Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:02, реферат
Хотел бы предложить задуматься о таком странном и в чем-то зловещем явлении, как западная политкорректность. Во-первых, потому, что едва ли не ежедневно мы наблюдаем эту идеологию в действии, последний пример – наглядная демонстрация кинорежиссером Ларсом фон Триером тонкой грани, отделяющей свободу слова от несвободы. А во-вторых, по той причине, что есть немало желающих распространить принципы этой идеологии на Россию.
Введение Хотел бы предложить задуматься о таком странном и в чем-то зловещем явлении, как западная политкорректность. Во-первых, потому, что едва ли не ежедневно мы наблюдаем эту идеологию в действии, последний пример – наглядная демонстрация кинорежиссером Ларсом фон Триером тонкой грани, отделяющей свободу слова от несвободы. А во-вторых, по той причине, что есть немало желающих распространить принципы этой идеологии на Россию. Что такое политкорректность? Речь идет о системе всеобъемлющих негласных запретов, направленных на то, чтобы ненароком не обидеть представителей различных меньшинств – гомосексуалистов и лесбиянок (по степени внимания поборников политкорректности они – вне конкуренции), адептов «миноритарных» конфессий, поклонников экзотических форм поведения, а также групп, предположительно подвергающихся дискриминации – женщин, людей с небелым цветом кожи, инвалидов, лиц с низким уровнем интеллектуального развития, бедняков и т.д. Причем за малейшее нарушение этих запретов следуют очень суровые санкции, хотя они нигде не прописаны. В общем, эта система очень напоминает порядки, описанные Дж. Оруэллом в его гениальном романе «1984», где многие действия никак формально не запрещались, но все знали, что они жестоко караются. Что такое политкорректность? Политкорректность (от англ. politically correct — «соответствующий установленным правилам») – это разновидность неофициальной необъявленной цензуры, нашедшей своё наибольшее применение в США, но так же и в остальных странах Запада, а также в последнее время в Российской Федерации. Политкорректность в своей практике обычно маскируется под то, что можно было бы назвать «хорошим тоном», и официально направлена на то, чтобы не оскорблять и не унижать чьи-либо чувства. Например, вместо слова «инвалид», она регламентирует применять термин «человек с ограниченными возможностями» или вместо слова «негр» надлежит употреблять «афроамериканец», поскольку слово «негр» напоминает чернокожим американцам об их рабском прошлом. Вместе с тем за подобными «благими намерениями» маскируется основное назначение политкорректности — структурировать и регламентировать информационное пространство и подачу информации: отсекать от распространения политически неблагонадёжные темы и формировать общественное мнение в «правильном направлении». Первый пример: люди нетрадиционной сексуальной ориентации свободно могут заявлять о своих правах, однако любого, высказавшегося против гомосексуалистов, немедленно объявляют гомофобом. Однако в противовес этому термина «гетерофоб» не существует. То же самое касается терминов «ксенофобия-это иррациональный, постоянный, или чрезмерный страх перед иностранцами или незнакомыми людьми, не обязательно оформленная, поощряемая, терпимая или стимулируемая властями» и «кириофобия – это вид ксенофобии, заключающийся во враждебном отношении гостей к хозяевам» и т. д. Другой пример касается национализма — любое упоминание о любви к своей нации и своей родине расценивается как проявление оголтелой ксенофобии и, как следствие, распространение фашизма. Таким образом, политкорректность — это один из методов манипуляции общественным мнением с целью серьёзного влияния на помыслы людей и подавления любого протестного настроения. Это следует ещё и из того, что требования политкорректности направлены всегда только на большинство, а всякие агрессивные меньшинства могут вести себя так, как им заблагорассудится. История политкорректности Политкорректность — порождение англоязычного мира, и явилась она реакцией на другое явление этого мира — расизм. Для нас слово «негр» — нейтральное название человека с темной кожей, английское же «negro» имеет совсем другой оттенок, глубоко связанный с историей Британской империи и, позже, Соединенных Штатов. Уже в XVII веке британские поселенцы в Новом Свете столкнулись с уникальными возможностями, которые открывались на новых землях, с перспективой огромных прибылей, которые можно было извлечь от выращивания сахарного тростника, табака, хлопка. Однако эти культуры требовали огромных вложений человеческого труда. Первоначально проблема решалась за счет белых бедняков, которым богатые землевладельцы оплачивали переезд в Америку с условием, что по прибытии те отработают на них семь лет. Уже тогда появились первые черные работники, захваченные в ходе военных столкновений с испанскими колониями. Хотя их социальный статус был очень низким, за ними все же признавались определенные права и они могли трудиться бок о бок с белыми. Однако белые работники,
как подданные короны, имели определенные
права и бывали, склонны на
них настаивать — вплоть до
вооруженных выступлений Рабовладельцы, формально
являясь христианами, Однако группа христиан
во главе с Уильямом По-другому складывалась
ситуация в южных штатах США:
там рабство просуществовало
