Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека.

Содержание

Содержание:
Введение………………………………………………………………….3-7
Глава 1: Объект и предмет политологии…………………………...8-10
Глава 2: Структура и функции политологии……………………..11-14
Глава 3: Методы политических исследований…………………...15-20
Заключение……………………………………………………………21-22
Список использованной литературы………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 36.99 Кб (Скачать документ)

Глава 2: Структура и  функции политологии. 

Само  понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности. 

Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому  могут быть соответственно дифференцированы. 

Выделим первую группу - “классических  теоретических функций”. В нее входят: 

1) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении  исследователю в рамках политологии  и за ее пределами определенного  запаса терминов, понятий и категорий,  а также правил описания отражающих  содержание политической действительности, охваченное в этих категориях  и понятиях. Это позволяет ответить  на вопрос “что и как делается? ”; 

2) объясняющая  функция, предоставляющая определенные  объяснения политических процессов  и событий на основе выявленных  тенденций, фактов, закономерностей.  Это позволяет ответить на  вопрос “почему делается так,  а не иначе? ”; 

3) прогностическая  функция. Ее назначение состоит  в формулировании предвидения  в соответствии с утверждениями,  которые прежде были использованы  для объяснения. 

Одна  из целей науки - прогноз. Поэтому  ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько  адекватно оно отражает те или  иные тенденции, но и тем, в какой  степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес  вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий. Заметим, что определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества не входит в функцию политологии (это прерогатива науки прогностики). 

Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит  в описании, объяснении и прогнозе. 

Вторая  группа функций политологии  носит прикладной характер: 

1) методологически  оценивающая. Она представляет  исследователю систему методов  и исследовательских процедур. Это  своего рода теория политических  технологий и политического анализа;  формулирование оценок познавательной  полезности результатов этих  исследований; 

2) интегрирующая  функция, которая состоит в  создании возможности использования  достижений других дисциплин.  То есть насколько данная наука  на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического  инструментария способна сотрудничать  с родственными науками, обогащая  себя и “соседа”. 

Третья  группа функций - реализуемые  за пределами науки: 

1) инструментально-рационализирующая  (управленческая), дающая субъектам  политики знания о политической  обстановке, ситуации и средствах  успешного воздействия на них.  Она отвечает на вопрос - “как  и почему? ” Политология выступает  здесь одним из элементов системы  средств, реализующих политические  цели и являющихся инструментом  формирования ситуации, оптимальной  для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности; 

2) идеологическая  функция, построенная вокруг вопроса  - “для чего? ” Она состоит  в перестройке содержания функционирующих  общественно-политических ценностей,  в обосновании существенной связи  ценностей, мотивирующих действия  участников политических событий.  Все рассмотренные функции политологии  отражают ее тесную связь с  жизнью. Их реализация на разных  уровнях политической жизни показывает  политологию как науку действующую,  как одну из важных общественных  дисциплин, роль которой сегодня  в политической модернизации  России неуклонно возрастает. 

Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных  сторон его жизнедеятельности, функционирующих  и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует  политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного  факторов. Политическая система и  в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные  с проблемами политики, с политическими  потребностями и ценностями, политическими  ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к  самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в  обществе. 

Круг  вопросов политического знания довольно широк, и можно сделать вывод  о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое  заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них, присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным. 

Поэтому политология, как и любая общественная наука, если она хочет предотвратить  дезинтеграцию или утрату своего структурного единства, сохранить и  повысить свое научное и практическое значение, обязана постоянно уточнять свой предмет, категориальный аппарат (язык науки), методы и функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3: Методы политических исследований. 

Общепризнано, что методы исследования - это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. В современной  политической науке, существует два  уровня методологических исследований: теоретический и прикладной. Все зависит, как правило, от направленности исследования. Если говорить о теоретических методах исследования, то здесь можно назвать такие методы как: 

1. Обще-логический  метод, являющийся самым распространенным  в любом научном исследовании. Он включает в себя различные  элементы: индукцию и дедукцию, анализ  и синтез, абстрагирование, обобщение,  аналогию, мысленный эксперимент. 

2. Сравнительный  метод один из важнейших методов  в политологии, т.к. наиболее  строгий политический анализ  и выводы науки могут быть  достигнуты лишь путем сравнения  различных политических систем, различных форм правления, различных  методов и способов реализации  власти и т.д. Сравнительный  метод может и должен использоваться  политической наукой с точки  зрения выявления методологии  самой науки, используемой различными  школами и направлениями мировой  науки. 

