Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:32, контрольная работа
Свою работу я хочу начать с определения политического режима. Для того, чтобы лучше понять основное содержание, функции и типы политических режимов следует, прежде всего, определить место и значение самого этого понятия в политической науке.
Введение 3
Понятие «политический режим» 5
Типы политических режимов
Тоталитаризм 6
Авторитарный режим 10
Демократический режим 12
Заключение 20
Список литературы 22
Господствующая элита, избранная
на определенный срок, принимает функции
политического
Напротив, сторонники теории партиципаторной демократии (т. е. основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. В 60-х годах в западных странах демократия участия стала активно развиваться в различных формах самоуправления, новых социальных движениях (например, движении «зеленых»), общественных инициативах, отрицающих государственное принуждение.
Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес», который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии. Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.
Каждая из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».
Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов:
Среди демократических режимов часто выделяют:
• либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий;
• консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании);
• консенсусную демократию —
новейшую модель демократии, разрабатываемую,
в частности, нидерландскими учеными с
целью преодоления одной из слабых сторон
современной демократии — принципа большинства.
В этой модели принцип большинства не
является основным, главным считается
достижение консенсуса, согласия и принцип
паритетности, обосновывается право «вето»
меньшинства на решения большинства;
• анархо-демократические (или
охлократию) как переходную форму демократии,
основанную на личном популизме политических
лидеров, на обращении к массам, общественному
мнению, а не к закону (такой была Россия
в период «двоевластия» в 1917 г., в период
«перестройки» конца 1980-х гг.);
• полиархию (букв.: многообразие) как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти.
В политической науке
Благодаря принципу представительства демократия стала возможной в современных сложных государствах.
Хотя «прямая демократия»
как тип политического Режима
в современных условиях
Известны три основных подхода
к характеристике демократических политических
режимов:
• по источникам власти (власть народа);
• по целям (власть в интересах народа);
• по способам формирования (определенные
процедуры формирования правительства).
Признаки и принципы демократии, либерализм
Выделяют следующие четыре основных признака демократии:
Перечисленные признаки
Либерализм как идеология среднего класса — класса зарождавшейся буржуазии, был основан на идее автономности, независимости личности по отношению к государству, невмешательства государства в частную жизнь граждан. Поэтому все, что обеспечивает свободу и независимость личности и есть принципы либерализма.
В экономической области
— неприкосновенность частной
собственности, свобода
В политической области —
гарантированность прав и свобод
граждан, последовательное осуществление
принципа разделения властей, политический
плюрализм (многопартийность) й признание
легальной оппозиции (возможность
критики правительства), наличие
правового государства и
Именно эти черты
отличают современную
В то же время
демократия, в том числе современная,
— это наиболее сложная и
уязвимая форма политического
устройства, допускающая существенные
противоречия и имеющая ряд
слабых сторон. Она целесообразна
в тех странах, где
К противоречиям (слабым
сторонам) современной демократии
обычно относят: принцип
Заключение.
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
За последние 20 лет много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
Одной из стран, находящихся
на пути перехода от одного политического
режима (тоталитарного) к другому (демократическому),
является Россия. Наша страна пошла по
пути быстрой политической и экономической
реализации западной либеральной модели
демократии, по пути так называемой шоковой
терапии. Однако в России не было на тот
момент, характерных для Запада многолетних
традиций рыночной экономики и индивидуалистической
культуры. Советское общество глубоко
отличалось от западных демократий почти
тотальной милитаризацией, суперцентрализацией
и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью
к какой-либо конкуренции; преобладанием
в народном сознании коллективистских
ценностей, полиэтническим составом населения,
отсутствием массовых демократических
движений, способных сформировать альтернативную
номенклатуре политическую элиту, и т.д.
В результате мы переживаем трудные времена,
либеральная модель демократизации привела
к политической анархии, к подрыву мотивации
производительного труда, резкому росту
цен и падению уровня жизни населения.
Очевидно, что для России оптимальная
модель политического и хозяйственного
реформирования может быть найдена лишь
на пути тщательного учета собственной
специфики и мирового опыта, проведения
активной и реалистической государственной
политики в целях формирования более динамичного
и гуманного общества.
Список литературы.
Информация о работе Политический режим.Типы политических режимов