Политика и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:44, контрольная работа

Описание

Невозможно представить современный мир без СМИ. Они стали неотъемлемой частью истории и проникли практически во все сферы жизни, а в особенности – в политику. СМИ выполняют множество функций, имеющих социальное, политическое, экономическое, духовно-идеологическое значение, а также влияют почти на все институты общества.

Содержание

I. Реферат по теме «Политика и средства массовой информации»…………..
Введение………………………………………………………………………………….
Функции СМИ……………………………………………………………………………
Методы контроля……………………………………………………………………….
Независимость СМИ в современной России……………………………………
Заключение……………………………………………………………………………….
II. Понятия…………………………………………………………………………………….
III. Контрольные вопросы…………………………………………………………………
IV. Тест «Политическая культура» (№15)………………….…………………………..
Литература…………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Политология. Контрольная работа.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа по курсу «Политология»
Тема: «Политика и СМИ»

Преподаватель:

Буренко В.И.

Работу выполнила
студентка 2 курса,
ф-та Рекламы,
гр. 201_313

Макарова М.А.


Содержание

Содержание…………………………………………………………………………………..

2

I. Реферат по теме «Политика и средства массовой информации»…………..

3

Введение………………………………………………………………………………….

3

Функции СМИ……………………………………………………………………………

3

Методы контроля……………………………………………………………………….

6

Независимость СМИ в современной России……………………………………

9

Заключение……………………………………………………………………………….

11

II. Понятия…………………………………………………………………………………….

12

III. Контрольные вопросы…………………………………………………………………

15

IV. Тест «Политическая культура» (№15)………………….…………………………..

22

Литература…………………………………………………………………………………….

25

 

 


I. Реферат по теме «Политика и средства массовой информации»

Введение

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них

Конституция РФ, ст.29 пп.1, 3

Невозможно представить современный мир без СМИ. Они стали неотъемлемой частью истории и проникли практически во все сферы жизни, а в особенности – в политику. СМИ выполняют множество функций, имеющих социальное, политическое, экономическое, духовно-идеологическое значение, а также влияют почти на все институты общества.

Однако, являясь одним из важнейших инструментов политического процесса, СМИ могут использоваться как на благо общества, так и наоборот, так как их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Сами по себе СМИ нельзя расценивать как исключительно отрицательное или исключительно положительное явление.

В этой связи также необходимо рассмотреть способы и методы воздействия и контроля над СМИ, что особенно актуально для России. В стране, где на протяжении многих лет СМИ испытывали на себе колоссальное политическое и идеологическое давление и просто не привыкли быть свободными, независимость СМИ, гласность и свобода слова, предусмотренная Конституцией РФ, превращаются, пожалуй, в самый значимый социально-политический вопрос.

Функции СМИ

СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное в их сообщениях – идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой.

С.Г. Кара-Мурза

Как один из важнейших социальных институтов, СМИ обладают множеством функций различной направленности, которые, как правило, классифицируются по сферам жизни: выделяют социальные, экономические духовно-идеологические, и политические функции. В трактовке отдельных авторов, среди которых Е.П. Прохоров, В.В. Ворошилов, С.И. Хмара, перечень и содержание функций отчасти совпадает, отчасти нет.

Г.Д. Лассуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ:

1)      Наблюдение за миром (сбор и распространение информации);

2)      Редактирование (отбор и комментирование информации);

3)      Формирование общественного мнения;

4)      Распространение культуры.

Другими словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации.

В рамках данной работы наиболее важными для рассмотрения представляются функции СМИ, затрагивающие политическую сферу.

Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

СМИ, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации, тем самым исполняя образовательную функцию. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Функцию критики в политической системе осуществляют не только СМИ, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

Помимо критики недостатков в политике и обществе, СМИ выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют инновационную функцию СМИ, проявляющуюся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.

Роль СМИ огромна в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляется через и с помощью СМИ. Массовая культура в различных её вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ.

Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Следовательно, можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического влияния.

Совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения, но они не штампуют его. Общественность не является однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами. Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Хотя сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ.

Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование, как правило, основано на лжи и обмане. Причем это не "ложь во спасение", а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников. Очевидно, что СМИ являются основным инструментом политического манипулирования, поскольку обладают богатыми и фактически неограниченными ресурсными возможностями воздействия на массовое сознание.

Методы контроля

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Конституция РФ, ст.29 п.5

СМИ управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных - государственные службы, в общественно-правовых - общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Демократический контроль со стороны общества за СМИ, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

В современном мире с развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и "потребительство в мире бедности" и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Закон РФ «О средствах массовой информации»
Статья 3. Недопустимость цензуры.

В период перестройки, начавшийся с 1986 года и закончившийся распадом СССР в 1991 году, цензура постепенно ослаблялась, сойдя к 1991 году почти на нет. Ослабление цензуры выразилось в декларировании руководством СССР с 25 февраля 1986 года политики «гласности». В докладе XXVII съезду КПСС М. С. Горбачёв сказал:

Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении.

Цензура в России запрещена Конституцией. Тем не менее, согласно докладу организации Freedom House за 2011 год по индексу свободы прессы Россия занимает 173 место в списке 196 стран, находясь на одной строчке с таким странами как Конго, Гамбия и Зимбабве. За пять лет с 2006 по 2011 год согласно тому же докладу ситуация в России значительно ухудшилась.

Информация о работе Политика и СМИ