вплоть до поражения Юга в
Гражданской войне в 1865 году. Хотя
чернокожие формально получили
свободу, их положение В конце XIX — начале
XX века расизм получил новый
импульс из-за определенной В ряде штатов законодательно были запрещены браки между белым и любым человеком, у которого хотя бы прапрадед или прапрабабка принадлежали к другой расе. Распространение (особенно в 20-е годы ХХ века) получила практика линчевания — самосуда по отношению к чернокожим, обвиненным, справедливо или нет, в каких-либо преступлениях. В южных штатах существовали раздельные места — «только для белых» и «для цветных» — в ресторанах, в общественном транспорте, в залах ожидания и магазинах. Во второй половине
ХХ века наметилось Федеральные власти к тому времени уже вполне осознавали, что расовая дискриминация себя изжила, а кроме того, ставит под угрозу позицию США в глобальном противостоянии с Советским Союзом. В итоге расизм был поставлен вне закона, а все ограничения «только для белых» — отменены. Мартин Лютер Кинг по сей день остается одним из наиболее почитаемых национальных героев в США, а движение за гражданские права чернокожих служит образцом для других подобных общественных инициатив. Очевидно, что зло расизма не сводилось к дурным законам, которые достаточно было просто отменить. Оставались глубоко въевшиеся предрассудки, оставалась отсталость чернокожего населения, вызванная столетиями притеснений. Решить эту проблему пытались (и пытаются) путем так называемой позитивной дискриминации — предоставления чернокожим определенных преимуществ в получении образования и работы. В наше время эта практика является предметом споров, так как многие полагают, что она заходит слишком далеко, становясь несправедливой уже по отношению к белым, да и чернокожим внушая не стремление пробиваться к жизни, а иждивенческие настроения. Политкорректность Все это не только
понятно, но и похвально —
можно только порадоваться Однако дальше стало
происходить то, что происходит
с добродетелями, Становится выгодным ассоциировать себя с «угнетенным меньшинством», причем не обязательно с чернокожим. Так, статус «угнетенных» с большим или меньшим основанием присваивают себе активисты, выступающие от имени других групп — этнических, религиозных или социальных. Требования политкорректности становятся все более странными — например, некое «общество ведьм» объявляет отказ католического прихода предоставить им зал для проведения их собрания актом преследования религиозного меньшинства и возобновлением средневековых гонений. Политкорректный взгляд на историю воспринимает ее с точки зрения «угнетенных меньшинств»: ведьм, еретиков, гомосексуалистов, всех, кто подвергался преследованию или дискриминации. В таком восприятии мира неизбежно вырисовывается зловещая фигура «всеобщего угнетателя» — традиционной европейской христианской цивилизации, на которой лежит вина за бесконечные преследования меньшинств. Таким образом, Это особенно заметно
в случае борьбы за права
так называемых сексуальных В действительности
же гомосексуалисты подобны Что это означает
на практике? То, что Церковь в
ряде стран сталкивается с
давлением, ставящим своей Так изначально хорошее
стремление — желание защитить
угнетенных — перерождается в
новую государственную Политкорректность по-советски. Наверное, многие еще помнят многочисленные клише советской пропаганды: «новая социальная общность – советский народ», «пролетарский интернационализм», «международная солидарность трудящихся», «советское искусство, национальное по форме и социалистическое по содержанию», «развитой социализм» и тому подобное. Советский новояз тоже возник не на пустом месте, у него тоже была своя важная социальная функция, именовавшаяся «политической целесообразностью». Функция эта, по сути своей, состояла в обосновании необходимости, ради построения коммунизма в отдельно взятой стране, принесения в жертву национальных интересов России и населяющих ее народов, и, прежде всего, интересов русского народа, в жертву задаче ускоренного развития национальных окраин Советского Союза. Такова была логика национальной политики коммунистического руководства СССР. Поэтому вкладывались огромные средства в строительство промышленной и социальной инфраструктуры в национальных республиках. Ради этого представители национальных меньшинств получали преимущество при поступлении в высшие учебные заведения. Ради этого «национальные кадры» получали преимущество при занятии руководящих должностей в тех же национальных республиках. Ради этого делалось все возможное для развития национальных культур, литератур и кинематографий. Результат известен. Более того, результат был предопределен. Советская элита сама сделала
все возможное для ускоренного
роста национального А ведь уже в 70-80-е годы, помнится, признание лицемерности советского новояза было очевидным фактом общественной жизни. И именно необходимость лицемерить ради продолжения карьеры (да и просто ради сохранения возможности нормальной жизни в обществе) была одной из основных причин фактического паралича общественного развития, приведшего к «катастройке»: лицемеры взялись учить общество честности и «новому мышлению». На самом деле, между американской политкорректностью и советским новоязом немало общего. Не меньше, чем между коммунизмом и либерализмом.
