Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:48, реферат
Анри Сен-Симон (Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, фр. Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon, 17.10.1760, Париж--19.05.1825, Париж) -- французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный
институт
"Политические
воззрения А. Сен-Симона"
Анри Сен-Симон
(Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон,
фр. Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon, 17.10.1760, Париж--19.05.1825,
Париж) -- французский философ, социолог,
известный социальный реформатор, основатель
школы утопического социализма. Главные
произведения Сен-Симона: «Письма женевского
обитателя к современникам»
(1802 г.), «Катехизис
промышленников»
(1823 г.), «Новое
христианство»
(1825 г.).
Идеи французского
философа-утописта способствовали формированию
коммунистической идеологии. Фраза «От
каждого по его способностям, каждому
-- по его труду», так называемый «принцип
социализма», провозглашенный
в Конституции СССР 1936 г. (ст. 12). Первоисточник
-- книга (введение, лекция 8) С. А. Базара «Изложение
учения Сен-Симона»
(1829)[источник
не указан 162 дня]. Стала широко известной
благодаря французскому социалисту, теоретику
анархизма и экономисту Пьеру Жозефу Прудону
(1809--1865), который широко использовал ее
в своих сочинениях.
Биография
Представитель
знатного дворянского рода, родственник
герцога Сен-Симона. В его воспитании,
как он сам утверждал, принимал участие
д'Аламбер (эти данные независимыми источниками
не подтверждаются).
Тринадцати лет
от роду он имел смелость сказать своему
глубоко верующему отцу Бальтазару Анри
де Рувруа де Сен-Симону маркизу Сандрикур
(1721--1783), что не желает говеть и причащаться,
за что тот запер его в тюрьме Сен-Лазар.
Весьма рано идея о славе как наиболее
достойной побудительной причине человеческих
действий вошла в его мировоззрение. Будучи
ещё отроком, он приказал лакею будить
себя не иначе, как следующими словами: «вставайте,
граф, вас ждут великие дела».
В голове его
постоянно строились странные планы. Он
примыкает к отряду, посланному французским
правительством на помощь североамериканским
колониям, восставшим против Англии; пять
лет участвует в борьбе и, наконец, попадает
в плен к англичанам. Освобожденный по
окончании войны, он едет в Мексику и предлагает
испанскому правительству проект соединения
Атлантического и Великого океанов посредством
канала. Принятый холодно, он возвращается
на родину, где получает место коменданта
крепости в Меце и под руководством Монжа
изучает математические науки.
Вскоре он выходит
в отставку, отправляется в Голландию
и старается убедить правительство составить
французско-голландский колониальный
союз против Англии, но, не успев в этом,
едет в Испанию с проектом канала, который
должен был соединить Мадрид с морем. Вспыхнувшая
во Франции революция заставила его вернуться
на родину, но, по его собственным словам,
он не хотел деятельно вмешиваться в революционное
движение, потому что глубоко был убежден
в недолговечности старого порядка.
В 1790 г. он недолго
был мэром в округе, где находилось его
именье. В том же году он высказался за
уничтожение дворянских титулов и привилегий
(в эпоху Реставрации он продолжал, однако,
носить титул графа). В то же время С. занимался
скупкой национальных имуществ и приобрел
этим путем довольно значительную сумму.
Свои спекуляции он впоследствии объяснял
стремлением «содействовать прогрессу
просвещения и улучшению участи человечества» путем «основания
научной школы усовершенствования и организации
большого промышленного заведения». Во
время террора С.-Симон был посажен в тюрьму,
откуда вышел лишь после 9 термидора.
Воззрения Анри
де Сен-Симона
Воззрения Анри
де Сен-Симона (1760--1825) на государство и
право преимущественно определялись его
концепцией исторического прогресса.
Он считал, что человеческое общество
закономерно развивается по восходящей
линии. Двигаясь от одной стадии к другой,
оно стремится вперед, к своему «золотому
веку». Стадию теологическую,
охватывавшую времена античности и феодализма,
сменяет метафизическая стадия (по А Сен-Симону,
период буржуазного миропорядка) Вслед
за ней начнется стадия позитивная; установится
такой общественный строй, который сделает «жизнь
людей, составляющих большинство общества,
наиболее счастливой, предоставляя им
максимум средств и возможностей для удовлетворения
их важнейших потребностей» Если на первой стадии
господство в обществе принадлежало священникам
и феодалам, на второй -- юристам и метафизикам,
то на третьей оно должно перейти к ученым
и промышленникам.
Однако исторический
прогресс не есть, с точки зрения А Сен-Симона,
плавный, монотонно протекающий процесс.
Органические эпохи спокойного развития
перемежаются бурными критическими эпохами,
которые сопровождаются нарушением прежнего
равновесия общественных групп и резким
обострением борьбы противоположных социальных
сил. Подчас А. Сен-Симон высказывал интересные
мысли о природе этой борьбы и ее истоках.
