Политика Нидерландов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:21, доклад

Описание

Государственный строй. Нидерланды - конституционная монархия. Главой государства является королева Беатрикс (династия Оранских - Нассау), вступившая на престол 30 апреля 1980. Хотя власть монарха ограничена и он должен совещаться с правительством, все же его мнение играет решающую роль при назначении премьер-министра. Все политические акты совершаются от имени королевы. Исполнительная власть осуществляется королевой и правительством. В состав последнего входят министры, представляющие политические партии правящей коалиции. Обычно каждый министр получает свой портфель (в Нидерландах функционируют 14 министерств) или отдел правительства, который находится в его ведении. Министры не должны быть членами парламента, называемого Генеральными Штатами.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.60 Кб (Скачать документ)

Королевство Нидерландов  включает основную территорию в Европе, Нидерландские Антильские о-ва и  о.Аруба в Вест-Индии. С 1954 заморские территории пользуются правами самоуправления, но признают власть нидерландского монарха, в ведение которого входят вопросы обороны и международные отношения. Как на Арубе, так и на Нидерландских Антильских о-вах представителем короля является губернатор.

 Государственный строй.  Нидерланды - конституционная монархия. Главой государства является  королева Беатрикс (династия Оранских - Нассау), вступившая на престол 30 апреля 1980. Хотя власть монарха ограничена и он должен совещаться с правительством, все же его мнение играет решающую роль при назначении премьер-министра. Все политические акты совершаются от имени королевы. Исполнительная власть осуществляется королевой и правительством. В состав последнего входят министры, представляющие политические партии правящей коалиции. Обычно каждый министр получает свой портфель (в Нидерландах функционируют 14 министерств) или отдел правительства, который находится в его ведении. Министры не должны быть членами парламента, называемого Генеральными Штатами.

 Высшим совещательным  органом страны, на рассмотрение  которого предлагаются законопроекты,  является Государственный совет.  Председателем Совета является  глава государства. В состав  Совета входят также заместитель  председателя и 28 членов, назначаемых  пожизненно.

 Контроль за правильностью поступлений и расходов государственных средств осуществляет Счетная палата.

 Законодательная власть  осуществляется монархом и Генеральными  Штатами. Генеральные Штаты состоят  из двух палат. Первая включает 75 членов, избираемых на шестилетний  срок штатами провинций; через  каждые три года половина ее  состава переизбирается. Во вторую  палату входят 150 человек, избираемых  прямым голосованием сроком на  четыре года. Половина членов  палаты избирается по партийным  спискам по принципу пропорционального  представительства, другая половина - по региональным округам. Вторая  палата может вносить поправки  в конституцию и утверждать  законы. Обе палаты могут вести  рассмотрение каких-либо вопросов  независимо от правительства,  а также обладают правом делать  запросы министрам по поводу  текущей и перспективной политики. В Нидерландах избирательным  правом наделены все граждане  старше 18 лет.

 Государственные служащие (529 тыс. в 1995) должны быть политически  нейтральны и обладать высоким  профессиональным уровнем. При  изменениях в составе правительства  даже высшие административные  чины остаются на своих местах.

 Местное управление. Основные  единицы местной администрации  - муниципалитеты, которых насчитывается  647. Каждый из них управляется  выборным муниципальным советом,  исполкомом муниципального совета  и бургомистром. Бургомистр назначается  на шестилетний срок правительством. Возможности муниципального управления  ограничены объемом финансирования.

 Нидерланды разделены  на 12 провинций. Каждая управляется  Провинциальными штатами, избираемыми  на четыре года. Исполнительная  власть осуществляется четырьмя  избранными представителями Провинциальных  штатов и королевским комиссаром, который назначается правительством страны. Провинциальная власть имеет право надзора, однако обладает меньшей политической силой, чем муниципалитеты.

 Политические партии. В Нидерландах насчитывается  большое число политических партий, что отражает длительную историю  политических и религиозных конфликтов. Среди депутатов парламента в  1998 были представители 9 партий. Тем  не менее традиционно наибольшее влияние имеют пять партий, три из них в 1977 объединились и составляют единый блок.

 Большинство мест во  Второй палате после парламентских  выборов в мае 1998 получила Партия  труда (ПТ) - умеренно социалистическое движение, призывающее к постепенному прогрессу и конституционным методам политической борьбы. Эта партия отстаивает государственное планирование экономики, национализацию некоторых базовых отраслей промышленности с выплатой компенсаций и расширение социальных программ. Партия труда получает широкую поддержку со стороны как католиков, так и протестантов, за ее кандидатов голосуют рабочие, фермеры, рыбаки, торговцы и интеллигенция.

