Политический режим.Типы политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание

Свою работу я хочу начать с определения политического режима. Для того, чтобы лучше понять основное содержание, функции и типы политических режимов следует, прежде всего, определить место и значение самого этого понятия в политической науке.

Содержание

Введение 3
Понятие «политический режим» 5
Типы политических режимов
Тоталитаризм 6
Авторитарный режим 10
Демократический режим 12
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная по ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 58.58 Кб (Скачать документ)

Господствующая элита, избранная  на определенный срок, принимает функции  политического представительства  большинства населения, лишенного  на тот же срок возможности действовать. Требования демократии (обычно элитизм  и демократия противостоят друг другу) касаются лишь методов формирования институтов власти. И. Шумпетер замечал, что «демократический метод - это  порядок создания института для  достижения политических решений, при  котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений  посредством конкурентной борьбы за голоса народа».

Напротив, сторонники теории партиципаторной демократии (т. е. основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. В 60-х годах в западных странах демократия участия стала активно развиваться в различных формах самоуправления, новых социальных движениях (например, движении «зеленых»), общественных инициативах, отрицающих государственное принуждение.

Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес», который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии. Социал-реформисты понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил, не отрицая при этом, что цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности.

Каждая из рассмотренных  моделей демократии имеет свои достоинства  и недостатки. Как политический режим  демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».

Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов:

  1. Общераспространенной законностью, которая основыва ется на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и на том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодатель ные и исполнительные органы. «Суверенный»- народ участвует в контроле над властью вместе с бюрократией, группами инте ресов и средствами массовой коммуникации. Сама демократи ческая система институтов контролируется сложным консти туционным устройством и судебными инстанциями.
  2. Конкурирующей политикой. Главными при демократии являются честная и всеобъемлющая конкуренция (соревнова тельные выборы) и процесс представительства с целью обеспе чить передачу воли народа с ее последующим исполнением.
  3. Наличием политических партий - основного механизма, облегчающего процессы формирования воли народа, его ос мысленного выбора и влияния на правительство.
  4. Гражданскими, политическими и социальными правами. Демократия, как сложная форма взаимоотношений власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах. Демократические режимы - виды, характеристики, признаки.

 

Среди демократических режимов  часто выделяют:

 

• либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий;

• консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании);

• консенсусную демократию — новейшую модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии — принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решения большинства;  
   
• анархо-демократические (или охлократию) как переходную форму демократии, основанную на личном популизме политических лидеров, на обращении к массам, общественному мнению, а не к закону (такой была Россия в период «двоевластия» в 1917 г., в период «перестройки» конца 1980-х гг.);

• полиархию (букв.: многообразие) как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти.    

 В политической науке различают  прямую (непосредственную) и представительную  демократию. Современные демократические  страны являются странами представительной  демократии, в них воля народа  осуществляется не непосредственно  (как, например, в античных демократиях), а через избранных народом  представителей в выборные общенациональные  парламенты и местные представительные  учреждения (органы местного самоуправления).

    Благодаря принципу представительства демократия стала возможной в современных сложных государствах.   

 Хотя «прямая демократия»  как тип политического Режима  в современных условиях невозможна (как было отмечено выше: современные  демократии — это представительные  демократии), тем не менее, элементы  прямой демократии имеют место  во всех современных формах  демократии; к ним можно отнести  референдумы, плебисциты, прямые  выборы президента.

    Известны три основных подхода к характеристике демократических политических режимов:  
• по источникам власти (власть народа);  
• по целям (власть в интересах народа);  
• по способам формирования (определенные процедуры формирования правительства).

Признаки и принципы демократии, либерализм

Выделяют следующие четыре основных признака демократии:

  • суверенитет народа (источником власти является народ);
  • выборность основных органов государственной власти;
  • равенство прав (равноправие граждан);
  • принцип большинства (подчинение меньшинства большинству).

 

    Перечисленные признаки являются  общими для всех видов демократий, как для античных, так и для  современных. Однако, современным  демократическим режимам присущи  и такие признаки, которых не  было и не могло быть в  античных демократиях. Речь идет  о принципах либерализма, утвердившихся  в европейских странах в Новое  Время в ходе буржуазных революций  и ставших неотъемлемыми чертами  современных демократических обществ.

 Либерализм как идеология среднего класса — класса зарождавшейся буржуазии, был основан на идее автономности, независимости личности по отношению к государству, невмешательства государства в частную жизнь граждан. Поэтому все, что обеспечивает свободу и независимость личности и есть принципы либерализма.    

 В экономической области  — неприкосновенность частной  собственности, свобода частного  предпринимательства, рынка, конкуренции,  невмешательство государства в  экономическую жизнь.     

В политической области —  гарантированность прав и свобод граждан, последовательное осуществление  принципа разделения властей, политический плюрализм (многопартийность) й признание  легальной оппозиции (возможность  критики правительства), наличие  правового государства и гражданского общества.   

 Именно эти черты  отличают современную демократию (являющуюся одновременно и представительной  демократией, и либерально-политическим  режимом) от древних античных  демократий.   

 В то же время  демократия, в том числе современная,  — это наиболее сложная и  уязвимая форма политического  устройства, допускающая существенные  противоречия и имеющая ряд  слабых сторон. Она целесообразна  в тех странах, где сформировались  демократическая культура, высокий  уровень общей и правовой культуры  граждан, уважение к закону, к  собственности, накоплен опыт  участия народа в управлении  государством. По большей части  именно отсутствием этих необходимых  предпосылок демократии объясняется  то, что в России демократия  часто перерождалась либо в  анархию, либо в олигархию.   

 К противоречиям (слабым  сторонам) современной демократии  обычно относят: принцип большинства  (с точки зрения возможности  неучета или игнорирования мнения  меньшинства), принцип представительства  (в смысле реальной опасности  искажения воли народа) и принцип  свободного мандата депутатов,  означающий независимость депутатов  от своих избирателей, невозможность  их отзыва, что часто ведет  к бесконтрольности деятельности  народных избранников и их  отрыву от интересов народа.

  

 

Заключение.

 

   Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

   За последние 20 лет много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

   Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры. Советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.  

 

     Список литературы.

 

  1. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М.: Приор, 2000
  2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М.:Логос, 2002
  3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политический режим.Типы политических режимов