Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:29, реферат

Описание

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются.

Работа состоит из  1 файл

к.р. политология.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Превращение таких демократических  форм выражения политических потребностей, как демонстрация и митинги, в  буйство толпы с ее агрессивными, неконструктивными действиями не может  не вызывать беспокойства у людей. В связи с этим еще острее встает вопрос о формировании у населения демократической политической культуры, цивилизованных форм политической деятельности и политического участия.

Органы государства и  другие субъекты политики, оказывая воздействие  на взаимоотношения различных социальных групп, используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при этом различные средства политического воздействия: средства массовой информации и пропаганды, политические науки, системы политического образования, литературу и искусство, тесно взаимодействующие с государственными органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и госбезопасности, армию и др.

 

 Структура политического процесса

 

Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и  т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих  элементов:

  • субъекта, носителя власти;
  • объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
  • средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории.

Субъектам процесса необходимо выбрать  цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав.

Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Политический процесс предстает как зрелище, ритуал, театр со своими действующими лицами, победами и поражениями, атрибутами славы, власти, государственной символики.

Несогласованность элементов политического  процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность  концепции процесса, его стратегии  и тактики привела к неудаче  многие начинания, в том числе процесс перестройки в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

Исход политического процесса зависит  от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.

 

2.Режимы существования  политического процесса

 

В научной литературе различают  следующие режимы существования  политического процесса:

  • режим функционирования
  • развития
  • упадка

В условиях режима функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации; используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей. Таким было, например, правление Л.И. Брежнева.

В условиях режима развития власти пытаются вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений.

Режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием  центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые властями решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие масс.

 

3.Стадии (фазы) политического процесса

 

В политическом процессе выделяют три основных фазы его существования. Первая: артикуляция, т.е. осознание, определение и представление во власть своих политически значимых интересов всеми социальными субъектами общества. Артикуляция воплощается через деятельность партий, общественных объединений, лидеров, через митинги, избирательные кампании, референдумы, а также через общественное мнение, средства массовой информации и т.п., в зависимости от политического режима и традиций общества. Все действия по артикуляции политических интересов социальных субъектов общества составляют в совокупности понятие «политическое участие». Политическое участие раскрывает таким образом процесс включения индивида, всех социальных субъектов в механизмы выработки властно значимых интересов, характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений институтов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. При этом важно отметить, что степень вовлечённости граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, от политического режима в стране, а также самого человека, его политической культуры, степени развития его амбициозности. Причинами включения индивида в политику могут быть самые различные психологические состояния человека: рациональное и расчётливое осознание своих интересов и желание завоевать новый статус, желание жизненного успеха и общественного долга, страх, политические амбиции, желание реализации своих гражданских прав и т.п. Важнейшими условиями активизации политического участия являются достижение определённого уровня политической культуры, доступность информации, идеологический плюрализм в обществе и др. Многообразие форм политического участия также зависит от множества причин (пол,возраст, религиозная принадлежность, образование и т.п.).

Американские идеологи С. Верба и Л. Пай выделяют такие разновидности политического участия, политического поведения граждан:

а) совершенно пассивные формы;

б) участие только в выборах представительных органов;

в) вовлечённость только в решение  местных проблем;

г) поведение активных участников предвыборных кампаний;

д) поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;

е) профессиональная деятельность политика.

Формы политического участия различаются  по масштабности (сфере социального  распространения) и интенсивности (активность действий). По отношению к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. К первым относятся разрешённые властями демонстрации, забастовки, митинги и т.п. Неконвенциональные (незаконные) формы участия выражают политический протест населения. Политический протест – это негативная реакция социального субъекта на политическую ситуацию, которая, как правило,обусловлена неэффективной стратегией и технологиями осуществления власти (ущемление прав меньшинства и отдельных индивидов). Причиной политических протестов являются также слабая приверженность граждан политическим целям режима и господствующим в обществе ценностям. Это запрещённые властями антиконституционные действия – несанкционированные властью демон-

страции, митинги и забастовки, а также деятельность подпольных политиче-

ских партий, политический терроризм, наконец, самая разрушительная для  общества форма политического протеста – революция.

Вторая фаза политического процесса – это этап принятия решений и

формирования политической воли. В зависимости от конкретно–исторических условий содержание политического процесса на этой фазе будет зависеть от уровня централизации власти, характера взаимоотношений центральных и местных органов власти, партийных и государственных структур, способов разделения и взаимной ответственности властей и т.д. Принятие политических решений – сложнейшая процедура, «сердце» политики, важнейший акт деятельности государства. Оно включает стадию подготовки (сбор всесторонней информации о состоянии общества, выработка концепции политики, определение фактических, а не мнимых целей движения общества и др.). Политические решения воплощаются в государственный закон, выражающий в конечном счёте властную волю подавляющего большинства общества (в демократических режимах) или его правящего меньшинства (тоталитарные режимы).

