Политическое развитие СССР в 1965-1985 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:46, доклад

Описание

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек).
Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. Вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль над деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Содержание

Состояние политической системы.
Смена политического курса.
Развитой социализм.
Две тенденции развития.
Конституция СССР 1977 г.
Концепция советского народа.
Диссидентское движение.

Работа состоит из  1 файл

История.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

                 Содержание: 

  1. Состояние политической системы.
  2. Смена политического курса.
  3. Развитой социализм.
  4. Две тенденции развития.
  5. Конституция СССР 1977 г.
  6. Концепция советского народа.
  7. Диссидентское движение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1. Состояние политической системы. 

Политическое  развитие общества характеризовалось  всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации  производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует  и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек).

Основным противоречием  в политической системе являлось расхождение между демократической  формой и бюрократической сущностью советского строя. Вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль над деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет  не контролировал правительство, был  по существу органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом  решения. В местных советах все решал исполнительный комитет. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

К началу 80-х  годов советская тоталитарная система  лишается массовой поддержки общества. Кризисные явления были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы. Между тем кризис в экономике затронул и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х уже непосредственно государственному функционированию в СССР.

СССР недоставало преобразований. Страна пребывала в застое. Как следствие застоя, развивался пессимизм.

Главный лозунг эпохи Л.И. Брежнева - «стабильность», отсутствие резких перемен.

Юрий Андропов как бывший руководитель КГБ считал, что необходимо некоторое обновление официальной идеологии.

Обновить идеологию, отбросить ее «устаревшие» части было не так просто. Средством к этому стала «борьба с взяточничеством». Одновременно началась кампания «укрепления дисциплины», проводились массовые проверки документов у людей, находящихся не на работе в дневное время.

После Андропова, Черненко сделал отчаянную попытку остановить перемены и вернуть эпоху «уверенности в завтрашнем дне». Его пребывание у власти было мучительным для страны, которая испытала разочарование, верно увидев в этом возврат к застою после робких признаков возрождения, показавшегося возможным годом раньше, когда советский кризис достиг своей высшей точки.  

2.Смена политического курса. 

С отставкой  Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых  руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым  дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство  мнений по вопросу о выборе путей  дальнейшего развития общества завершилось  поворотом от реформаторства периода  хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному  курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма".  
 

3. «Развитой социализм». 

Впервые концепция  была обнародована в докладе "Пятьдесят  лет великих побед социализма", с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма.

В официальных  документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего К.У. Черненко. 
 

4. Две тенденции  развития. 

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения. 

5.Конституция  СССР 1977 г. 

К 60-й годовщине  Октябрьской революции концепция  была закреплена в новой Конституции СССР, которая была названа "конституцией развитого социализма". Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л.И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.

В основу новой  Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его  характеристика содержалась в преамбуле  документа. Главным принципом государственной  власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства Советы.

Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и  другие Советы составляли единую систему  органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции,

включение в  состав Союза новых республик,

утверждение государственных  бюджетов, планов социального и экономического развития.

В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Конституция запрещала  частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

Важнейшими задачами союзного государства Конституция  провозгласила укрепление "новой  социальной и интернациональной  общности" – советского народа –  и единого народнохозяйственного комплекса как материальной базы этой общности.

Новая Конституция  СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи, прежде всего, политической системе:

отсутствие гласности  в деятельности как системы в  целом, так и отдельных звеньев в частности;

смешение функций  партии и Советов, подмена Советов  партией;

подмена партийных  организаций партийными комитетами;

подмена выборных органов аппаратом;

бюрократизация  аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций)

Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву  авторитета государства и партии. 

6. Концепция советского  народа. 

Программа КПСС 1961 г. поставила задачу обеспечить в  процессе строительства материально-технической  базы коммунизма ускоренное сближение и слияние советских наций и народностей в новую историческую общность – советский народ.

Фактически свернув  курс на построение коммунизма в ближайшей  перспективе, новое руководство  СССР после 1964 г. сохранило преемственность  национальной политики. ХХIV (1971) и ХХV(1976) съезды КПСС, Конституция СССР 1977 г. закрепили положение о том, что в СССР сформировалась новая историческая общность людей – многонациональный советский народ. По переписи 1979 г единая общность сплотила 123 частные общности, в т.ч. 36 наций, 32 народности, 37 национальных и 18 этнических групп. Основными признаками новой исторической общности были единая территория (СССР), единый язык межнационального общения (русский), единая экономическая основа (единый народнохозяйственный комплекс), общность социалистической по содержанию и национальной по форме культуры и основ характера советских людей, выраженных в их патриотизме и интернационализме.

Признав советский  народ реально сформированной общностью, руководство страны в 1972 г., в канун 50-летия образования СССР, пришло к выводу, что национальный вопрос в стране в том виде, в каком он достался нам от прошлого, решен.

С целью укрепления единой общности поощрялись межнациональные  браки и изучение русского языка. Если по переписи 1959 г. в СССР было 10,3% смешанных в национальном отношении семей, то в 1979 г. – 14,9%. Русский язык в качестве родного языка признали в 1979 г. 13 млн. людей нерусских по национальности.

Дружба и сплоченность народов СССР в единой общности не предотвратили межнациональных конфликтов и национальных волнений. Со второй половины 60-х годов, до начала 80-х их произошло более 20, в каждом из которых принимало участие несколько тысяч человек. 

7. Диссидентское движение. 

Усиление идеологического  нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров.  

Главными формами  деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения  в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции художники, писатели, музыканты обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции. 

Диссидентами  была налажена публикация за рубежом  литературных произведений, запрещенных  в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х  годов диссиденты организовали в  Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления.  
1. Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко) - считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинистских положений. Ставили задачу "очищения социализма".  
2. Либерально-демократическое (А.Д. Сахаров) - проповедовали принцип "конвергенции", сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока. Человечество вступило на такой этап развития, когда на первый план выходят не классовые, национальные и другие групповые интересы, а интересы общечеловеческие.  
3. Национал-патриотическое (А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) - выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу. Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г.

Информация о работе Политическое развитие СССР в 1965-1985 гг