Политическое участие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:38, реферат

Описание

Актуальность проблемы участия, которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без широкого участия, соответственно, обеспечение шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия, более того, самопроизводство гражданского общества.

Содержание

Введение………………………………………………………...……....……...…3 Понятие политического участия……………………….…………………..…....5

Факторы политического участия..................………………………….…..……..7

Типы политического поведения и участия…...………………....….….….……10

Политический протест как форма политического участия.....…….…………..13

Отчуждение как форма политического участия молодежи…...……………….15

Заключение.............………………………………………………………………19

Список литературы............……………………………….………........................21

Работа состоит из  1 файл

политология реферат мой.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

  Политический протест как форма политического участия  

     Особое  значение для государства имеют  протестные формы политического  участия населения. Политический протест  представляет собой разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его. 

     К наиболее распространенным источникам политического протеста, как правило, относятся: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения. 

     Однако  политический протест возникает  не только там, где имеют место неэффективные действия государства, как такового, но и там, где наличествует тот человеческий «материал», который способен к спонтанным или осознанным оппонирующим власти действиям. Не секрет, что, к примеру, российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием даже к невыносимым политическим и социально-экономическим условиям (длительным невыплатам заработной платы, подавлениям демократических свобод и т.д.). В то же время в других странах граждане более активно и целенаправленно пытаются корректировать неудовлетворяющие их аспекты государственной политики. 

     В государствах любого типа политический протест протекает в конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и т.д.). В этом смысле основная опасность протеста состоит в том, что он способен к нарастанию интенсивности и переходу к неконвенциональным, неконституционным (особенно революционным) формам, связанным с прямым применением силы населением (или его отдельными группами). Для того чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает «теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем. 

     Крайней формой неконвенционального политического  протеста является политический терроризм, цель которого — физическое уничтожение политических деятелей, проведение силовых символических акций возмездия режиму, постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране. В современной политической истории известны многочисленные факты убийств президентов, депутатов парламента и кандидатов в представительные органы, представителей различных органов власти, повлекшие массовые жертвы захваты заложников и взрывы в общественных местах. 

     Помимо  террористических организаций (типа палестинской организации, У. Бен Ладена, итальянских  «Красных бригад», организации басков в Испании, ряда формирований чеченских  боевиков и др.) такого рода действия систематически практиковали, особенно в годы «холодной войны», и спецслужбы отдельных стран, организуя покушения на глав государств или отдельных недружественных политиков. В настоящее время на международной арене существуют даже отдельные политические режимы (Ливия, Ирак, Иран и др.), которые в определенные периоды своей истории открыто поддерживали (поддерживают) террористические приемы в политических отношениях с другими странами. Борьба с международным и внутренним терроризмом требует громадных ресурсов, отлаженной законодательной базы, решимости властей и скоординированности действий силовых структур.

     Однако  какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним  из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Отчуждение  как форма политического  участия молодежи 

     В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлечённость его представителей в политику. Теоретики и практики достаточно хорошо проанализировали причины данного явления, систематизировали формы политического участия граждан, дали им исчерпывающую характеристику.

     Тем не менее, хотелось бы ещё раз обратиться к проблеме политического отчуждения, которое, являясь крайней формой политического участия, выступает одним из факторов нестабильности социосферы в целом.

     Наиболее  видным представителем социально-философской  и политической мысли, достаточно подробно изучившим феномен отчуждения, считается Карл Маркс. Фундаментальной основой построенной им "теории отчуждения" являются философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, во многом определившего стиль и метод научного мышления К. Маркса. Не менее значимыми для К. Маркса стали научные взгляды М. Гесса, который впервые соотнёс отчуждение с различными социальными явлениями, считая, что над человеком в отчуждённой форме в религии господствует бог, в экономике деньги, а в политике государственная власть.

     Однако, К. Маркс формировал свою теорию отчуждения применительно к сфере производства, опираясь, прежде всего, на экономические категории. Дальнейшее изучение проблемы отчуждения Э. Фроммом, Г. Маркузе, Э. Дюркгеймом и др. вывело её за пределы первоначального экономического смысла, вложенного К. Марксом. Отчуждение было обнаружено и исследовано в области политики, культуры, образования, религии, искусства, отдыха, потребления, семьи и др. сферах.

     В настоящее время в энциклопедических  и словарных изданиях отчуждение характеризуется, во-первых, как процесс  и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и особенностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; во-вторых, превращение явлений и отношений между людьми в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их жизненной реальности. Наиболее значимое и актуальное для современных общественных процессов является политическое отчуждение.

     Политическое  отчуждение, согласно одному из определений, это состояние, при котором политические идеи, отношения и организации, превращаются в нечто, независимое от личности, а иногда и противостоящее ей.9

     Существует  мнение, что для российской действительности в политической сфере жизнедеятельности  общества характерно усиление взаимного  отчуждения власти и населения, в особенности 1/5 его части, которая с начала XX века определяется как молодое поколение, молодёжь.