Методы демонстрации политкорректности Вот несколько простых, наиболее невинных и даже забавных примеров. По сообщению агентства Reuters от 2 марта 2001г., «согласно новому закону штата Южная Дакота производится смена названий городов, не соответствующих нормам политкорректности. В частности, изменяются все названия, содержащие «оскорбительные для всех людей штата Южная Дакота, его истории (!-авт.) и культурного наследия (!!-авт.) слова «скво» (Squaw – женщина, индианка) или «нигро» (Negro – негр)». Например, город Скво-Лэйк (Squaw Lake) превращается в Серенити-Лэйк (Serenity Lake), а город Нигро-Галч (Negro Gulch) станет называться Ласт-Чэнс-Галч (Last Chance Gulch). Всего подлежит переименованию 39 городов штата. Аналогичные шаги уже предприняты в штатах Мэн, Монтана, Миннесота». Как хотите, а такая забота
об историко-культурном наследии сильно
смахивает на советскую манеру переименовывать
города к очередной смене курса
или вождя. Интересно было бы знать,
не станут ли сотрудники тамошнего
министерства правды вносить соответствующие
изменения и в архивы – переделывать
старые номера газет или там записи
в регистрационных книгах, как
завещал великий классик Еще пример, еще более оптимистический, но по другую сторону Атлантики. По сообщению издания «Время новостей» от 25.10.2001г., «Еврокомиссия после внимательного изучения (!-авт.) законодательства ЕС, касающегося равенства полов (!!-авт.), пришла к заключению, что Дед Мороз (Father Christmas) не нуждается в сопровождении "Бабы Мороз" (Mother Christmas). Инициатива британской компании Woolworth’s Group, пытавшейся на основании соблюдения правовых нормативов ЕС выпускать наряды и для «деда», и для «бабы», признана необоснованной. Еврокомиссия не желает заниматься созданием новых сексуальных стереотипов сказочного свойства». Хорошо, хоть тут ума хватило не перелицовывать, а ведь могли бы, могли… Просто не нашлось лоббирующей группы, заинтересованной в изменении новогодних стереотипов западного обывателя, по методу производителей популярного в массах американского шипучего напитка. Смешной пустячок, в общем. Да вот как тут не вспомнить советских архитекторов нового общества, ради борьбы с религией изменивших календарь, запретивших празднование Рождества, а затем и легализовавших милый даже и советскому обществу праздник уже в виде сугубо атеистического Нового года (в приснопамятном 37-ом году, кстати). В результате в современном российском общественном сознании с его полустихийной тягой к традиционной религиозности эти два ранее неразрывно связанных события существуют одновременно и шизофренически порознь. Глубоко сомневаюсь, чтобы это было так уж смешно и безобидно. Особая статья – политкорректность
после 11 сентября 2001 года. То обстоятельство,
что политкорректность Вот краткий перечень. Осенью 2001 г. корпорация Clear Channel Communications, владеющая более чем одной тысячей FM-радиостанций, составила список из примерно 150 песен, запрещенных к трансляции. Обосновывается введение цензуры, что характерно, именно требованиями политкорректности, причем само слово «цензура» признано не соответствующим нормам политкорректности и потому изъято из употребления — запомним это. Сам список составлен с учетом типично цензорских приемов реагирования на неприятную ситуацию: запрещены песни, в которых так или иначе упоминаются полеты, огонь, бомбардировки и смерть. Всяческий пессимизм, любые намеки на какие то бы ни было катастрофы и ужасы, преступления и войны признаны неуместными. Спешно исправляются тексты песен и аннотаций, обложки альбомов и видеоклипы, и даже уже отснятые кинофильмы, в том числе «Spiderman» и «Men in black-2», из которых спешно стирают башни центра всемирной торговли. Но и сам по себе подход к разделению на чистых и нечистых выглядит нелепым и крайне лицемерным. Например, британская группа с символичным в наше время названием Bush была вынуждена заменить свой выходящий сингл «Speed Kills» («Скорость убивает») на «The People That We Love» («Люди, которых мы любим»). Запрещена новая песня группы Primal Scream под названием «Bomb the Pentagon». Отменен выход нового видеоклипа Cranberries, потому что в нем самолеты летали над небоскребами, а вокруг лежали трупы. Отменен выход клипа группы The Dave Matthews Band под названием «When the World Ends» («Когда кончается мир»), ввиду излишнего пессимизма. Запрещена «Лестница на небо» Led Zeppelin — неизвестно почему. Запрещен хит Фрэнка Синатры «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — видимо, на всякий случай. И так далее, и тому подобное. Причем подобное происходит не только в данной корпорации, но и на западном медиарынке в целом. Полное впечатление, что топ-менеджеры американского медиасообщества в 80-е годы проходили стажировку в советском Гостелерадио. Но нет, конечно, не в этом дело. Просто принципы либеральной политкорректности и советской пропаганды удивительно схожи. И главный среди них — всегда присваивать реальному явлению фальшивый ярлык, то есть никогда и ни за что не называть вещи своими именами. Между тем политкорректность диктует свои нормативы не только в шоу-бизнесе. В 90-е годы, например, распространилась практика предоставления преимуществ представителям расовых меньшинств при поступлении на работу и получении высшего образования. Ни к каким иным результатам, кроме снижения качества профессиональной подготовки и реального уровня работы сформированного таким образом корпоративного персонала, данные меры привести не могли, и не привели. Во многом именно ввиду доминирования политкорректности снизился уровень конкурентоспособности американского общества, во многом поэтому и завершается период американского благополучия. Несомненно, большая часть американской элиты сознает степень опасности создавшегося положения. Администрация президента Буша в ускоренном темпе избавляется и от излишнего либерализма, и от сопутствующих ему ограничений политкорректности. Примеров тому множество — от назначения на должность генерального прокурора Р. Эшкрофта, которого американские либералы считают расистом, отказа от соблюдения экологических норм Киотского протокола, до демонстративно брутального поведения в сфере международных отношений, где администрация США просто игнорирует любые нормы и договоренности, не соответствующие ее сегодняшнему представлению о собственных национальных интересах. Интересно в этой связи мнение типичного американского интеллектуала, преподавателя экономики из Йельского университета Стивена Морриса, высказанное на страницах вполне либеральной The Economist Newspaper: «политкорректность может быть не только признаком слабоумия, но и вполне рациональным, выверенным поведенческим признаком. Строгое соблюдение правил политической корректности постепенно создает человеку (политику — в глазах избирателей, советнику политика — в глазах самого политика) определенную репутацию, являясь опознавательным признаком, сигнализирующим о принадлежности к либеральной идеологии. Однако, использование политкорректности в этих целях может служить только тактическим целям создания репутации, но не стратегическим целям проведения в жизнь какой-либо политической линии». Сказано достаточно ясно. Далее следует весьма ироничный комментарий американской «Экономической газеты»: «К счастью, эта газета уже имеет достаточно либеральную репутацию, чтобы избежать обвинений в сексизме за употребление таких слов, как, например, Congressman или Businessman». Как знать, как знать…
Заключение Идеология, связанная с такими понятиями, как «политкорректность» и «толерантность», уже успела навлечь на себя общее раздражение. И хотя нельзя сказать, чтобы мы в России были сильно угнетены этими явлениями (в отличие, скажем, от христиан Швеции или Британии), но слова эти нередко уже звучат как ругательство. И тут возникает опасность того, что вещи явно дурные или аморальные начинают оправдывать своей «неполиткорректностью». «Я сейчас неполиткорректную вещь скажу», — нередко вступление к чему-то действительно враждебному и расистскому. Возникает ситуация, описанная
русским философом Г. П. Похожая ситуация возникает
и с политкорректностью: раз нехристианское
(а местами и антихристианское)
движение проповедует отказ от
«языка вражды» — будем В основании всего
этого лежит очевидная ошибка
— христиане не являются Именно Христос является
той точкой отсчета, утратив
которую движение, начинавшееся
как бесспорно нравственное, в
наше время заблудилось. Мы
тоже заблудимся, если будем взирать
не на Христа, а на что-то
другое. Идеология политкорректности
и толерантности Нехристиане занимают
нишу, оставленную христианами, —
где верующие люди не желают
быть миротворцами, там, сообразно
своим представлениям, о мире
и справедливости заботятся |