Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 14:38, реферат
Актуальность проблемы участия, которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без широкого участия, соответственно, обеспечение шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия, более того, самопроизводство гражданского общества.
Введение………………………………………………………...……....……...…3 Понятие политического участия……………………….…………………..…....5
Факторы политического участия..................………………………….…..……..7
Типы политического поведения и участия…...………………....….….….……10
Политический протест как форма политического участия.....…….…………..13
Отчуждение как форма политического участия молодежи…...……………….15
Заключение.............………………………………………………………………19
Список литературы............……………………………….………........................21
Политический протест
как форма политического
участия
Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия населения. Политический протест представляет собой разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его.
К наиболее распространенным источникам политического протеста, как правило, относятся: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения.
Однако политический протест возникает не только там, где имеют место неэффективные действия государства, как такового, но и там, где наличествует тот человеческий «материал», который способен к спонтанным или осознанным оппонирующим власти действиям. Не секрет, что, к примеру, российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием даже к невыносимым политическим и социально-экономическим условиям (длительным невыплатам заработной платы, подавлениям демократических свобод и т.д.). В то же время в других странах граждане более активно и целенаправленно пытаются корректировать неудовлетворяющие их аспекты государственной политики.
В
государствах любого типа политический
протест протекает в
Крайней
формой неконвенционального
Помимо террористических организаций (типа палестинской организации, У. Бен Ладена, итальянских «Красных бригад», организации басков в Испании, ряда формирований чеченских боевиков и др.) такого рода действия систематически практиковали, особенно в годы «холодной войны», и спецслужбы отдельных стран, организуя покушения на глав государств или отдельных недружественных политиков. В настоящее время на международной арене существуют даже отдельные политические режимы (Ливия, Ирак, Иран и др.), которые в определенные периоды своей истории открыто поддерживали (поддерживают) террористические приемы в политических отношениях с другими странами. Борьба с международным и внутренним терроризмом требует громадных ресурсов, отлаженной законодательной базы, решимости властей и скоординированности действий силовых структур.
Однако
какими бы целями ни оправдывался политический
терроризм, он был и остается одним
из тяжелейших политических преступлений.
Поэтому проблема борьбы с терроризмом
международным сообществом признается
одной из приоритетных.
Отчуждение
как форма политического
участия молодежи
В
каждом государственно организованном
обществе складывается та или иная
вовлечённость его
Тем не менее, хотелось бы ещё раз обратиться к проблеме политического отчуждения, которое, являясь крайней формой политического участия, выступает одним из факторов нестабильности социосферы в целом.
Наиболее видным представителем социально-философской и политической мысли, достаточно подробно изучившим феномен отчуждения, считается Карл Маркс. Фундаментальной основой построенной им "теории отчуждения" являются философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, во многом определившего стиль и метод научного мышления К. Маркса. Не менее значимыми для К. Маркса стали научные взгляды М. Гесса, который впервые соотнёс отчуждение с различными социальными явлениями, считая, что над человеком в отчуждённой форме в религии господствует бог, в экономике деньги, а в политике государственная власть.
Однако, К. Маркс формировал свою теорию отчуждения применительно к сфере производства, опираясь, прежде всего, на экономические категории. Дальнейшее изучение проблемы отчуждения Э. Фроммом, Г. Маркузе, Э. Дюркгеймом и др. вывело её за пределы первоначального экономического смысла, вложенного К. Марксом. Отчуждение было обнаружено и исследовано в области политики, культуры, образования, религии, искусства, отдыха, потребления, семьи и др. сферах.
В
настоящее время в
Политическое отчуждение, согласно одному из определений, это состояние, при котором политические идеи, отношения и организации, превращаются в нечто, независимое от личности, а иногда и противостоящее ей.9
Существует мнение, что для российской действительности в политической сфере жизнедеятельности общества характерно усиление взаимного отчуждения власти и населения, в особенности 1/5 его части, которая с начала XX века определяется как молодое поколение, молодёжь.
Свойства отдельного индивида, применительно к политической сфере жизни общества складывается из элементов индивидуального политического сознания, а также, личностных установок, потребностей и интересов, определяющих, в совокупности с политическим сознанием, элементы политического поведения личности, в том числе и политическое отчуждение.
