Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:46, контрольная работа
Рассмотрение сущности категории политического сознания, реальности его существования в курсе политологии, его структуры, а также особенностей российского массового политического сознания –его недостатков и проблем.
Введение.
1. Сущность политического сознания.
2. Функции политического сознания.
3.Политическая идеология: сущность, современные типы.
4.Типы политического сознания.
Заключение.
Список используемой литературы
Со временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице.
Социализм. Источники социализма: идеальное государство Платона, раннехристианские идеи о социальной справедливости, утопические проекты будущего (Томас Мор – Утопия, Томазо Кампанелла – Город солнца).
Теоретическое обоснование социализм получил в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса: необходимость социальной революции для коренного переустройства общества; особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии; социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства. Социализм в XX в. разделился на реформистский и революционный.
Маркси́зм — философское,
Марксизм
предполагает принятие ряда мер:
1. Экспроприация земельной собственности
и обращение земельной ренты на покрытие
государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов
и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства
посредством национального банка с государственным
капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках
государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик,
орудий производства, расчистка под пашню
и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для
всех, учреждение промышленных армий,
в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью,
содействие постепенному устранению различия
между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание
всех детей. Устранение фабричного труда
детей в современной его форме. Соединение
воспитания с материальным производством
и т. д.
Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей лево радикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.
Правый радикализм обычно сравнивают с реакционным бунтарством. Он формируется путем эволюции консерватизма вправо из-за неэффективности слишком «умеренных» консервативных интересов. Однако правый радикализм формируется также за счет эволюции социального протеста масс. Поводом к этому служит систематическая практика ущемления интересов различных групп общества, вызывающая в их сознании ощущение несправедливости господствующих порядков и желание их изменить.
К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдо левый экстремизм.
Фаши́зм (итал. fascismo о
Фашизм, согласно ирландскому толковому словарю 1926 г. — Государственная идеология, подразумевающая единство партии, народа, вождя и церкви (в Германии церковь была отделена от государства).
В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.
В
историографии СССР, России и ряда других
стран под фашизмом понимается также немецкий
национал-социализм (см. нацизм),франкизм,
режим Нового государства
в Португалии,
венгерские, румынские, болгарские варианты
фашизма и их производные, ультраправые политические движения
в странах третьего мира.
Основными характеристиками фашизма являются:
Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма, открытый террор против рабочего движения.
По мнению И. В. Мазурова, как государственная система правления, фашизм — это не авторитаризм, а тоталитаризм, между которыми имеется существенная разница.
Часто
фактором возникновения и роста
фашистских партий является наличие
в стране экономического кризиса в случае, если он вызывает
также кризис в социальной и политической
области.
Говоря
о двух разновидностях радикализма,
следует обратить внимание на существование
следующей закономерности, а именно:
при определенных условиях возможно
смыкание интересов, политических лозунгов
и даже действий правых и левых
радикалов.
В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:
Индивидуальное политическое сознание формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.
Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.
Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.
Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.
Важнейшим
слагаемым политического
В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.
Действительно, на массовое политическое сознание российского общества большое влияние оказал социальный опыт предшествующих поколений. Тем не менее для современной России характерен процесс трансформации системы ценностей и политических установок, характеризующийся ломкой старой системы ценностей и установок и выработки новой, что влечет за собой состояние неопределенности и вариативности выбора между различными направлениями трансформации прежней советской системы ценностей. При этом конфликты ценностей наблюдаются не только между различными профессиональными и социально-демографическими группами, но и внутри основных социальных групп российского общества. Ни одна из этих групп не является однородной в отношении ценностных ориентаций, которые часто выглядят непоследовательными и противоречивыми.
Особенным
для России является завышенные ожидания
по отношению к властным структурам, обусловленные
во многом прошлым опытом. Один из инициаторов
перестройки А.Н.Яковлев, характеризуя
особенности российского восприятия власти,
отмечал широкое распространение духовного
рабства, являющегося следствием напряженности
условий существования. В результате в
обществе складывается авторитарная форма
сознания, характеризующаяся склонностью
к простым решениям, стремлением переложить
ответственность на других, особенно на
власть, тягой к легкодоступной вере, а
не к знаниям, потребностью подчинения.