     Свойства  отдельного индивида, применительно  к политической сфере жизни общества складывается из элементов индивидуального  политического сознания, а также, личностных установок, потребностей и интересов, определяющих, в совокупности с политическим сознанием, элементы политического поведения личности, в том числе и политическое отчуждение.

     Есть  мнение, что современное общество, с его насыщенностью информационными технологиями и развитыми коммуникационными сетями способно с помощью СМИ, воздействовать на сознание молодого человека и развивать у него определённые потребности и интересы, поскольку именно в юном возрасте индивид проходит через процесс социализации, в том числе и политической, формируя свои социально – психологические особенности, закладывая будущую специфику социального статуса и социокультуры поведения. Таким образом, общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию в молодёжной среде феномена "политическое отчуждение".

     Достаточно  часто можно слышать о прагматичности молодёжи; её меркантильности; отсутствии высоких идеалов; ориентации, на получение  прибыли; отчуждении от общественно – политической жизни; неспособности принести определённую пользу обществу. Однако, само общество ставит молодого человека в такие условия, при которых уровень его притязаний молодёжи сводится к формуле " не до жиру – быть бы живу". Данные одного из социологических исследований, проведённого сотрудниками РАГС при президенте РФ свидетельствуют о том, что доля молодых людей, имеющих хорошее материальное положение постепенно снижается, то есть для российской молодёжи всё более актуальной становится проблема выживания. 

     Следует отметить, что представители практически  всех категорий ранжировали свои потребности следующим образом: 1. – приобретение продуктов питания, 2. – покупка одежды, 3. – улучшение  жилищных условий. Таким образом, интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Это является другой, не менее значимой предпосылкой формирования политического отчуждения молодого поколения.

     Степень политической образованности и уровень политической культуры человека определяются его индивидуальными свойствами, а также политической активностью. Политическая активность проявляется, прежде всего, там, где человек не удовлетворён фактическим состоянием дел, проблемами и решениями, так или иначе затрагивающими его интересы. В последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и жизненных ориентиров молодёжи с политикой.

     Перефразируя  мнение Г. Маркузе, можно сказать, что  в отчуждении, в том числе и политическом, молодёжь находит пути своего развития и удовлетворения собственных потребностей. Поэтому молодёжь, несмотря на то, что является одной из самых активных категорий общества, не всегда находит поддержку со стороны властной элиты, а потому не может максимально использовать данное качество как в целях повышения степени политической образованности, так и уровня политической культуры, что, в свою очередь, опять-таки, служит причиной дальнейшего политического отчуждения молодого поколения.

     Дело  в том, что для российского общества исторически присуще два типа политической культуры: официальная, государственная и неофициальная, народная. Они наличествуют в российском обществе и в настоящее время. Это проявляется во всём – в ценностных ориентациях, образовании, поведении и служит причиной непонимания курса политической власти, усиления разногласий между представителями двух типов политических культур. Поэтому значимость политической образованности, а вместе с этим и повышение политического участия, которое на сегодня актуально как никогда.

     Характер  политической власти. Для России исторически характерна сильная власть, связанная с сильной личностью и усиленной ролью государства в общественных процессах. Демократические преобразования сместили акценты, во властных отношениях, а следовательно, и суть отношений государства и граждан. Фактически же взаимодействия между властью и народом, в том числе и с молодым поколением не изменились и характеризуются ещё большей отчуждённостью. Многие демократические ориентированные обещания не были выполнены, большинство принятых решений так и остались на бумаге. Кроме того, значительная часть населения не до конца понимает суть осуществляемых преобразований, поэтому уверена, что органы власти ни в коей мере не пекутся о её интересах.

     Исследования  последних лет свидетельствуют  о том, что молодёжь, всё сильнее  отчуждаясь от радикализма и либерализма  реформационных изменений и оставаясь, тем не менее поборницей демократических  преобразований, является, как ни странно, сторонницей сильной власти и сильного государства, готова пойти за сильным лидером, способным взять на себя ответственность, поскольку устала от бездействия властных структур и пустых обещаний.

     Известно, что политика, обладая широкими властными  полномочиями и выступая субъектом социального творчества, имеет определённые возможности, обусловливающие специфику её воздействия на социальную и духовную сферу жизнедеятельности общества. Поэтому, молодое поколение, отчуждаясь от политики, снижая степень активности в политической деятельности, перестаёт выполнять свои основные социальные функции – быть связующим звеном поколений и способствовать дальнейшему цивилизованному развитию общества. По сути, молодёжь перестаёт быть социально активной.

     Одним из путей решения взаимного отчуждения власти и молодёжи может и должно стать, с одной стороны, осознание молодым поколением собственной значимости в общественно – политических процессах, понимание того, что удовлетворение его собственных потребностей и интересов во многом зависит от него самого; а с другой - проведение целенаправленной государственной молодёжной политики, призванной активизировать деятельность молодого поколения по всем направлениям жизнедеятельности общества.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическое участие