Политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:55, доклад

Описание

Понятие политики. Критерии и границы политики. Понятие «политическая система». ) Политология. Парадигма.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 14.48 Кб (Скачать документ)

1. Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества.  Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий). Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придает им особый аспект — делает их объектом воздействия публичной власти. Одна и та же общественная ассоциация нередко имеет и политический, и экономический, и культурный, и религиозный аспекты.

3)     Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация может быть названа политической, если выполнение ее распоряжений постоянно осуществляется на определенной территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа» . Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянством  власти, ее распространением на определенную территорию, наличием специальных  органов принуждения.  Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером с общегосударственным (макро-) уровнем ее функционирования.

2)    Понятие «политическая система» – это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Пять факторов, влияющих на формирование систем:

1) непрерывность природной  среды, в которой живет данная  нация или ее отдельная группа;

2) материальные продукты  ее деятельности;

3) совокупность ценностей  и образцов поведения, знания  и представления о мире, передаваемые  из поколения в поколение;

4) общественные институты,  которые каждое поколение застает  как данность;

5) внешняя среда нации,  образующая вместе с нею определенный  круг цивилизации и культуры, а также политические условия.

Являясь самостоятельным  организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно  говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

1) регулирующая, касающаяся  управления поведением групп  и индивидов (ведение норм, действие  администрации и т. д.);

2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) дистрибутивная – способность  распределять и перераспределять  ресурсы, блага, услуги, знаки  отличия и прочее;

4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям.

5) саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

От типа господства зависит  устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт советской  модели политических отношений продемонстрировал  ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

4)     Политология — общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, по­литическую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д. Понимаемая в этом значении, политология аналогична экономической науке, социологии, философии и другим интегральным наукам, объединяющим соответствующие комплексы знаний о тех или иных сферах жизнедеятельности.

5)   Парадигма - это признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Понятие парадигмы было введено американским историком науки и философии Томасом Куном (р.1922), который выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм.

В истории политической мысли  использовались различные парадигмы  и прежде всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.

Теологическая парадигма  базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в божественной воле и религиозных  кодексах. Натуралистическая парадигма  основывается на рассмотрении человека как части природы и объяснении политики природной средой: географическими  условиями, биологической конструкцией, психическими свойствами человека и  т.д. Социальная парадигма истолковывает  политику через влияние на нее  других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры. Рационально-критическая  парадигма ориентирует на раскрытие  внутренней природы политики, ее важнейших  элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политики конфликтов. Отсюда появление парадигмы  конфликта, парадигмы консенсуса и  других.

Таким образом, парадигмы  отражают связь политической мысли  с философскими системами, господствовавшими  в те или иные исторические эпохи.


Информация о работе Политика