Политический режим современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, статья

Описание

Итак, говоря о политическом режиме современной России нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

Работа состоит из  1 файл

эссе.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

Политический  режим современной России

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

Сложившийся в  последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

Политическая  система РФ базируется на демократических  принципах: действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Принципа разделения властей является одним из важнейших  принципов в политической системе  любой страны

Высшим органом  представительной и законодательной  власти РФ является парламент —  Федеральное Собрание, состоящее  из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состоит из 450 депутатов. Её основная функция — принятие законов  Российской Федерации. В соответствии с законодательством депутаты Государственной Думы могут создавать депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Совет Федерации  представляет интересы регионов РФ. Он формируется по принципу 2 члена  верхней палаты от каждого субъекта Федерации. Действующий регламент Совета Федерации не предусматривает создание фракций по партийному принципу. Парламент играет в политической системе России ограниченную роль. Это объясняется тем, что парламент по Конституции практически лишён контрольных функций.

Исполнительную  власть РФ согласно действующей Конституции осуществляет правительство РФ. Однако в Конституции не говорится, что правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Это обусловлено тем, что важнейшие функции федеральной исполнительной власти осуществляет президент РФ. 
 
Правительство России обеспечивает оперативное управление народным хозяйством посредством проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики 
Правительство РФ назначается президентом России


«Для России не может быть другого политического выбора кроме демократии», — заявил президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию.

В то же время он особо отметил, что диалог возможен только с политическими силами, которые действуют в рамках закона, а со своей стороны государство будет стремиться к равному доступу к СМИ для всех партий. «Политическая конкуренция — это безусловное благо для страны. При этом нам нужно сформировать своего рода свод правил добросовестной политической конкуренции», — отметил президент.

Россия привержена демократии, но не стандартам, которые пытаются навязать извне, пояснил Путин. «Мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всем мире. Однако российская демократия — это власть именно российского народа, с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне», — сказал Путин в ходе послания.

 
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/politics/news/7087361/putin_u_rossii_net_politicheskogo_vybora_krome_demokratii#ixzz2JILyPWu6

 

Политический  режим современной России.

После десятилетия  советской истории, господства авторитарного  и тоталитарного политического  режима, во второй половине 80-х —  начале 90-х годов в России начался  переход к демократическому политическому режиму.

С формально-правовой точки  зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления. Человек, его права  и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

О демократизме современной  России неоднократно высказывался нынешний президент страны В.Путин. В ежегодном  обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов[1]». А на российско-американском саммите в Братиславе в марте этого года, он подчеркнул, что возврата к тоталитаризму быть не может, однако демократия должна быть «адекватна нашей истории и традициям», а ее внедрение «не должно сопровождаться развалом государства и обнищанием народа[2]».

Вместе с  тем, ряд оппозиционно настроенных  политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что  в стране уже пятый год идет реставрация разрушенного политического режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.

В российском обществе также нет единой оценки политического  режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством[3].

Таким образом, вопрос о политическом режиме современной  России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности.

О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается  в ее Конституции. Необходимо сопоставить  ее положения с реальной действительностью.

Российская  действительность дает нам основания  утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.

Сегодня в государстве  не только в законодательстве, но и  на практике обеспечивается политический плюрализм. Поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувствует себя во многом защищенной правом и законом от произвола государственной власти. При всей неоднозначности положения в области прав человека, основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. В России права человека приобретают характер массовой ценности, что служит наиболее надежной гарантией против произвола.

У населения  сформировалась устойчивая привычка к  выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.

Вместе с  тем, в условиях нынешней социально-экономической  и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации.

Так в президентской  республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов все еще не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

К примеру, законодательная  власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной власть многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнения любых законов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план, что проявляется в зарезервированной за президентом возможности действовать через голову парламента при принятии законов или оказывать давление на представительные органы (право роспуска парламента, процедура подписания законов перед их вступлением в силу).

Проводимые  социально-экономические реформы, названные самой властью «непопулярными», привели к поляризации и расколу общества. Сейчас около 200 российских семей владеют 80% богатства России. Соотношение доходов богатых и бедных составило 35:1, тогда как по общемировым стандартам оно не должно превышать уровень 6:1. При отсутствии стабилизирующего «среднего класса» такой разрыв ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.

Обнищание населения, задолжность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместны с утверждением гражданского общества и правового государства, с гарантией личных и политических прав российских граждан.

Трудный, сложный  и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.

Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.

Во-вторых, переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.

В-третьих, в  процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства — расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.

Наконец, в менталитете  российского народа до сих пор сохраняются утопическое ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.

Итак, говоря о  политическом режиме современной России нужно отметить переходность его  состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

В перспективе  возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в  России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.

Кроме того, гарантией  роста демократизма политического  режима являются свобода слова и  печати; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян.

Библиографический список используемой литературы.

1.     Конституция Российской Федерации, 1993 год.

2.     Из Послания Президента России Федеральному Собранию РФ// Российская Федерация сегодня. — 2004. - №11.

3.     Акопов П. Точка возврата// Политический журнал. — 2004. - №7(10).

4.     Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. — 2005. - №14.

 

 

[1] Из Послания  Президента России Федеральному Собранию// Российская Федерация сегодня. — 2004. - №11

[2] Цепляев В. Путин  и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. — 2005. - №14

[3] Акопов П. Точка возврата.// Политический журнал. — 2004. - №7 (10)


Информация о работе Политический режим современной России