Второе. Политическая система - управляющая система. Она  регулирует общественные отношения, управляет  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих фун-кций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значитель-но уже, чем в странах социалистической ориентации.
    • Такая особенность  объясняется двумя обстоятель-ствами. В позитивном плане: социализм в  идеале предполагает, сознательное творчество масс. Полити-ка как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором истори-ческого прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделав-ших социалистический выбор, стала чрезмерной, де-формированной. Политические институты в значитель-ной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
    • Действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей и разработку на их осно-ве политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую полити-ческим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех историчес-ких условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропаганди-ровавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
    • Третье. Политическая система выполняет интегративную  функцию в обществе: обеспечивает опре-деленное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку  это необходимо для сохране-ния  статус-кво общества. Она объединяет эти соци-альные группы и слои вокруг общих социально-по-литических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встре-чающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации пос-редством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. - М., 1992. С. 7..
    • Четвертое. Одна из важнейших функций полити-ческой системы - создание необходимых политичес-ких  условий для функционирования и  прогресса экономики (правовое закрепление  форм собствен-ности на средства производства, обеспечение еди-ного экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).
    • Пятое - защита данного общества, ее членов от разного  рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая  криминальные группы, приоб-ретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, иде-ологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
    • Словом, политическая система реализует функцию целеполагания  и целедостижения, обеспечивает по-рядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, професси-ональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между чле-нами общества, мобилизует ресурсы для удовлетво-рения социальных потребностей.
    • Переход на следующий - внутренний уровень функционального  анализа системы - представляет собою  рассмотрение видов ее деятельности, сопря-женных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конвер-сии (преобразующих). Речь идет о тех преобразова-тельных действиях, которые осуществляют институ-ты на «входе» и «выходе» системы:
    • а) артикуляция  и агрегация интересов, что означает процесс пред-ъявления, выражения  и обобщения социальных ин-тересов  при выработке политических решений;
    • б) нормотворчество (выработка норм и правил);
    • в) применение норм и правил;
    • г) контроль за соблюдением норм и правил;
    • д) политическая коммуникация.
    • Три последние  функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция  «д» в значительной мере реализуется  негосударственными орга-низациями, в  том числе партиями.
    • Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:
    • а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные  политические роли;
    • б) по осуществлению  политической социализации, т. е. процесса внедрения полити-ческой культуры в сознание и поведение индивидов и масс.
    •  
      1. КРИТЕРИИ  КЛАССИФИКАЦ. И ТИПЫ
       
      1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ.ТОТАЛИТАРИЗМ. АВТОРИТАРИЗМ.

      Понятие политического  режима

      В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием - политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

      В научной литературе существует большое количество определений  политического режима. В государственно-правовой науке:

      Политический  режим - совокупность средств и методов  в осуществлении государственной  власти.

      В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией “политическая система” и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.

      Дать универсальное  определение политического режима достаточно сложно. Определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: “Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период”.

      В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент  политической системы. При таком  подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе - это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы

      Можно сказать, что политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

      Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти.

      ТОТАЛИТАРИЗМ 

      Тоталитаризм  как тип политической системы  возник в XX в. Что же касается самого этого слова а так же тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше.

      Теория тоталитаризма  складывалась в 40--50-х гг. и получила разви-тие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом  в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма -работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тотали-таризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попыт-ка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее ста-линизм и другие однотипные политические режимы.

      Более поздние  попытки создать эмпирическую, построенную  на базе реальных, верифицируемых фактов теорию тоталитаризма не имели осо-бого успеха, поскольку, отображая самые одиозные политические систе-мы XX в., они по мере смягчения, либерализации стран командного со-циализма, все больше расходились с действительностью и к тому же не отражали принципиальных отличий различных тоталитарных систем.

      Тоталитарная  идеология проникнута патерналистским духом, покрови-тельственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недоста-точно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализируется, приобретает некоторые черты религиозного культа.

      Для тоталитаризма  характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя  нетерпимость ко всякому инакомыс-лию, рассмотрение идейных оппонентов как  политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

      Всячески подавляются  индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всяче-ски поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

      2.Политические  черты

      1. И соответствии  с логикой тоталитарной системы  всеобъемлющая идеологизация обществ  дополняется его тоталитарной  политизацией, ги-пертрофированным  аппаратом власти, ее проникновением  во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным га-рантом идеологического контроля над населением.

      2. Тоталитаризм  стремится к полному устранению  гражданского общества, независимой  от власти частной жизни.

