Политолитические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание

Исследование политических режимов, динамика их развития в современном мире - одна из насущных проблем политической науки, имеющих не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире идет интенсивный процесс перехода тоталитарных, авторитарных режимов в демократические. Происходит важное переплетение элементов традиционных и современных форм политических режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации.

Содержание

Введение
Политический режим как категория политологии………………........4
Критерии классификации и основные типы политических режимов .6
3.Политический режим в России :история и современность……….......16
Заключение………………………………………………………….……..20
Библиографический список……………………………………………....22

Работа состоит из  1 файл

Политология .docx

— 49.58 Кб (Скачать документ)

Политические  режимы

            План:

  Введение

  1. Политический режим как категория политологии………………........4
  2. Критерии классификации и основные типы политических режимов .6

3.Политический  режим в России :история и современность……….......16

 Заключение………………………………………………………….……..20

 Библиографический список……………………………………………....22  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Исследование политических режимов, динамика их развития в современном мире - одна из насущных проблем политической науки, имеющих не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире идет интенсивный процесс перехода тоталитарных, авторитарных режимов в демократические. Происходит важное переплетение элементов традиционных и современных форм политических режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации.

     Политический режим  (управление) - одна из базисных категорий политической науки. Он выступает в качестве саморегулирующейся модели функционирования политической системы общества.

     Политический режим как способ  функционирования политической  системы общества отражает совокупность  приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных  политических отношений, прав  и свобод граждан, степень их  политической активности, состояние  законности. Это определенный политический  климат в данном обществе и  своеобразный индикатор личности  в нем.

     При всем многообразии возможных  типов и форм политических  систем чаще всего их рассматривают  под углом зрения существующего  в обществе политического режима (демократического, тоталитарного,  авторитарного), в наибольшей мере  определяющего параметры функционирования  системы. Политическому режиму  принадлежит весьма важная роль  в жизнедеятельности общества, выражении  интересов различных общностей, политических сфер, влияющих на экономическую, социальную и духовную жизнь.

     В мире происходит постоянная  эволюция политических режимов.  Практика показала, что помимо  основных существуют многочисленные  переходные, смешанные и гибридные  политические режимы, которые весьма  сложно проанализировать на основе  устоявшихся в науке подходов.

    При исследовании политических режимов, их классификации необходимо, на мой взгляд, особое внимание обратить на сравнительный метод и анализ основных систем управлений в обществе, который дает возможность познать политические процессы в современном едином и противоречивом мире, ознакомиться с общечеловеческими ценностями мирового политического опыта, формированием новой цивилизации, демократического и гуманистического общества.

При рассмотрении основных типов политических режимов  и их разнообразных форм нет достаточного количества теоретического материала  и практического опыта развития различных стран мира.                
 
 
 
 

 
 
 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК КАТЕГОРИЯ ПОЛИТОЛОГИИ

 

     В науке существуют два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социо-культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

     Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход. Он позволяет в качестве агентов власти рассматривать не только правительство или официальные структуры, но и все социальные силы, реально влияющие на принятие и осуществление решений.

     Некоторые политологи выделяют несколько основных признаков политического режима.

     Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления, поскольку он способствует организации макросоциальных процессов.    Поэтому по содержанию он близок к политической системе, отражая ее динамический аспект.

     Режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и ее определенную стабильность, поскольку все элементы системы приводит в упорядоченное взаимодействие.

     Режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность правящему классу выполнять возложенные на него полномочия. - Любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно отличается от других.

     Режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.

     Не случайно американские политологи указывают на то, что тот или иной политический режим представляет собой специфический период действия политической власти в рамках определенной политической системы.

     Политический режим можно охарактеризовать как совокупность способов, средств и характера осуществления властных отношений во всех сферах общественной жизни, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

     Таким образом, политический режим олицетворяет собой всю политическую систему общества, характер принятия политических решений и протекания политических процессов, т.к отражает распространение власти на всех уровнях социальной организации общества.

     Категория "политический режим", воплощает в себе реальную политическую власть в обществе и методы ее осуществления. Она характеризует также то, как соотносятся и взаимодействуют в данном социальном организме гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.  
 
 
 
 

1

2

     КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ  

     Наиболее  принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные. В то же время считаем важным подчеркнуть, что типологизация во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии "демократия—авторитаризм". В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования.

