Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:45, реферат
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии. “Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию.
Введение
Политическое и гражданское общество. Взаимодействие гражданского общества и государства в обществах различного типа
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Политическое и гражданское общество. Взаимодействие гражданского общества и государства в обществах различного типа
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологии.
“Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов”¹.
Гражданское общество и государство
уже как самостоятельные
Политическое и гражданское общество. Взаимодействие гражданского общества и государства в обществах различного типа
Что касается политического
общества, то оно не что иное, как
официальное выражение
Относительно самостоятельной сферой жизни классового общества, наряду с экономической, социальной и духовной, является сфера политическая.
Полнее представить структуру политического общества можно на примере рассмотрения политической системы общества.
Понятие "политическая система
общества" позволяет свести воедино
основные категории и понятия, характеризующие
политическую жизнь общества, представить
политический процесс в определенной
целостности и стабильности. Данное
понятие сосредоточивает
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Глубинным, сущностным слоем
здесь являются отношения по поводу
власти, которые пронизывают
Помимо сугубо властных существует
целая гамма политических отношений,
охватывающих проблемы объединения
граждан в общественно-
Духовно-культурная система
образуется из отношений между людьми,
их объединениями, государством и обществом
в целом по поводу духовно-культурных
благ и соответствующих
Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.
Переход от традиционного, феодального
общества к гражданскому, в основе
своей буржуазному, означал появление
гражданина как самостоятельного социального
и политического субъекта с неотъемлемыми
правами и обязанностями. Развитие
горизонтальных невластных социальных
связей, образующихся автономными ассоциациями
граждан, наталкивалось на противодействие
централизованного государства. Однако
государство было вынуждено не только
считаться с возникающими ассоциациями
граждан, но и встать на путь правового
упорядочения отношений с населением,
существенно перестроить
Не во всех странах конфликт
между гражданским обществом
и государством, который в ряде
случаев выливался в
Переход от абсолютистско-монархического
правления к демократии начинался,
как правило, с подчинения государства
и гражданского общества правовым нормам,
с введения принципа разделения властей,
составляющих единую систему конституционализма.
Конституционализм, как политико-правовой
принцип, имеет различное толкование
в силу, вероятно, его длительной
эволюции. Согласно классическому правовому
определению, конституционализм, как
и парламентаризм, и абсолютизм,
представляет собой конкретную форму
правления. Абсолютизм - форма государства,
в котором вся полнота власти
сосредоточена у монарха. В этом
смысле конституционализм противостоит
абсолютизму как форма
Характер отношений между
народным представительством (парламентом)
и правительством (исполнительной властью)
зависит от доминирования в механизме
власти либо принципа парламентаризма,
либо принципа конституционализма. Парламентаризм
означает зависимость правительства
от решений парламента. Конституционализм
предполагает независимость правительства
от воли парламента. Примером такого распределения
власти может служить система
министерского правления в
По способу возникновения,
определяемому соотношением политических
сил (прогрессивных и
Договорный конституционализм
преобладал в странах классической,
хаотической модернизации, где процессы
формирования гражданского общества и
правового государства шли
Октроированный
Выбор конкретных политических форм перехода от абсолютизма к демократии, во время которого изменялось соотношение государства и гражданского общества, кроме исторических, национальных особенностей был обусловлен борьбой трех политических сил: королевской власти, народного представительства (парламента) и правительственной бюрократии. Зрелость гражданского общества, выражавшаяся в наличии разветвленной партийной системы, способной выражать интересы граждан в парламенте, ограничивала власть монарха. Однако процесс рационализации управленческой деятельности заметно усилил роль бюрократии. Практически к ней переходила вся исполнительная власть, а монарх лишь формально оставался ее вершиной.
Исходя из этого, распределение
полномочий между тремя политическими
силами определял выбор той
Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов.
Большинство стран Западной
Европы пыталось перенести английский
вариант в свои общества. Однако
наличие двух противоборствующих политических
потоков - республиканско-