      3. Политическая  система, а точнее, партийно-государственная орга-низация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.

      4. Ядром тоталитарной  политической системы выступает  предельно централизованное политическое  движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государст-вом и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.

      5. К политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание насе-ления.

      6. Слепая вера  и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей. 
       
       

      АВТОРИТОРИЗМ

      Авторитаризм

      тип политического  режима, характеризующийся концентрацией  власти в руках одного человека или  потестарного органа, но при наличии ее определенных ограничений. Авторитаризм является свойством любой социальной системы, основанной на доминировании и навязывании воли большинству. Авторитарность - односторонняя властность, господство управляющих над управляемыми. Формы: абсолютная монархия, диктатура, теократические и посттоталитарные режимы. К авторитаризму могут привести пограничные способы разрешения политических проблем (качественные реформы, перестройки, преобразования общества; а также революции и войны). Авторитаризм имеет существенные отличия от тоталитарного режима (см: «Тоталитаризм»): ограничения свободы в значительной степени носят разрешительный характер, а ограничиваются не личные, а политические права и свободы; опору режим имеет не в идеологии или политической партии, а в армии, традиционной религии и т. п.; не стремится создать и внедрить в общество новую систему ценностей, «нового человека» и пр.; нуждается в более широкой и устоявшейся социальной базе; не ставит целью уничтожения гражданского общества и не носит всепроникающего характера; он более мобилен, восприимчив к новациям; направлен на сохранение традиционных структур. Авторитаризм имеет ограничения своей власти: экономические (допускает многообразие форм собственности), политические (зачастую имеет опору в блоке партий или движений), социальные (не претендует на введение единообразия, уничтожая враждебные слои, классы и т. п.), идеологические (допускает ограниченное и латентное существование иных, кроме традиционных, систем ценностей). Традиции (и отчасти - начала законности) - основные ограничители власти авторитаризма. Но у него есть и общие черты с тоталитаризмом: нет легитимного механизма преемственности и передачи государственной власти; права граждан и организаций сужены; серьезная политическая оппозиция запрещена; политическое поведение граждан и их организаций подвергнуто строгой регламентации и пр. Авторитаризм в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства. Не стремясь к уничтожению гражданского общества, авторитарный режим просто паразитирует на его слабости и неразвитости, довольствуясь легальностью и лояльностью институтов последнего. Поэтому, сохранив основы автономии и будущего развития общества, авторитаризм, как правило, медленно либерализируется в сторону демократии. Поэтому авторитарные режимы, - скорее, можно назвать прагматическими диктатурами в отличие от идеократических тоталитарных 
       
       
       
       
       

      Понятие и признаки демократии

      Слово «демократия» употребляется в разном значении:

      - как форма  государства;

      - как политический  режим;

      - как принцип  организации и деятельности государственных  органов и общественных организаций.11 Чиркин В.Е.Сравнительное конституционное право.-М.,2002. - С.49.

      Когда говорят  о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ.

      Демократия нигде  и никогда не существовала без  государства.

      Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей  мере, следующими признаками:

      1) признание  народа высшим источником власти;

      2) выборностью  основных органов государства;

      3) равноправием  граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

      4) подчинением  меньшинства большинству при  принятии решений.

      Любые демократические  государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества -- это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

      Современные демократические  государства (а быть демократическим  государством престижно) дополняются  рядом других признаков и принципов, например:

      1) соблюдение  прав человека, их приоритет над  правами государства;

      2) конституционное  ограничение власти большинства  над меньшинством;

      3) уважение прав  меньшинства на собственное мнение  и его свободное выражение;

      4) верховенство  закона;

      5) разделение властей и др.

      Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение  демократии как образца, идеала, к  которому стремятся цивилизованные государства.

      Демократия -- политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

      Признаки демократии:

      1. Демократия  имеет государственный характер:

      а) выражается в  делегировании народом своих  полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

      б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

      в) проявляется  в способности государственной  власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

      2. Демократия  имеет политический характер:

      а) предусматривает  политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

      Законодательства  развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться  политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п.

      б) основывается на политическом равноправии граждан  на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве  избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

      3. Демократия  предусматривает провозглашение, гарантирование  и фактическое воплощение прав  граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).

      4. Демократия  предусматривает законность в  качестве режима общественно-политической  жизни. Режим общественно-политической  жизни выражается в требованиях  ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

      5. Демократия  предполагает взаимную ответственность  государства и гражданина, которая  выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. 

Информация о работе Политические системы