 Народная партия за  свободу и демократию (НПСД), созданная  в 1948, заняла второе место в  парламенте. Консервативная программа  НПСД придает большое значение  частной инициативе, свободному  предпринимательству, соблюдению  закона и порядка, а также  требует снижения затрат на  оборону и проведения социальных  реформ. НПСД отражает интересы  средних и высших слоев городского  населения.

 Третье место занял  крупный блок Христианско-демократического  призыва (ХДП). Он возник в 1977 на базе объединения двух протестантских  партий - Антиреволюционной и Христианско-исторического  союза - с Католической народной  партией. Католическая народная  партия лидировала в Нидерландах  с конца Второй мировой войны до 1971; ее поддерживали мелкие и средние предприниматели и фермеры преимущественно в католических провинциях Северный Брабант и Лимбург. С присоединением обеих протестантских партий блок ХДП заручился поддержкой протестантских избирателей из среднего и высшего классов. ХДП сложился как широкий центристский альянс, отстаивающий умеренные социальные реформы с опорой на свободное предпринимательство, частную собственность и традиционные моральные ценности. Разногласия с Партией труда в основном касаются масштабов государственного планирования и контроля в экономике.

 Наиболее важной из  малых партий является созданная  в 1966 партия "Демократы-66". Она  выдвигает требования отмены  пропорционального представительства,  непосредственного избрания премьер-министра, перегруппировки партий по социально-экономическому, а не религиозному принципу  и установления более тесных  связей со странами Восточной  Европы. Эти требования встречают  одобрение в основном среди  представителей интеллигенции и  городской молодежи, многие из  которых поддерживают также партию  зеленых, выступающую за оздоровление  окружающей среды (т.н. партия "Зеленые левые").

 В основе политической  системы Нидерландов лежит взаимодействие  между правительством и Генеральными  Штатами. Министры предпочитают  идти на действенные политические  компромиссы, иногда вопреки интересам  своих партий. В то же время  депутаты Генеральных Штатов  стремятся соблюдать свои партийные  принципы. Такие различия мотиваций  нередко вызывают конфликты между  ветвями власти. Достижение согласия  осложняется из-за нарушений партийной  дисциплины. Любой депутат Генеральных  Штатов может проголосовать вопреки  мнению партии, не опасаясь каких-либо санкций. Иногда такие депутаты создают новые политические партии.

 Правовая система и  судопроизводство. Нидерландская правовая  система представляет собой сочетание  положений Римского права и  кодекса Наполеона. Особое внимание  уделяется правам граждан. Судьи  назначаются монархом пожизненно, но по достижении 70 лет должны  оставлять свой пост. В Нидерландах  действуют Верховный суд, 5 апелляционных  судов, 19 окружных судов и 62 кантональных. В стране отсутствует система  правосудия с участием присяжных  заседателей. Судебные разбирательства  обычно ведутся одним судьей  или коллегией из трех судей.

 Внешняя политика. В  период между мировыми войнами  Нидерланды принимали активное  участие в работе Лиги наций.  В 1945 они стали одной из стран-учредителей  ООН. После Второй мировой войны Нидерланды прочно примкнули к альянсу стран Запада и в 1949 вступили в НАТО. С 1950-х годов страна была ведущим поборником европейской интеграции и ратовала за вступление Великобритании в Общий рынок. Маастрихтский договор, заключенный в 1992 в городе Маастрихте на юге Нидерландов, способствовал трансформации Европейского экономического сообщества в Европейский союз.

 Нидерланды давно стали  центром мировых правовых учреждений. Еще в 17 в. здесь жил Гуго Гроций, один из основоположников современного международного права. В Гааге находится Международный суд ООН.

 Вооруженные силы. По  окончании холодной войны вооруженные  силы Нидерландов подверглись  значительному реформированию. Призыв, который в середине 1990-х годов  обеспечивал ок. 2/5 воинского контингента, был отменен в 1997, и теперь вооруженные силы Нидерландов состоят исключительно из профессиональных военных и добровольцев.

 Нидерландские соединения  используются в первую очередь  в войсках НАТО. В середине 1990-х  годов сухопутные войска Нидерландов  включали 10 бригад, объединенных в  2 дивизии. Часть войск размещена  в Германии. Военно-воздушные силы  насчитывали 9 эскадрилий истребителей  и 8 ракетных батарей ПВО. Военно-морской  флот состоял из 55 судов, включая  4 подводных лодки и 18 сторожевых  кораблей с управляемыми ракетами, а также располагал соединениями  морской авиации и пехоты. Как  ВВС, так и ВМФ Нидерландов  проходят подготовку совместно  с бельгийскими соединениями. Общая  численность вооруженных сил  в 1997 составляла 75,2 тыс. человек.  В 1997 доля расходов на оборону  составляла 1,91% от суммы ВВП.


Информация о работе Политика Нидерландов