Политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание

Рассмотрение сущности категории политического сознания, реальности его существования в курсе политологии, его структуры, а также особенностей российского массового политического сознания –его недостатков и проблем.

Содержание

Введение.
1. Сущность политического сознания.
2. Функции политического сознания.
3.Политическая идеология: сущность, современные типы.
4.Типы политического сознания.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

к р полит сознан.docx

— 252.27 Кб (Скачать документ)

     Со  временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице.

      Социализм. Источники социализма: идеальное государство Платона, раннехристианские идеи о социальной справедливости, утопические проекты будущего (Томас Мор – Утопия, Томазо Кампанелла – Город солнца). 

    Теоретическое обоснование социализм получил в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса: необходимость социальной революции для коренного переустройства общества; особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии; социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства.      Социализм в XX в. разделился на реформистский и революционный.

      Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

  • учение о прибавочной стоимости,
  • материалистическое понимание истории (исторический материализм)
  • учение о диктатуре пролетариата.
  • Марксизм как политическое течение, утверждает неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

    Марксизм предполагает принятие ряда мер: 
    1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 
    2. Высокий прогрессивный налог. 
    3. Отмена права наследования. 
    4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 
    5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 
    6. Централизация всего транспорта в руках государства. 
    7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 
    8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 
    9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 
    10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.
     
     
     
     

     Если  обратиться к истории, то следует  признать, что ни одно леворадикальное  движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая  способствовала важным переменам в  капиталистическом обществе, не привела  к преодолению его базовых  структур. Вместе с тем, популярность идей лево радикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.

     Правый  радикализм обычно сравнивают с реакционным бунтарством. Он формируется путем эволюции консерватизма вправо из-за неэффективности слишком «умеренных» консервативных интересов. Однако правый радикализм формируется также за счет эволюции социального протеста масс. Поводом к этому служит систематическая практика ущемления интересов различных групп общества, вызывающая в их сознании ощущение несправедливости господствующих порядков и желание их изменить.

     К разновидностям правого радикализма  обычно относят расизм, фашизм, псевдо левый экстремизм.

     Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движенийидеологий, и возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.

     Фашизм, согласно ирландскому толковому  словарю 1926 г. — Государственная идеология, подразумевающая единство партии, народа, вождя и церкви (в Германии церковь была отделена от государства).

     В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.

     В историографии СССР, России и ряда других стран под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм),франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира.  

Основными характеристиками фашизма являются:

  • ультраправая политика антикоммунизм,
  • традиционализм,
  • радикальный национализм,
  • этатизм,
  • корпоративизм,
  • элементы популизма,
  • милитаризм,
  • часто — вождизм,
  • декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.

     Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма, открытый террор против рабочего движения.

     По  мнению И. В. Мазурова, как государственная система правления, фашизм — это не авторитаризм, а тоталитаризм, между которыми имеется существенная разница.

     Часто фактором возникновения и роста  фашистских партий является наличие  в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает также кризис в социальной и политической области.  

     Говоря  о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование  следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых  радикалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Типы политического сознания.

 

  В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

     Индивидуальное  политическое сознание формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

     Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

     Массовое  политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

     Политическое  сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

     Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

     В формировании массового политического  сознания той или иной общности большую  роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

     Действительно, на массовое политическое сознание российского  общества большое влияние оказал социальный опыт предшествующих поколений. Тем не менее для современной России характерен процесс трансформации системы ценностей и политических установок, характеризующийся ломкой старой системы ценностей и установок и выработки новой, что влечет за собой состояние неопределенности и вариативности выбора между различными направлениями трансформации прежней советской системы ценностей. При этом конфликты ценностей наблюдаются не только между различными профессиональными и социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества. Ни одна из этих групп не является однородной в отношении ценностных ориентаций, которые часто выглядят непоследовательными и противоречивыми.

  Особенным для России является завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом. Один из инициаторов перестройки А.Н.Яковлев, характеризуя особенности российского восприятия власти, отмечал широкое распространение духовного рабства, являющегося следствием напряженности условий существования. В результате в обществе складывается авторитарная форма сознания, характеризующаяся склонностью к простым решениям, стремлением переложить ответственность на других, особенно на власть, тягой к легкодоступной вере, а не к знаниям, потребностью подчинения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическое сознание