Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:39, контрольная работа
Исследование политических режимов, динамика их развития в современном мире - одна из насущных проблем политической науки, имеющих не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире идет интенсивный процесс перехода тоталитарных, авторитарных режимов в демократические. Происходит важное переплетение элементов традиционных и современных форм политических режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации.
Введение
Политический режим как категория политологии………………........4
Критерии классификации и основные типы политических режимов .6
3.Политический режим в России :история и современность……….......16
Заключение………………………………………………………….……..20
Библиографический список……………………………………………....22
Политические режимы
План:
Введение
3.Политический режим в России :история и современность……….......16
Заключение…………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………....22
ВВЕДЕНИЕ
Исследование политических режимов, динамика их развития в современном мире - одна из насущных проблем политической науки, имеющих не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире идет интенсивный процесс перехода тоталитарных, авторитарных режимов в демократические. Происходит важное переплетение элементов традиционных и современных форм политических режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации. Политический режим (управление) - одна из базисных категорий политической науки. Он выступает в качестве саморегулирующейся модели функционирования политической системы общества.
Политический режим как способ
функционирования политической
системы общества отражает
При всем многообразии
В мире происходит постоянная
эволюция политических режимов. При исследовании политических режимов, их классификации необходимо, на мой взгляд, особое внимание обратить на сравнительный метод и анализ основных систем управлений в обществе, который дает возможность познать политические процессы в современном едином и противоречивом мире, ознакомиться с общечеловеческими ценностями мирового политического опыта, формированием новой цивилизации, демократического и гуманистического общества. При рассмотрении
основных типов политических режимов
и их разнообразных форм нет достаточного
количества теоретического материала
и практического опыта развития
различных стран мира. | |
В науке существуют два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социо-культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход. Он позволяет в качестве агентов власти рассматривать не только правительство или официальные структуры, но и все социальные силы, реально влияющие на принятие и осуществление решений.
Некоторые политологи выделяют несколько основных признаков политического режима.
Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления, поскольку он способствует организации макросоциальных процессов. Поэтому по содержанию он близок к политической системе, отражая ее динамический аспект.
Режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и ее определенную стабильность, поскольку все элементы системы приводит в упорядоченное взаимодействие.
Режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность правящему классу выполнять возложенные на него полномочия. - Любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно отличается от других.
Режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками.
Не случайно американские политологи указывают на то, что тот или иной политический режим представляет собой специфический период действия политической власти в рамках определенной политической системы.
Политический режим можно охарактеризовать как совокупность способов, средств и характера осуществления властных отношений во всех сферах общественной жизни, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Таким образом, политический режим олицетворяет собой всю политическую систему общества, характер принятия политических решений и протекания политических процессов, т.к отражает распространение власти на всех уровнях социальной организации общества.
Категория "политический режим",
воплощает в себе реальную политическую
власть в обществе и методы ее осуществления.
Она характеризует также то, как соотносятся
и взаимодействуют в данном социальном
организме гражданское общество и государство,
каков объем прав и свобод личности, социальных
групп и реальные возможности их осуществления.
1
2
КРИТЕРИИ
КЛАССИФИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные. В то же время считаем важным подчеркнуть, что типологизация во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии "демократия—авторитаризм". В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования.
Возьмем, например, режим, возникший с падением коммунизма в России. Очевидно, что этот режим недостаточно рассматривать в терминах авторитаризма и демократии (хотя делать это совершенно необходимо), даже используя для уточнения термины "посттоталитарный", "поставторитарный" или "полудемократический". Реальная действительность оказывается богаче схем, тем более, что в данном случае мы имеем дело лишь с одной из таких схем. В целях большей наглядности попробуем приложить к российской реальности не одну, а несколько имеющихся в политической науке классификаций.
Классификация первая: "охлократия — олигархия — тирания".
Классификация вторая: "либеральный — умеренный — репрессивный режимы".
Классификация
третья: "демократический —
Какие критерии были положены в основание данных классификаций, и рассмотрим советский режим в динамике и с трех различающихся точек зрения.
Демократические и авторитарные режимы, строго говоря, различаются между собой тем, каков механизм осуществления власти. Авторитарные режимы предполагают наличие более или менее жестко централизованной системы власти и контроля, отличающуюся слабостью обратных связей между управляющими и управляемыми, в то время как демократия есть система, созданная "снизу", на основе четкого взаимообмена и регулярной смены лиц, осуществляющих управление обществом. Демократический режим не способен контролировать любую из общественных сфер (экономическую, политическую, социальную) иначе, как на основе закона, это — правление закона, формальной процедуры.
Один и тот же режим может быть в одно и то же время олигархическим, умеренно-репрессивным и авторитарно-тоталитарным. Напротив, двум явно различающимся режимам могут быть присущи одни и те же характеристики, например, способность контролировать значительную часть сфер общественной жизнедеятельности.
Конечно, между приведенными классификациями прослеживается корреляция. Например, вполне очевидно, что тоталитарный режим едва ли может довольствоваться репрессиями, не прибегая к террору. Еще труднее поверить в то, что тоталитаризм может быть умереннорепрессивным. С другой стороны, тирания вполне может совмещаться с неспособностью подчинить своему контролю все общество и быть авторитарной, а не тоталитарной по своей природе. Корреляция несомненна. Однако различие приведенных типологий может иметь и вполне принципиальное значение. Скажем, вряд ли справедливым будет полагать, что олигархический режим — переходный на пути от тоталитаризма к демократии, ибо разделение этих режимов сделано по различным основаниям и характеризует режим с существенно различающихся сторон.
На ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономика формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая нe редко складывается вопреки интересам господствующего класса.
Обычно выделяют три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Термин "тоталитаризм"
происходит от латинского слова "totalis"
- весь, целый, полный. В политический лексикон
его впервые ввел для характеристики своего
движения Бенито Муссолини в 1925 г.
Теория тоталитаризма складывается в
40-50-х годах XX в. в работах Хайека, Бжезинского,
Ганны Арендт и др.
Если тоталитаризм характеризовать как
политический режим, то он представляет
собой режим, осуществляющий всеобъемлющий
контроль над населением и опирающийся
на систематическое применение насилия
или его угрозу.
Вместе с тем политологи отмечают, что
тоталитаризм - это не просто политический
режим как характеристика власти, а практически
способ организации общества. И в этом
смысле тоталитаризм - это политический
способ организации всей общественной
жизни, характеризующийся всеобъемлющим
контролем со стороны власти над обществом
и личностью, подчинением всей общественной
системы коллективным целям и официальной
идеологии.
В дальнейшем тоталитарные идеи получили
развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса,
Ницше и др.
Тоталитаризм как способ организации
общественной жизни и политический режим
характеризуют следующие моменты:
Основные
разновидности тоталитаризма - коммунистический
тоталитаризм, фашизм (впервые
был установлен в Италии
в 1922 г.), национал-социализм (возниквГерманиив1933г.).
В нашей стране тоталитарный режим утвердился
в конце 20-х годов и существовал до начала
50-х. После этого он оставался авторитарной
диктатурой КПСС с сильными пережитками
тоталитаризма, заключавшимися в принудительном
насаждении одной-единственной идеологии
- "марксизма-ленинизма".