Политический режим в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:19, доклад

Описание

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д.

Работа состоит из  1 файл

полит.docx

— 28.20 Кб (Скачать документ)

Практическое состояние  дел свидетельствует о том, что  демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Так будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет гражданское общество, являющееся гарантом демократии.

Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Какое именно – сказать трудно, поскольку нет достаточного идеологического  осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью  будет приводить к противоречию между формальными правовыми  демократическими основаниями и  реальной действительностью. Это противоречие воспроизводит социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние  нелегитимности, теневых отношений  и иных отрицательных явлений, которые  не позволяют осуществлять демократическое  реформирование на деле.

В современной России переход  к демократическому политическому  режиму происходит в сложных условиях, которые создают основу для усиления тенденций к формированию авторитарной модели построения политической системы. Этому способствует кризис в экономике, радикализация оппозиции, которая  дестабилизирует политическую обстановку. Проблема демократизации в нашем  обществе затруднена в связи с  многонациональным характером государства, движениями за установление суверенных национальных единиц. Значительная опасность  для демократии в России представлена людьми, находящимися в оппозиции  к прошлому тоталитарному режиму, но не являющимися сторонниками демократии. Идеалом этих людей является авторитаризм. Поэтому, анализируя современную обстановку в России, отечественные политологи отмечают, что в России возможен переход к иной, чем на Западе, форме демократии – нелиберальной.

Функционирующая в России общественно-политическая система  во многом не отвечает общепринятым критериям  демократии. Аналитики характеризуют  эту систему терминами «авторитарная  демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства  и незрелостью гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение  режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на данном этапе не имеет эффективной политической структуры. 
Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе  Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных  структурах выражаются интересы не партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к  политической власти.

Среди основных проявлений современного политического режима в России нужно  выделить следующие особенности:

гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не может эффективно осуществлять свои полномочия;

номинальность разделения властей  – законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы  власти;

неэффективность государства  как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;

сочетание форм авторитарно-олигархического  правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х годов;

фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства;

множественность режимов (частичное  соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);

концентрация власти в  руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших  нелигитимными методами, имевшая  место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее  время, что приводит к использованию  криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

значительное развитие неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

малочисленность и организационная  слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять  основную функцию – посредника между  властью и обществом;

широкие масштабы лоббистской  деятельности, не регулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;

отсутствие в обществе единых идейно-ценностной и нормативной  систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

Для усиления в России демократических  тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат  для большинства людей.

Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму  и олигархизации власти действует  и противоположная тенденция – укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют ценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большой ценностью; закон обязателен для каждого – от президента до простого человека; частная собственность священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.

Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных  партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов: от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «гражданское общество».

Следует также отметить, что  государственный консерватизм и  гражданский консенсус – это  те условия, которые необходимы современной  России для демократизации ее политического  режима.

Вектором развития политической власти в современной России в  последние годы стала политика центризма. Она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.


Информация о работе Политический режим в России