Есть мнение, что современное общество, с его насыщенностью информационными технологиями и развитыми коммуникационными сетями способно с помощью СМИ, воздействовать на сознание молодого человека и развивать у него определённые потребности и интересы, поскольку именно в юном возрасте индивид проходит через процесс социализации, в том числе и политической, формируя свои социально – психологические особенности, закладывая будущую специфику социального статуса и социокультуры поведения. Таким образом, общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию в молодёжной среде феномена "политическое отчуждение".
Достаточно
часто можно слышать о
Следует отметить, что представители практически всех категорий ранжировали свои потребности следующим образом: 1. – приобретение продуктов питания, 2. – покупка одежды, 3. – улучшение жилищных условий. Таким образом, интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Это является другой, не менее значимой предпосылкой формирования политического отчуждения молодого поколения.
Степень политической образованности и уровень политической культуры человека определяются его индивидуальными свойствами, а также политической активностью. Политическая активность проявляется, прежде всего, там, где человек не удовлетворён фактическим состоянием дел, проблемами и решениями, так или иначе затрагивающими его интересы. В последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и жизненных ориентиров молодёжи с политикой.
Перефразируя мнение Г. Маркузе, можно сказать, что в отчуждении, в том числе и политическом, молодёжь находит пути своего развития и удовлетворения собственных потребностей. Поэтому молодёжь, несмотря на то, что является одной из самых активных категорий общества, не всегда находит поддержку со стороны властной элиты, а потому не может максимально использовать данное качество как в целях повышения степени политической образованности, так и уровня политической культуры, что, в свою очередь, опять-таки, служит причиной дальнейшего политического отчуждения молодого поколения.
Дело в том, что для российского общества исторически присуще два типа политической культуры: официальная, государственная и неофициальная, народная. Они наличествуют в российском обществе и в настоящее время. Это проявляется во всём – в ценностных ориентациях, образовании, поведении и служит причиной непонимания курса политической власти, усиления разногласий между представителями двух типов политических культур. Поэтому значимость политической образованности, а вместе с этим и повышение политического участия, которое на сегодня актуально как никогда.
Характер политической власти. Для России исторически характерна сильная власть, связанная с сильной личностью и усиленной ролью государства в общественных процессах. Демократические преобразования сместили акценты, во властных отношениях, а следовательно, и суть отношений государства и граждан. Фактически же взаимодействия между властью и народом, в том числе и с молодым поколением не изменились и характеризуются ещё большей отчуждённостью. Многие демократические ориентированные обещания не были выполнены, большинство принятых решений так и остались на бумаге. Кроме того, значительная часть населения не до конца понимает суть осуществляемых преобразований, поэтому уверена, что органы власти ни в коей мере не пекутся о её интересах.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что молодёжь, всё сильнее отчуждаясь от радикализма и либерализма реформационных изменений и оставаясь, тем не менее поборницей демократических преобразований, является, как ни странно, сторонницей сильной власти и сильного государства, готова пойти за сильным лидером, способным взять на себя ответственность, поскольку устала от бездействия властных структур и пустых обещаний.
Известно, что политика, обладая широкими властными полномочиями и выступая субъектом социального творчества, имеет определённые возможности, обусловливающие специфику её воздействия на социальную и духовную сферу жизнедеятельности общества. Поэтому, молодое поколение, отчуждаясь от политики, снижая степень активности в политической деятельности, перестаёт выполнять свои основные социальные функции – быть связующим звеном поколений и способствовать дальнейшему цивилизованному развитию общества. По сути, молодёжь перестаёт быть социально активной.
Одним
из путей решения взаимного отчуждения
власти и молодёжи может и должно стать,
с одной стороны, осознание молодым поколением
собственной значимости в общественно
– политических процессах, понимание
того, что удовлетворение его собственных
потребностей и интересов во многом зависит
от него самого; а с другой - проведение
целенаправленной государственной молодёжной
политики, призванной активизировать
деятельность молодого поколения по всем
направлениям жизнедеятельности общества.5