Третьей фазой политического процесса является этап воплощения политической воли в жизнь. Его содержание – реализация управленческих решений.

Основная задача здесь: обеспечить вертикальную интеграцию политической жизни общества. Для этого необходимо выбрать и проводить адекватные принятым решениям методы политического регулирования или типы реализации решений.

В современной политологии различают  следующие типы реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм.

Популизм предполагает прямую апелляцию к массовому сознанию, эмоциям, сиюминутным настроениям. Сущность популизма: давать простые ответы на сложные вопросы (а реальные политические проблемы – всегда очень сложное явление). Поэтому он сориентирован на упрощение, вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Наиболее часто популизм проявляется при харизматическом правлении. Однако популистские меры могут выступать составной частью политического курса при демократических и других режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

Элитизм (от слова элита) ориентирован на закрытый характер принятия и осуществления политических решений, на усечение политического информирования общественности (информированность – лишь для избранных). Консервативный тип ориентирован на сохранение структуры и функций государственных органов власти, он характерен для стабильных политических режимов, опирается на приверженность граждан политическим традициям.

Консерватизм усиливает патриотические настроения и способствует стабильности общества.

Радикализм делает ставку на раскол общества, противопоставление одних его социальных слоёв другим (классам, этническим группам, вообще «другим», «чужим», «не нашим»). Насилие здесь признаётся основным рычагом власти. История показывает, что даже когда целью власти является качественное переустройство общества, социальные и политические последствия радикализма редко несут гражданский мир и улучшение качества жизни людей. Насилие как основной метод управления в революционных режимах, как правило, чревато массовой ненавистью и массовой гибелью граждан.

В отличие от радикализма, чреватого  конфликтом, демократизм как тип реализации решений ориентируется на реальные потребности граждан, права человека. Демократизм представляет постоянный поиск и проведение в жизнь политики консенсуса, т.е. национального согласия между отдельными социальными субъектами, между рядовыми гражданами и элитой, властью и обществом. Средства жёсткого социального принуждения уступают место механизмам самодисциплины и самопринуждения, гражданской инициативы и процесса саморазвития.

Овладение многосложной методикой  принятия политических решений и их реализации является коренным признаком власти, её эффективности легитиматизации.

 

4. Типы и разновидности политического процесса

 

 В соответствии с содержанием политического процесса можно выделить его типы и разновидности. Типологию политических процессов можно произвести на основе различных критериев:

а) по объекту политического воздействия: на внешне- и внутриполитические процессы;

б) по характеру участия масс в политической жизни: свободное политическое участие граждан в отношениях с государством (т.н. неангажирующие системы), в демократических режимах и жестко централизованные методы принятия управленческих решений (т.н. ангажирующие системы), характерные для недемократических, тоталитарных режимов;

 в) по характеру преобразования власти: революционный и эволюционный типы политического процесса. И тот, и другой виды процесса имеют своей причиной общенациональный кризис, в том числе кризис власти.

Революционный процесс может происходить как в насильственных (в том числе –кровавых), так и в мирных формах, но в любом случае он имеет быстротекущий характер. Это означает внезапное разрушение традиционных властных структур, законодательства, а также перерыв преемственности в развитии материальной и духовной культуры общества, его менталитета. Преимущество этого пути – быстрота свершения – оказывается со временем мнимым, а результаты, достигнутые в ходе революции, как правило, обратны тем, на которые рассчитывали организаторы (примером могут служить Буржуазная французская революция конца XVIII века, Октябрьская революция др.). Революции, как правило, возникают не только из-за остроты социальных противоречий общества, но и в результате неумения власти сбалансировать эти противоречия путём нахождения компромисса интересов различных социальных групп, отсутствия постоянной легитиматизации власти, национального согласия власти с народом.

 Компромисс, консенсус, цивилизованное  решение конфликтных ситуаций, постоянное нахождение баланса интересов социальных групп в быстро изменяющейся конкретно – исторической обстановке, успешный поиск национального согласия являются инструментом эволюционных форм развития политического процесса. Кажущийся недостаток эволюции – её длительный характер, когда реформаторы не могут рассчитывать на то, что они увидят плоды реформы. Однако эволюция обладает решающим преимуществом: она бескровна, обеспечивает непрерывность политического и исторического процесса в целом, преемственность и поступательное развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Наконец, генетический фонд общества не разрушается.

Информация о работе Политический процесс