Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:17, реферат

Описание

Первые определения политики появились в Древней Греции. Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество определений политики.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

Политика  как общественное явление

Первые  определения политики появились  в Древней Греции. Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в дальнейших дискуссиях. Существует множество определений политики.

1. Определенный  общественный процесс, взаимоотношения между группами, сообществами и обществами, а также внутри этих объединений людей по поводу различных проблем и прежде всего по поводу власти.

2. Определенный  набор согласованных и взаимно  приемлемых процедур выработки  решений, обязательных для групп и сообществ внутри страны и между государствами на международной арене.

3. Процесс  урегулирования конфликтных ситуаций.

4. Метод  достижения решений определенного  типа – в интересах всего  общества, а не его отдельных  групп; в принятии решений по тем или иным проблемам общественной жизни принимают участие и многие социальные институты, находящиеся вне сферы политики: рынок, судебная система и т.д.

5. Обнародование  программы действий в той или  иной сфере жизни; для их  реализации необходимо, чтобы намеченные цели пользовались общественной поддержкой.

Итак, в  общем виде политика – процесс  разрешения тех или иных конфликтов в группах, сообществах и обществе в целом, основанный на использовании  приемлемых для всех процедур для  данного общества решений.  

Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

Взаимодействие  экономики и политики. В формировании политической власти значительная роль принадлежит экономике. Многие полагают, что слабо развитая экономика  неизбежно предполагает централизацию власти, усиливает авторитарные тенденции. В то же время экономический рост в обществе, повышение подушного дохода способствует установлению плюралистической демократии. При этом не стоит утверждать, что прежде всего экономика определяет политическую область жизни. Политика также не может рассматриваться как основной определяющий фактор экономики. В целом экономика, предопределяя материальные основания жизнедеятельности людей, обусловливает тем самым и характер социальной дифференциации общества. Та или иная форма реакции государства на социальные запросы групп заставляет политику действовать в направлении принятия определенных решений.

Развитие  производства распределения в любом  обществе порождает проблемы, часть  которых является политическими, т.е. не может быть решена без использования специальных политических институтов и процедур.

Источником  таких проблем являются прежде всего  переходы от одного типа производства к другому. Они влекут за собой  изменения отношений общества с  природой, производственных отношений и систем распределения благ, обусловливают крупные социальные сдвиги. Политика имеет значительные возможности влиять на развитие производства – распределения посредством решения порождаемых им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства – распределения. Не соответствующие им политические решения могут надолго деформировать развитие производства.

Взаимосвязь политики и морали. Нравственные отношения  характеризуют в основном взаимосвязи  между отдельными личностями, выражаются в требованиях к индивиду со стороны  отдельных групп, общества в целом, согласовании личного интереса с  общественным, утверждения социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но более прямо выражают групповые интересы.

Один  из источников противоречий политики и морали состоит в том, что  политика предполагает возможность использования силы, принуждения. Нет универсальной модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики. В них проявляются и существуют две тенденции – стремление все урегулировать и невозможность добиться этого. Один тип политической и нравственной воли сталкивается с другими типами. Поэтому в масштабах общества и политические, и нравственные отношения внутренне противоречивы.

Идеология и политика. Наиболее активно в  любом обществе взаимодействуют идеология и политика, т.к. идеология есть совокупность различных взглядов, составляющих общественное сознание. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого общества – плюрализм. Поэтому идеологию любого общества нельзя охарактеризовать однозначно. Важной ее частью являются политические идеи и концепции, а также сама политология. Все это называют политической идеологией, а содержащую ее часть сознания – политическим сознанием.

Политика  и право. Правовая, юридическая сфера  закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господства тех или иных сил. Право является той системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. В конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона.

2. предмет. Методы  и функции политологии

Функции.

1Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

2Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

3Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

4Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

5Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

6Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

7Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Методы  политологии.

1. Диалектический - учение о развитии. Раскрывает  взаимосвязи меж-ду политикой  общества, между обществом и культурой, обществом и человеком, обществом и нравственностью. Это универсальный метод.

2. Социологический  - накопление и систематизация  материала, анке-тирование.

3. Коммуникативный  - изучает элементы политического  процесса во взаимодействии и развитии.

4. Сравнительный.  Чей-то опыт нельзя копировать, а сравнить можно.

5. Системный.  Элементы политической системы  сливаются в единый процесс.

П. Как  понятие образуется из двух греческих  слов: politia - город, logos - наука, учение. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.

Объект  политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование. Общественная жизнь включает экономику, поли-тику. Культуру, религию и др.

Предметом также является изучение законности развития политиче-ских процессов.

Наряду  с изучением политики, которая  является основной сферой дея-тельности, занимается изучением коллективного  сознания, теории поли-тической идеологии, полоитической психологии.

Элементы  политики:

1. Теория политики - философское обоснование политики.

2. Теория  политических институтов и систем: государство, партии, политические  режимы, общественные организации.

3. Теория  международных отношений: ведение  войн, проблемы на-циональной и  мировой политики, решение проблем мира и войны.

4. Теория  социальных компонентов власти  и управление в обществе: правительства,  правящих элементов, лидерства.

5. Политическая  идеология и теория политических  учений.

3. политическая мысль Античности

Античная  политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.

Предпосылки и социально-политическая обстановка:

Политическая  мысль античной Греции и Рима развивалась  в принципиально иных условиях, чем  на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими  им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:

1. Общественное  разделение труда дало возможность  определенному слою людей, освободив  их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным  трудом, созданием теорий общественного устройства.

2. Активное  развитие политических теорий  было востребовано самим способом  организации общественной жизни.  Такой уникальной формой выступал  полис - город-государство с немногочисленным  населением и прилегающей к  городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Суть их в следующем:

1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

2. Подлинная  добродетель - истинное знание - возможна  только при идеальном государстве.  Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

3. Платон  первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

4. Философ  утверждал, что идеальное общество  состоит из трех сословий:

- правителей-философов, 

- воинов-стражей, 

- ремесленников. 

Иерархия  сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.

Аристотель. Ученик Платона. Его учение было более  реалистичным, поскольку он обобщил  опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в  работе "Политика":

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2. В  его представлении город-государство  - это высшая форма общения  людей, отражение сущности человека как "политического животного".

3. Главная  цель государства - достижение "лучшей  жизни". Общего блага для всех  граждан. Государство является  воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной  собственности, семье.

4. политические учения  Средневековья и  Возрождения

Основные  политические идеи средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

В средние  века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное  мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить людей.

В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной  властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма (источник всего сущего - Бог), креационизма (Бог из ничего сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (Бог - управленец всех мировых событий)

Информация о работе Политика как общественное явление