Так, например, еще в 1802 г. он заявил, что
французская революция XVIII в. была классовой
борьбой между дворянством, буржуазией
и неимущими классами, вызванной переменами
в экономике, изменением господствующей
формы собственности. Говорил А. Сен-Симон
и о том, что «закон, устанавливающий
власть и форму правления, не имеет такого
значения и такого влияния на благосостояние
наций, как закон, устанавливающий собственность
и регулирующий пользование ею». Но в общем и целом
у А. Сен-Симона демиургом истории всегда
оставалась идея. Прогресс знаний и нравственности
неизменно трактовался им в качестве решающего
двигателя общественного развития.
Этот же фактор
создает предпосылки наступления позитивной
стадии, на которой человечество сумеет
организоваться в общество, «наиболее выгодное
наибольшей массе». Радикальное преобразование
старого строя А. Сен-Симон предлагал начинать
с частичных реформ: устранения наследственной
знати, выкупа земель у владельцев, не
занимающихся сельским хозяйством, облегчения
положения крестьян и т. п. После такой
постепенно проведенной работы можно
будет взяться за капитальную переделку
политического строя, т. е. отстранить
от власти непроизводительные классы
(феодалов и «посредствующий класс»: юристов,
военных, землевладельцев-рантье) и передать
руководство политикой в руки самых талантливых «индустриалов», представителей «промышленного
класса».
Говоря о необходимости
передачи управления государством, экономикой
высокоталантливым лицам из числа «индустриалов», А.
Сен-Симон разумел под ними «наиболее видных промышленников», а
вовсе не «людей из народа». Что
касается непосредственно народа, то ему,
согласно убеждению А. Сен-Симона, незачем
вмешиваться в дело реорганизации общества «Задача
будет разрешена в его интересах, но сам
он остается в стороне, пребывая пассивным»
Введение на позитивной
стадии истории системы индустриализма
не потребует разрушения традиционных
государственно-правовых форм. Останется
институт монарха, сохранятся правительство
(министерства) и представительные учреждения.
Но вся полнота светской власти реально
сконцентрируется во вновь созданном
парламенте -- Совете промышленников.
По А. Сен-Симону,
частнособственнические отношения вполне
совместимы с системой индустриализма.
Она отнюдь не посягнет на индивидуальные
капиталы заводчиков, торговцев, банкиров,
не уничтожит прежней структуры «промышленного
класса». Однако индустриализм
превзойдет существующий буржуазный строй.
Превзойдет он его тем, что превратит страну
в единую, централизованно управляемую
промышленную ассоциацию. Эта ассоциация
будет жить в соответствии с разумно составленным
планом комбинированной производственной
деятельности, выполняемой всем обществом.
Конечно, приведенная
позиция А. Сен-Симона объективно отвечала
определенным интересам промышленной
буржуазии. Но она отвечала им постольку,
поскольку эти интересы тогда еще совпадали
с потребностями всемерного развития
производительных сил общества. Такое
развитие, сулившее громадный рост общественного
богатства, казалось А. Сен-Симону главным
путем освобождения трудящихся от негативных
последствий прогресса капитализма. Апологетом
экономических интересов лишь класса
предпринимателей А. Сен-Симон никогда
не выступал.
Планомерная
координация усилий индивидов, различных
социальных групп, жесткие централизация
и дисциплина дадут возможность с максимальной
эффективностью употребить обязательный
для всех труд на благо нации, оградят
общество от бесполезных трат энергии
и материальных средств. Те же самые факторы
сделают излишними в качестве целей обещественной
организации обеспечение свободы, гарантирование
личных прав, Поддержание справедливого
порядка и т. п. Поэтому при системе индустриализма,
как полагал А. Сен-Симон, отпадет необходимость
в обременительных обществу политических
институтах разного рода со всеми их многочисленными
учреждениями и должностями.
Эта система до
предела ограничит политическое властвование
в собственном смысле слова и сведет политику,
деятельность центральных органов по
преимуществу лишь к простому администрированию:
управлению вещами и производственными
процессами. Она доставит «людям наибольшую
меру общей и индивидуальной свободы». Весьма
вероятно, что идея А. Сен-Симона о предстоящем
в позитивной стадии истории переходе
от управления людьми к управлению вещами
была навеяна ему рассуждениями Ж.-Ж. Руссо
(в его статье «Политическая экономия») о
связи между общим или политическим управлением,
с одной стороны, и экономическим управлением
(«управлением
имуществом»)
-- с другой.
Если Сен-Симон признавал важность вопросов, связанных с публичной властью, и считался с необходимостью их определенного решения для установления и торжества новых принципов человеческого общежития