3. Социологический  метод в политической науке  может носить двоякий характер. Во-первых, это теоретические аспекты  рассмотрения с точки зрения  общей социологии политики. А  во-вторых, это разработка конкретных  социологических исследований. Как  правило, это связано с прикладными  исследованиями, разработкой социологических  методик как для анализа конкретных  политических явлений (например, рейтинг политических лидеров  или партий) так и для политического  менеджмента и маркетинга. 

4. Исторический  метод в политической науке  имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного государства, его традиций и обычаев, стереотипов политического сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе. 

5. Системный  метод в политической науке  рассматривает любое политическое  событие с точки зрения анализа  общественно - политической системы.  Целью этого анализа является  выявление взаимосвязей и взаимозависимости  отдельных элементов объекта  исследования, будь то политический  строй, конституция, государство  или что-то иное. 

6. Психологический  метод в политической науке  имеет целью исследования: 

а) политическое поведение отдельных личностей  и политических лидеров в конкретной ситуации, называется бихевиористическим методом; 

б) политическое поведение групп, движений, партий в  моделируемой политической ситуации, что получило название бихевиорального подхода; 

в) поведение  политической системы в условиях воздействия на нее неблагоприятных  факторов и возможных вариантов  ее трансформации в последующем  развитии, что получило название пост - бихевиорического анализа; 

г) политическое сознание и его стереотипы у разных слоев населения, выявление политических мотивов и их социальной обусловленности, выявление привычных связей, характерного поведения, процесса политической социализации, политических взрывов общественного сознания и их обусловленность, способы тушения политической активности и т.д., что получило название социально-психологического подхода в политической науке. 

7. Институциональный метод политической науки занимается непосредственно изучением всего спектра государственных институтов, политических и правовых норм развития, парламентской деятельности государства, регламента, разделения властей на различные ветви и уточнение их функциональной нагрузки и т.д., что, можно назвать одним словом - государствоведение. 

8. Метод  принятия решения. 

Мостиком  между общетеоретическими и прикладными  методами выступает бихевиоризм. Такое  направление как бихевиоризм  возникло в американской политологии  на рубеже двух веков - девятнадцатого и двадцатого и представляет новую  методологию в общественных науках. Оно исходит из идеи единства науки  и возможных способах человеческого познания через опыт и его логическое обобщение. Познание требует анализа реальных фактов доступных для проверки. Все научные теории выводятся из гипотез, обобщающих эмпирическое знание. Научность теории вытекает из верификации, т.е. из возможности проверить теорию опытом. 

Таким образом, политология должна изучать  непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи научно - экспериментальных эмпирических методов. Персонифицированное изменение  политики должно опираться на анализ наблюдаемого индивидуального и  группового поведения, на анализ его  мотивов, на разграничение фактов и  ценностей, т.к. исследователь должен быть свободен от личных пристрастий, политических интересов и политического давления. В основе должны лежать только факты и логика. Соответственно, в политологии не только возможно, но и необходимо использования методов других наук. Например, речь может идти о математических методах, о статистических данных, о результатах социологических опросов и анкетирования, о компьютерном моделировании вообще. Все эти методы носят прикладной характер, т.к. они направлены на решение практических политических задач. Это создает как бы двусторонность вектора политического исследования, один конец которого направлен на политику как на сферу жизни общества, другой в плоскость пересечения личностных интересов и волевых устремлений различных групп, партий, движений, организаций, учреждений и институтов. В прикладной политологии далеко не всегда используются теоретические выводы и положения, такие как сущность власти, демократии, политического и государственного режима и т.д. 

С другой стороны, прикладная политология снимает  неопределенность теоретических выводов, представляя богатый эмпирический материал, раскрывающий характер политологических лидеров, правящей и оппозиционной  элиты. Раскрываются отличительные  особенности тех или иных политических систем, государственных институтов, политических режимов, характер процесса принятия решений, сущность текущих  политических событий и процессов. 

Отличием  прикладных исследований являются практические рекомендации на текущий момент, выводы о преимуществах тех или иных методов управления и поведения  политических лидеров и партий, формирование политического имиджа, технологии процесса политических выборов и т.д. Специалистам по прикладной политологии являются аналитики и эксперты различных  политико-аналитических центров, советники  политических лидеров, имиджмейкеры, маркетологи и пр. Центры и институты политического анализа существует не только на внутригосударственном уровне, но и на международном. Они решают вполне конкретные политические задачи, моделируя различные ситуации в различных регионах мира, анализируя возможность и невозможность применения военной силы для разрешения политических и геополитических целей, выдавая рекомендации для разрешения политических конфликтов разного уровня и т.д. 

Информация о работе Политология как наука