     Возьмем, например, режим, возникший с падением коммунизма в России. Очевидно, что  этот режим недостаточно рассматривать  в терминах авторитаризма и демократии (хотя делать это совершенно необходимо), даже используя для уточнения  термины "посттоталитарный", "поставторитарный" или "полудемократический". Реальная действительность оказывается богаче схем, тем более, что в данном случае мы имеем дело лишь с одной из таких схем. В целях большей наглядности попробуем приложить к российской реальности не одну, а несколько имеющихся в политической науке классификаций.

     Классификация первая: "охлократия — олигархия  — тирания".

     Классификация вторая: "либеральный — умеренный  — репрессивный режимы".

     Классификация третья: "демократический — авторитарный — тоталитарный режимы". Из этих классификаций применительно к  советскому режиму чаще других использовалась третья. Однако, как мы уже сказали, в постсоветских условиях ее аналитический потенциал весьма ограничен.

     Какие критерии были положены в основание данных классификаций, и рассмотрим советский режим в динамике и с трех различающихся точек зрения.

     Демократические и авторитарные режимы, строго говоря, различаются между собой тем, каков механизм осуществления власти. Авторитарные режимы предполагают наличие более или менее жестко централизованной системы власти и контроля, отличающуюся слабостью обратных связей между управляющими и управляемыми, в то время как демократия есть система, созданная "снизу", на основе четкого взаимообмена и регулярной смены лиц, осуществляющих управление обществом. Демократический режим не способен контролировать любую из общественных сфер (экономическую, политическую, социальную) иначе, как на основе закона, это — правление закона, формальной процедуры.

     Один  и тот же режим может быть в  одно и то же время олигархическим, умеренно-репрессивным и авторитарно-тоталитарным. Напротив, двум явно различающимся  режимам могут быть присущи одни и те же характеристики, например, способность контролировать значительную часть сфер общественной жизнедеятельности.

     Конечно, между приведенными классификациями  прослеживается корреляция. Например, вполне очевидно, что тоталитарный режим едва ли может довольствоваться репрессиями, не прибегая к террору. Еще труднее поверить в то, что  тоталитаризм может быть умереннорепрессивным. С другой стороны, тирания вполне может совмещаться с неспособностью подчинить своему контролю все общество и быть авторитарной, а не тоталитарной по своей природе. Корреляция несомненна. Однако различие приведенных типологий может иметь и вполне принципиальное значение. Скажем, вряд ли справедливым будет полагать, что олигархический режим — переходный на пути от тоталитаризма к демократии, ибо разделение этих режимов сделано по различным основаниям и характеризует режим с существенно различающихся сторон.

       На ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономика формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая нe редко складывается вопреки интересам господствующего класса.

Обычно выделяют три основных типа политического  режима: тоталитарный, авторитарный и  демократический.

ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г. 
Теория тоталитаризма складывается в 40-50-х годах XX в. в работах Хайека, Бжезинского, Ганны Арендт и др. 
Если тоталитаризм характеризовать как политический режим, то он представляет собой режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. 
Вместе с тем политологи отмечают, что тоталитаризм - это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества. И в этом смысле тоталитаризм - это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. 
  В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. 
Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политический режим характеризуют следующие моменты:

  1. монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;
  2. претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной;
  3. коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - "машина", человек - "винтик" и т. п.);
  4. идеологизацця всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;
  5. крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал "Закон против образования новых партий" от 4 июля 1933 г., параграф первый которого гласил: "В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия");
  6. монополия на информацию;
  7. полный контроль над средствами массовой информации;
  8. полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни;
  9. распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;
  10. систематический массовый террор против своего населения;
  11. прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;
  12. отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;
  13. вся полнота власти принадлежит аппарату одной "партии", которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуществляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политическую систему;
  14. запрет на существование всяких иных политических партий и движений;
  15. жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет культовая фигура вождя.

Основные  разновидности тоталитаризма - коммунистический тоталитаризм, фашизм (впервые был установлен в Италии в 1922 г.), национал-социализм (возниквГерманиив1933г.). 
В нашей стране тоталитарный режим утвердился в конце 20-х годов и существовал до начала 50-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в принудительном насаждении одной-единственной идеологии - "марксизма-ленинизма".

Информация о работе Политолитические режимы