Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:08, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучить политические конфликты и политические процессы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «политический процесс» и типологию политических процессов.
2. Ознакомиться с политическим конфликтом, его видами, а также со способами и методами разрешения конфликтов.
Введение ……………………………………………………………………......... 3
1. Политический процесс
1.1 Понятие «политический процесс». ……………………………………….. 5
1.2. Типология политических процессов …………..………………................ 8
2. Политический конфликт
2.1. Понятие конфликта и его виды ………………………..………………... 11
2.2. Способы и методы разрешения конфликтов …………………………... 14
Заключение………………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы ………………………………………….. 18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………....
1. Политический процесс
1.1 Понятие «политический процесс». ……………………………………….. 5
1.2. Типология политических процессов …………..………………................ 8
2. Политический конфликт
2.1. Понятие конфликта и его виды ………………………..………………... 11
2.2. Способы и методы разрешения конфликтов …………………………... 14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………….. 18
ВВЕДЕНИЕ
Изучение конфликтов является одним из главных заданий политологии, а управление ими принадлежит к самым важным условиям обеспечения социально-политической стабильности внутри страны и на международной арене.
Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология.
При изучении вопроса о конфликтах и процессах в политике необходимо обратить внимание на важность и актуальность этой темы как в ее теоретических аспектах, так и в практическом плане. Как бы далеко ни заглядывала современная наука в историческое прошлое человечества, она везде обнаруживает конфликт как постоянный спутник общественного развития. Везде, где есть люди, есть и конфликты.
Теория политических конфликтов — одна из центральных в современной политологии. Ей посвящено более 50% исследований. Это не случайно. Политика и конфликт всегда рядом. Политика, указывая на конфликт, разрешая его, подтверждает свою общественную целесообразность, в то время как их наличие в обществе воспринимается как очевидное банкротство данного политического курса.
Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.
Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе.
Если говорить о новейших теориях нашего столетия, то наиболее заметными, ведущими являются два течения — школа консенсуса (структурный функционализм Т. Парсонса) и школа конфликта (Р. Дарендорф и др.)
Структурно-функциональная теория имела определенные объективные основы. Она формировалась под влиянием начинающейся стабилизации экономического развития западного общества, преодоления кризисного развития, освобождения от сокрушительных потрясений 30-х годов. Однако эта теория была не свободна от определенной апологетики, чрезмерной уверенности в возможности преодоления всех социальных пороков западного общества.
Школа конфликта исходит из тезиса, что конфликт — естественный и необходимый фактор общественного развития, более того, без конфликта это развитие невозможно. Любое общество демонстрирует признаки несогласия, потенциального столкновения и даже насилия. Конфликты побуждают общество к созданию институтов и механизмов их предупреждения. Сам политический процесс понимается при этом, с одной стороны, как процесс борьбы между социальными группами за власть, статусы и ресурсы, а с другой — как процесс формирования политических механизмов разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Каждая из этих моделей позволяет описать различные аспекты политической сферы и вряд ли может претендовать на доминирующее положение.
Цель контрольной работы - изучить политические конфликты и политические процессы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «политический процесс» и типологию политических процессов.
2. Ознакомиться с политическим конфликтом, его видами, а также со способами и методами разрешения конфликтов.
1. Политический процесс
1.1 Понятие «политический процесс»
Понятие «процесс» используется во всех общественных науках, разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.
В широком смысле политические процессы есть формы политической активности общества. Многообразие этой активности и тот факт, что каждый её случай имеет свою причину и цель, разную степень предсказуемости результата и другие различия, затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Эта тема является одной из самых дискуссионных в политологии.
Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем весьма специфических категорий политической науки. Несмотря на множество различий в определениях политического процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
Иначе говоря, политический процесс показывает как граждане, группы и институты власти взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции.
Иногда взаимодействия политических субъектов могут быть чисто случайными, иногда закономерными. В результате совершения подобных «ожидаемых» действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т.д., то есть создаются и воспроизводятся политические институты. Действия и взаимодействия политических субъектов осуществляются во времени и в пространстве — в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл.
Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих целей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым, политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому во времени и пространстве.
На основании вышесказанного, политический процесс можно определить как совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти и ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Политические процессы имеют свою структуру, которые мы можем определить как базовые и периферийные. Базовые - это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством; требования населения к управленческим решениям, формирования политических элит и т.п. Другими словами как население участвует в государственном управлении. Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления и т.п.
И базовые и периферийные процессы ориентируются на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. По мнению политологов В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический процесс представляет собой совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, в итоге ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.
Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами внутри общества и международными политическими процессами.
1.2. Типология политических процессов
Более детальная характеристика и оценка содержания политических процессов связана с анализом различных их типов.
В политической литературе дается следующая типология политического процесса.
1. Внешнеполитический и внутреннеполитический процесс.
Первый развивается в международном политическом пространстве. На него оказывает влияние внешняя политика, регулирующая взаимодействие государства с другими странами.
Содержание внутриполитического процесса имеет свои качественные характеристики внутри каждой страны. Оно зависит от форм государственного правления и устройства, политических режимов, характеристик правящей элиты, менталитета самих обществ и т.д.
2. Эволюционный и революционный процесс.
Эволюционный - это последовательный процесс развития, для которого характерны легитимность власти, правовое обеспечение, устойчивые политические ориентиры и т.д.
Революционный тип - радикальные преобразования за сравнительно короткое время, которые часто имеют обвальный характер. В данном случае используются как мирные средства, так и насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.
3. Открытый и скрытый (теневой) политические процессы.
При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.
Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода).
4. Стабильный и нестабильный политический процесс.
Стабильный основывается на устойчивости социальных структур, повышающемся жизненном уровне населения, преемственности власти, эффективности взаимодействия государства и общества. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям.
При нестабильном политическом процессе характерна частая смена массовых настроений. Причины для этого могут быть самые различные: от спада производства до этнических конфликтов.
5. Функционирование, развитие и упадок.
В режиме функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между обществом и государством. Традиции преобладают над новациями. Изменения в социальной структуре практически не происходят.
Режим упадка представляет собой распад политической целостности. Власть утрачивает контроль над ситуацией. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией.
В условиях режима развития общественно-политическое пространство приобретает новое качественное состояние. Адекватно обновляемому содержанию жизни формируются и новые структуры государственного управления. Эта положительная динамика может, тем не менее, сопровождаться борьбой различных тенденций. В этой ситуации очень важно не допустить общественного противостояния, консолидировать общество вокруг государства.
Политический процесс – сложное многофакторное понятие, имеющее различные формы и режимы протекания. Анализ процессов в политике – задача, требующая от исследователя широты взглядов, умения учитывать разнообразие факторов и точек зрения, чтобы избежать субъективных оценок.
2. Политический конфликт
2.1. Понятие конфликта и его виды
Понятия «конфликт» рассматривают с разных точек зрения. Специалисты-словесники истолковывали его как столкновения противоположных сторон, мыслей, сил, серьезные разногласия, острый спор. Социологи характеризовали как высшую стадию развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом. Психологи расценивали как столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мыслей или взглядов субъектов взаимодействия. Политологи считают, что конфликт выражает не простое столкновение, а столкновение, связанное с осложнениями и борьбой во властных отношениях.
Информация о работе Политический процесс и политический конфликт